Свадебная тематика в творчестве Клычкова соотносится с биографией самого автора. Из достаточно широкого диапазона календарного времени празднования свадеб Клычков выбрал осень, и в частности, Покров, отмечающийся 14 октября.
В выборе художественных средств (поэтической образности, композиционных особенностей) Клычков порой опирался на символику и структуру народной свадебной песни. Так, уже название стихотворения «Чарочка» из сборника «Потаённый сад» (1913) отсылает к свадебной песне «Чарочка моя» с мотивом пития из неё жениха (кроме того, жанр народного произведения относится к «заздравным песням» и позволяет адресовать её любому участнику свадьбы, гостю при обрядовом застолье). Построение стихотворения также напоминает народную строфику с основанным на созвучиях рифмованием двух соседних строк; здесь же трижды применён рефрен, слегка варьирующийся, с применением звуковых вставок-возгласов «ой», «да» как в народных песнях; рефрен дан в трёх строфах из пяти (в 1,3 и 5) и заключает каждое из этих четверостиший:
Что серебряная чарочка полна, Золотая, что не выпита до дна!
Ой, серебряная чарочка полна, Золотая, ой, не выпита до дна!
Да серебряная чарочка полна, Золотая, да не выпита до дна!
В стихотворении «Черёмушка» имеется образ царевича-сокола: «Заманите сокола с неба полуденного!», «Есть царевич за морем, краше всех царевичей.// - Легче ветра крылья сокола, перья в них узорные:// Легче ж крыльев сокола крылья - брови чёрные». Мотив нападения царевича-сокола на «птах-певушек» - «дружек-девушек» выстроен в соответствии с сюжетами свадебных песен про лебёдушку, подвергшуюся нападению сокола. Сравните у Клычкова: «Ой ли, птахи-певушки: сокол бьёт без промаху!.. Скройтесь, дружки-девушки, в белую черёмуху!..» Образ сокола-жениха уже в середине XIX века зафиксирован в Тверской губернии в свадебных песнях. Название «Черёмушка» у крестьян относилось к народной свадебной песне с образом этого растения (сюжет особенно характерен для среднерусского типа свадьбы).
Стихотворение «Садко», основанное на былинном сюжете из Новгородского цикла, завершается послевенчальным эпизодом заплетания двух кос молодушке, то есть изготовления женской причёски в присутствии новобрачного:
Не Садко ль играет бусами, На руке кольцом-кручиною Пред княжной, лицом печальною, Да с двумя косами русыми Под кисейкою венчальною!..
Местная жительница г. Талдома вспоминала в августе 2000 года о том, что когда-то накануне венчания проводился ритуал с косой невесты: «...невесту когда засватают - приходим, косу ей заплетаем. А утром ходим и расплетаем - это девишник. <...> ...вечером поздно косу заплетали, а утром рано расплетали».
Особенно нагляден в свадебном отношении фрагмент стихотворения «Запоют на пирушке обозы...», использующий сразу три элемента структуры свадебного действа: 1) аллюзию на свадебный жанр - типичную формулу сватов, будто бы заблудившихся, уставших, замёрзших в долгом пути и просящих впустить их в дом; 2) оригинальную авторскую трактовку коренной, родовой связи сватов с мифологическим лесным хозяином, проявленную в указании на полы одежды (по народному поверью, при встрече с лешим надо переменить полы одежды при их наложении одной на другую) и соотнесённости их с лесным ландшафтом; 3) обращение к Месяцу медовому как к жениху, что заимствовано из солярно-лунарного мифа, известного по «Поэтическим воззрениям славян на природу» А. Н. Афанасьева (известно, что трёхтомник учёного-мифолога был одной из любимейших книг Клычкова). Вот анализируемый фрагмент стихотворения:
Понаедут весёлые сваты Без пути, без дороги - быльём, Скинут белые шапки у хаты Перед старым седым бобылём. Раскидают кафтаны, сермяги Все на заячьем белом меху, Что одной-то полой на овраги, А другою по лесу, по мху... Посидят старики за ендовой, Посудачат старухи втишок- Не горюнься же, Месяц медовый, Невесты моей женишок!
В этом фрагменте имеются ещё три интересных момента. Во-первых, эпитет Месяца-жениха -«медовый», который имеет двойной генезис: 1) сравните название послесвадебного периода - «затем наступает медовый месяц»; 2) региональный свадебный обычай, распространённый в Тверской губернии. Сущность обычая такова: во время девичника в бане невеста парилась необыкновенным веником, в принесённой подружками из трёх колодцев воде, и прикладывала испечённый ею специально для жениха пряник к своему телу, чтобы он пропитался её потом и навсегда привязал будущих супругов друг к другу. Можно предполагать, что при жизни Клычкова свадебный ритуал с пряником был широко распространён в Тверской губернии и поэт знал о нём. При ритуале в бане со свадебном пряником невесты пели обрядовую песню (она интересна также символикой берёзы, которую использует Клычков в стихотворении «Лада - невеста».
В г. Талдоме Московской области (прежде Калязинского уезда Тверской губернии), отстоящем на 3 км от «малой родины» Клычкова, одна местная жительница унаследовала эту песню от своей бабушки, и в августе 2000 года нам удалось записать уникальный текст:
Ты топись-топися, баенка, Расколися, нова каменка, Разгоритеся, жарки дрова, Распылайтеся, берёзовы. Мы уклали серы камешки, Что со трёх полей со чистыих, А наносили студёной воды Изо трёх ключей серебряных. Наломали шёлков веничек Что со трёх берёз кудрявыих. Ах, купайся, лебедь белая, Ко злату венцу сбираяся. |