В январе 1993 года на четвертой персональной выставке скульптора Валерия Андреевича Евдокимова была представлена портретная фигура Сергея Антоновича Клычкова в гипсе (67x22x23), изготовленная в 1992 году.
Почему именно В. Евдокимов оказался автором этой нетрадиционной работы? Что это — случайность или наитие свыше?
Говорят, Поэты сами нас выбирают... И, очевидно, не случайной была встреча зав. Домом-музеем С. Клычкова Т. Хлебянкиной со скульптором В. Евдокимовым в кабинете зам. начальника комитета по культуре и туризму при администрации Московской области Н. Игнатьевой в 1991 году. Давно мечталось землякам поэта, чтобы ожил бронзовый Клычков и шагнул навстречу потомкам...
И вот заключен договор, выделены необходимые средства... Скульптор В. Евдокимов приезжает на родину поэта, когда еще будущий Дом-музей С. Клычкова стоял в лесах... Из всей массы снимков им был выбран самый поэтичный 1913 г., где С. Клычков снят во время паломничества к легендарному граду Китежу, скрывшемуся в озере Светлояр... По словам скульптора, на этом снимке фигура поэта наполнена каким-то особым внутренним состоянием, пронизана особым светом, влияющим па пластику фигуры: «Сразу видно, что это — поэт».
Весной этого года фигура Клычкова была отлита в бронзе. Сейчас идет шлифовка скульптуры и надеемся, что 9 июля, в день рождения поэта, состоится ее торжественное открытие.
Языком пластики автор выразил неисчерпаемую духовность личности поэта, шагнул вместе с ним в будущее, продолжив этой работой галерею народных и православных образов. Достаточно вспомнить такие скульптуры Евдокимова, как бюст А. Пушкина, .«Собор», «Вознесение» и др.
Русская культура — душа России — жива и будет жить до тех пор, пока хранится в ней память о таких талантах, как Сергей Клычков, пока рождаются такие русские скульпторы, как Валерий Евдокимов!
Г. МОЛОШОНОК, научный сотрудник. |