Главная Воспоминания Константина Алексеевича ГОЛУБКОВА (1920 — 1998), жителя д. Дубровки
23:20 Воспоминания Константина Алексеевича ГОЛУБКОВА (1920 — 1998), жителя д. Дубровки |
На этой поляне был ток тетеревов. Рано весной, как только появлялись проталины, петухи-тетерева слетались на эту поляну и мерялись своей силой -заводили петушиные драки за овладение тетёрками, которые тоже слетались сюда и рассаживались вокруг на берёзах. Победители имели право выбирать себе подругу для продолжения потомства. Очень зрелищно, ибо все сцены происходили рано-рано утром, ещё до восхода солнца, и заканчивались, как только взойдёт оно. Поэтому охотники приходили и с нетерпением ждали начала «спектакля». Для этого строили шалаш. Очень простой: каркас из жердей сверху обкладывался ветками тех деревьев, которые окружали место вокруг шалаша. Строили его днём и раньше начала тока. Недели за две, чтобы тетерева выбирая место, привыкали к местности.
Эта поляна и место тока были выбраны Сергеем Антоновичем Клычковым, и он ими пользовался несколько лет. Приходил и один, и с товарищами, размещались в шалаше и тихим голосом вели разговор. Но как только прилетит хоть один тетерев, прекращали разговор даже шёпотом и, затаив дыхание, с нетерпением ждали «начала»... Из местных охотников все знали, что это место С. А. Клычкова и по охотничьим «законам» самовольно не приходили сюда и не ставили шалаши. Так и пошло в народе - «шалаш писателя», или «писательский шалаш».
К востоку от дебрей мелколесье росло редкое. Это были места «тяги» на вальдшнепов. Вальдшнеп день отсиживался в болоте, а при закате и восходе солнца «тянул», то есть делал перелёты с места на место, ища подругу.
С. А. Клычков очень любил «тягу» и часто ходил вместе с М. М. Пришвиным, который говорил, что если ничего не убьют, очень хорошо, ведь охота - пуще неволи.
Меня в мои юношеские годы брал с собой отец и учил премудростям охоты. Я до сих пор из всех охот люблю «тягу» и «тока». Ведь при этих охотах не бродишь по лесу, а сидишь и ждешь, когда на тебя выйдет тетерев или вальдшнеп. Есть время и подумать и помечтать.
Очень любил Сергей Антонович охоту на дупеля, бекасов и других птиц с собакой, когда, учуяв прячущуюся в кустах птичку, собака замирает и ждёт, когда подойдёт охотник.
Леса, реки, охота, встречи с людьми, разные разговоры - всё отразилось в стихах, прозе и переписке С. Клычкова. Часто Сергей Антонович приезжал в дом отца в Дубровки. Жил подолгу, собирал материал для произведений.
Ему требовалось отдельное помещение - рабочий кабинет. Была задумана и осуществлена надстройка третьего этажа. Там были две комнаты, одна - рабочий кабинет, другая как гостиная. В гостиной были встречи с Есениным, Конёнковым, Пришвиным и рядом других товарищей. Обсуждали разные вопросы по литературе, читали свои произведения, вели другие разговоры на разные темы за чашкой чая.
Из окон комнат надстройки (окна выходили на юг и запад) открывался чарующий вид недалёкого леса - в первую очередь «Чертухина», начинающегося прямо за рекой Куйменкой, которая протекала вблизи луга перед домом. Виделся кустарник, где обитала всякая дичь; «полдни», где собиралось дубровское стадо коров для обеденной дойки; очаровательные ночные пастьбы лошадей. Всё это вдохновляло Сергея Антоновича на литературную работу.
И недаром он до рассвета засиживался в своём кабинете. В двух окнах, выходящих на Дубровки, на север, светился огонёк (об этом рассказывал Николай Андреевич Каблуков, 1922 года рождения, ветеран войны. Дом его родителей находился за летней верандой Клычковых).
Цветочных клумб как таковых на усадьбе Клычковых не было, но сестра Сергея Антоновича Вера Антоновна всё же старалась как-то вести цветочное хозяйство; у главного парадного входа в дом были две цветочные грядки, и высаживались на них в основном ромашки.
Цветущие яблони, рябина, калина, ромашки и т. д. очень украшали весной территорию вокруг дома...
Зима 1993-1994 гг. |
Категория: Клычковский вестник №27 |
Просмотров: 684 |
Добавил: alaz
| Рейтинг: 0.0/0 |
|