Я задал себе вопрос: почему Сергей Клычков сильнее как прозаик, а не как поэт и почему проза Есенина не получила дальнейшего развития?
Есенин стал писать прозу в 1914-1915 годах, но, в отличие от Клычкова, он не искал новые пути в художественной крестьянской прозе. Он описывал то, что знал, что видел, добавляя фольклорные этнографические элементы. Тогда же, в 1914-1916 годах, Сергей Клычков писал своему другу Петру Журову, что он хочет писать прозу, но не так, как все пишут, а иначе. Значит, у него была такая цель. Война и революция дали ему более глубокий опыт. Он начал писать в особой форме сказа. В форме сказа писал и Гоголь, и некоторые другие русские литераторы, но Клычков нашел своему сказу новую оболочку. Его язык — смесь народного и литературного. Романы склеены из маленьких глав с повествовательным лирическим элементом, с отступлением. Он вводит элементы фантастики в рамках традиционной крестьянской литературы. Подобный жанр встречается в двадцатые годы во французской литературе, в деревенской прозе Анри Пуража, Жана Жоне, Альфонса де Шатобриана, Анри Боску, Мориса Женевуа. Некоторые произведения этих писателей в двадцатые годы были переведены на русский язык. У этих романов много общего с романами С. Клычкова. Хотя ни о каком влиянии не может быть и речи. Проза Клычкова, которая, казалась в советской литературе анахронизмом, принадлежит, на самом деле к тому европейскому течению деревенского романа, которое достигло апогея в то время, когда рушились устои деревенской жизни. Так деревенские писатели выходили из тупика бытописания... |