В июньский день празднования иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных», не стало одного из самых талантливых хранителей и собирателей русской новокрестьянской поэзии и древнерусской литературы, доктора филологии, профессора кафедры русской литературы и культуры Даугавпилсского университета Эдуарда Брониславовича Мекша. С болью и любовью перебираю подаренные им Талдомскому историко-литературному музею и Дому-музею С. А. Клычкова книги, хрестоматии, монографии, журналы, публикации в периодической печати, дружескую переписку... И на каждом таком подарке, в каждом послании — светлые, тёплые слова, греющие душу.
Познакомились мы с ним весной 1989 года в Санкт-Петербурге (тогда ещё Ленинграде) на IX Всесоюзных Есенинских чтениях и защите первой диссертации по творчеству С. А. Клычкова, которую подготовила 3. Я. Селицкая. Как я узнала позже, она была студенткой Э. Б. Мекша, и именно он пробудил в ней любовь к творчеству новокрестьянских поэтов и, в первую очередь, С. А. Клычкова.
Хранящееся в фондах нашего музея творческое наследие Э. Б. Мекша (насчитывающее около 20 единиц) посвящено изучению и популяризации как древнерусской литературы, так и произведений новокрестьянских поэтов. Здесь представлены такие его работы, как «Творчество С. Есенина и современное есениноведение», «Поэма С. Есенина «Анна Снегина», «Мифопоэтическая основа поэмы С. Есенина «Чёрный человек», «С. Есенин в контексте русской литературы», «Н. Рубцов и С. Есенин», «Три «Радуницы», «Соловецкие посвящения Есенину» и др.
Заслуживает внимания работа Э. Б. Мекша по изучению религиозно-мифологической традиции в эпическом творчестве Н. Клюева, нашедшая отражение в его монографии «Образ Великой Матери». И, конечно, особенно интересно для талдомчан изучение клычковского наследия Э. Мекша. Это и рассматриваемые автором творческие контакты Есенина (в том числе на примере написания «Кантаты» С. Клычковым, С. Есениным и М. Герасимовым). И «эзотеричный мир раннего Клычкова» с «мифологическим ареалом «Потаённого сада», где Э. Мекш отмечает: «Вся книга Клычкова«Потаенный сад» декларировала, что «забвение природного родства человека и превращение природы из «храма» в «мастерскую» приведёт мир к духовной катастрофе». ...» Потаённый сад» Клычкова во многом близок народным утопиям о граде Китеже...
Интересны статья «О.Мандельштам и С.Клычков», исследования романа С.Клычкова «Сахарный немец» и др. Любопытны дарственные надписи Э. Мекша. Процитируем некоторые: «Чертухинскому лесу и Антютику низкий поклон за воспитание прекрасного русского поэта С. Клычкова» (1989); «Талдомскому музею ещё одна публикация о С. А. Клычкове — прекрасном русском человеке и художнике, понимающем и принимающем всех истинных мастеров слова» (6.04.1991); «Музею С. Клычкова — путешественник в Китеж-град - град любви, красоты и добра. Э.Мекш (30.05.1995 г.) Он был романтиком настоящей русской литературы, её рыцарем и подвижником, «путешественником в Китеж-град», обаятельным и доброжелательным человеком.
В последние годы Э. Б. Мекш обратился к изучению старообрядчества и жизни и творческого наследия протопопа Аввакума — так же, как в 30-х годах, незадолго перед арестом и расстрелом, и С. Клычков.
В 2003 году Э. Мекш написал интересную работу «Аввакум и Шаламов. Переплетение судеб», отмечая: «Обращаясь к памяти Аввакума, соотнося его героическую борьбу за попранные идеалы и его независимое слово с писателями текущей литературы, Шаламов утверждает и показывает читателю истинного «человека с большой буквы», на примере которого можно «воспитать высоконравственную личность»...
Думается, эти слова по праву можно отнести и к самому Э. Б. Мекшу. |