Лишь в последнее десятилетие, не больше, имя Сергея Клычкова стало известно широкому кругу читателей. До этого оно было проклято, вычеркнуто из всех списков живых и мертвых...
Трагичность судьбы Клычкова была предопределена. Другого конца не могло быть у Поэта. И эта трагедия судьбы не идет отдельно, она соединена с судьбой нашего народа, с судьбами крестьянства.
Изначально наиболее древнее сословие России, крестьянство, доживало свои последние годы и десятилетия, вместе с ним доживали последние годы и десятилетия крестьянские поэты Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков, та весенне-свежая прекрасная литература и поэзия, которая родилась на рубеже XX века в крестьянском клину, не в дворянском, не в буржуазном сословии, а именно в крестьянском клину на Парнасе. Приход в литературу Клюева, Есенина, Клычкова был общественным явлением, пробуждением крестьянства, показывал тягу крестьянства к свету и культуре. Эти таланты вышли на свет и заняли большущее место в литературе и сумели овладеть той культурой, которую создали дворянство и буржуазия, сумели сказать свое поэтическое слово на всю Россию...
Какие заветы оставил нам Клычков, какие наставления, какие предупреждения?
В его стихах боль за то, что сминается, уничтожается, пропалывается, убивается единственное сословие в России, которое кормило страну, являлось основой государственности, несло в своих недрах славянские начала доброты и благости, человечности.
В его писаниях мы видим предупреждение о том, что безудержная индустриализация, безудержная погоня за техническими усовершенствованиями ради мифических благ обертывается злом, уничтожается природа — основа того, на чем зиждется человеческая цивилизация, ее прогресс и благополучие. Никто из писателей 20-х годов так громко не говорил об этом, как Сергей Клычков. Ныне экологическая проблема в десять раз обострилась, но власть имущие закрывают на нее глаза, и только отдельные радетели поднимают голос против этой общечеловеческой опасности и так или иначе наследуют этим мыслям, высказанным Клычковым.
Поэтическое творчество Клычкова как бы соперничает с прозаическим. Я лично считаю, что поэзия Сергея Антоновича не уступает его прозе, и он должен стоять в истории литературы в двух равных ипостасях как поэт и как прозаик.
Сергей Клычков ближе всего по манере письма к Сергею Есенину. Это сближение говорит к его чести, потому что доверительная, ласковая, человечная струя русского народа, олицетворенного прежде всего в крестьянстве, в поэтических созданиях Есенина и Клычкова пробилась в XX веке в открытую и внесла радостную краску во всю культуру ХХ-го века.
Н. БАННИКОВ, член Союза писателей России. |