Имя замечательного русского поэта Серебряного века Сергея Клычкова замалчивалось полвека, в том числе почти 30 лет после политической реабилитации. В 1937 году его расстреляли по ложному обвинению в участии в контрреволюционных сборищах Трудовой крестьянской партии, на которых якобы обсуждались вопросы террористической борьбы против руководителей ВКП(б) и советского правительства. В 1956 году было установлено, что такой партии не существовало. Сняли с Клычкова и второе обвинение — в связи с Каменевым, от которого он будто бы получал задания проводить контрреволюционную работу на идеологическом фронте. Но литературная реабилитация поэта слишком затянулась. Его родственникам не удавалось добиться переиздания книг С.Клычкова, изъятых из библиотек, все издательства отвечали отказом. Однажды, в 1973 году, к нам в редакцию Талдомской районной газеты «Заря» приехал младший брат поэта Алексей Антонович Сечинский (фамилию он поменял в 1917 году). Он рассказал бывшему тогда редактором газеты заслуженному деятелю культуры РФ Владимиру Саватееву о своих безуспешных усилиях в переиздании книг Сергея Клычкова, о родном доме в деревне Дубровки и попросил опубликовать на страницах газеты его воспоминания о дружбе Сергея Клычкова и Сергея Есенина. Привёз нам копию фотографии, на которой они были вместе, совсем ещё молодые. Показал нам областную газету «Ленинское знамя», в которой был напечатан его рассказ о брате. Наша газета тогда опубликовала его воспоминания. Так жители нашего района узнали о своём знаменитом земляке. Редактор поручил мне заняться пропагандой творчества поэта в нашей газете. Но вплоть до 1985 года нельзя было упоминать слово «репрессированный», поэтому о судьбе поэта сообщать мы не имели права.
БЫЛО МНОГО ДРУЗЕЙ, СТАЛО МНОГО ВРАГОВ Моя бабушка Прасковья - из деревни Дубровки. Она говорила, что Сергей Клычков приходится нам дальним родственником. О нём я услышала от неё ещё в детстве, она рассказывала, что он был настоящим писателем и книжки у него были «печатные». К нему из Питера «ездили господа очень важные». Учась в МГУ на филологическом факультете, я задала вопрос преподавателю, читавшему лекции о литературе двадцатых годов прошлого века, о поэте Клычкове, но даже он не смог сразу ответить. На другой день он процитировал статью Осипа Бескина из литературной энциклопедии, в которой Сергея Антоновича называли бардом кулацкой деревни и певцом кондовой Руси, предложил мне написать дипломную работу и «как следует поддать» в ней своему земляку. Мне стало стыдно заниматься таким делом. И вот - передо мной в редакции младший брат поэта Алексей Антонович Сечинский, человек с седой головой и огромными синими глазами. От него мы узнали биографию поэта. Как он удивлял своими способностями учителей в Талдоме, а потом в Москве в училище Фидлера. Жил он на квартире в одной купеческой семье и в 15 лет влюбился в хозяйскую дочку Евгению Лобову. Она была победительницей московского конкурса красоты. Когда стал постарше, от несчастной любви решил наложить на себя руки. Но спас его тогда Модест Ильич Чайковский, брат великого композитора. Он предложил ему поехать в Италию, на остров Капри. Здесь Сергей Клычков познакомился с Максимом Горьким, публицистом и литературным критиком Анатолием Луначарским. Модест Ильич помог Клычкову в издании первых сборников стихов. Учился Сергей Антонович в Московском университете, но его не окончил - нечем было платить за обучение. Во время Первой мировой войны Клычков служил в Гельсингфорсе, где вместе с дубровскими односельчана ми делил тяжести окопной жизни на берегу реки Двины. Числился в действующей армии в четвёртом сводном артиллерийском полку в 29-й батарее. Все соседи по деревне стали героями его романа «Сахарный немец». Алексей Антонович рассказал, как много друзей было у его брата. Прежде всего - Сергей Есенин, группа крестьянских поэтов, в том числе Николай Клюев. Во время войны Клычков познакомился с писателем Александром Куприным. Скульптор Конёнков и писатель Пришвин жили летом в их доме в Дубровках, ходили с Сергеем на охоту в Чертухинский лес. Но потом, в тридцатые годы, стало много врагов.
ОТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДО ЛИТЕРАТУРНОЙ С горечью рассказывал Алексей Антонович, как после политической реабилитации брата ходил во многие издательства с просьбой исполнить и реабилитацию литературную, вернуть имя Сергея Клычкова народу, но везде получал отказ. Писал Брежневу, Шолохову, но не получил ответа. Обращался к заведующему отделом культуры ЦК КПСС Шауро, но и это не дало результата. Он рассказал, что в издательстве «Художественная литература» редактор Пузиков в ответ на его просьбу переиздать книгу Сергея Клычкова ответил: «Только через мой труп». Сечинский передал мне свою многолетнюю переписку с литературоведами Пушкинского дома в Ленинграде, где творчество Клычкова высоко ценили. Единственно, чего он не мог сделать, - вручить нам прижизненное издание хотя бы одной книги поэта. Всё, что сохранилось у него, он передал в областной музей города Орла. Понятно, что оттуда получить экспонаты мы не могли. Но спустя некоторое время Сечинский привёз книги Клычкова «Потаённый сад» и «Мадур Ваза», изданные при жизни поэта. Он попросил их у друга Сергея литератора Петра Журова, чтобы мы, работники редакции, могли подготовить юбилейный вечер Клычкова и почитать на родине его стихи. Журов ждал нашу газету с сообщением об этом событии. Музейные работники, которым это было поручено, забыли её выслать. Мне пришло гневное письмо от Журова, он подумал, что ничего серьёзного, прочитав книги Клычкова, мы не предприняли. Когда же он получил газету с моим отчётом о первом памятном вечере, прислал письмо совсем иного содержания, благодарил за память о друге. В Ленинской библиотеке мне удалось увидеть прижизненные издания книг земляка. С волнением я читала его стихи и прозу и была поражена необыкновенной красотой его слога и сказового стиля прозы, раскрашенной самовитым народным словом. Убедилась, что в «Чертухинском балакире» и «Сахарном немце» он подлинными именами называет своих односторонцев, хутора и деревни вдоль реки Дубны, где происходят все события в его романах. Отдельные сцены в «Князе мира» и «Сахарном немце» по силе эмоционального воздействий были такими же, как у Достоевского. Поражала его необыкновенная любовь к своей малой родине, к солдатам, гибнущим на Первой мировой войне, к мужику, трудами которого земля становится «как зелёная чаша». Читая его строки, как будто ощущаешь влажность тумана и запах рудой сосны. Мне захотелось переписать отрывок из романа «Чертухинский балакирь» о подводном царстве реки Дубны, где жили в избушках, охраняемых сомами, дубенские девки, а в полночь выходила к ним царица Дубны в роскошном сарафане, украшенном белыми лилиями, и они водили хороводы. Потом я передала свой блокнот в школу искусств, и дети стали рисовать русалок, лешего, Дубравну. Их рисунками было проиллюстрировано несколько книг. Ну как могли такого писателя зачислить во враги народа? Конечно, ни в одной строчке его произведений не было воспевания вождя, партии, нового государства. Но в каждом его произведении были строки, рисующие красоту, окружавшую его родную деревню, Чертухинский лес, где происходили события его романов, была волшебница-река Дубна. Даже в наше время, если забредёшь в приболотную низину, где светлый мох украшает своими кудрями высокие кочки и причудливой сетью поднимается по ветвям тёмных елей, понимаешь, что Здесь всё дышит сказкой и тайной. И не удивительно, если из-за моховой завесы на ёлке выглянет заспанный леший, ведь так здесь глухо и дико вокруг, будто не под Москвой всё это видишь, а за тридевять земель.
СПАСЕНИЕ ДОМА КЛЫЧКОВА Заручившись поддержкой литературоведов из Пушкинского Дома, на страницах районной газеты «Заря» мы с редактором стали знакомить земляков с творчеством Сергея Клычкова. Первые публикации шли за подписями члена-корреспондента АН СССР Василия Базанова, потом Сечинский привёз от Петра Журова оттиски его статьи о Сергее Клычкове, опубликованной во втором номере журнала «Русская литература» за 1971 год. Сечинский рассказал о том, как отец Сергея Клычкова, Антон Никитич, зарабатывал башмачным ремеслом, как строил дом в Дубровках, как растил сад, в котором была замечательная беседка. В ней семья собиралась по вечерам, слушая голоса Собинова и Шаляпина, доносившиеся из зелёного раструба граммофона. Этот красивый двухэтажный каменный дом с возвышающейся над ним светёлкой, в которой поэт любил писать стихи, в двадцатые годы сначала был отобран у Клычковых, потом с помощью Михаила Калинина был возвращён им. Дом из тринадцати комнат отцу поэта пришлось срочно почти задаром продать совхозу «Пятилетка», и семья уехала в Москву. На их усадьбе лет тридцать размещалось учреждение, где жили дети с поражением мозга, в народе его прозвали «дом дураков». В бывшем доме Клычковых находилось контора. К семидесятым годам постройки стали разрушаться, и детей-инвалидов перевели в другой район. Здания передали совхозу «Талдом». С годами на бывшем доме семьи Клычковых обрушились стропила и крыша, растрескались стены, и его уже хотели снести бульдозером. Землю передали Московскому химико-технологическому институту, и химики планировали построить недалеко от дома ангар для производства какой-то своей продукции. Испугавшись такого поворота в судьбе усадьбы Клычковых, я попросила одного из сотрудников института открыть дверь этого дома со стороны трёхэтажной надстройки, где была комната, в которой, как рассказывал мне Сечинский, его старший брат писал стихи. Передо мной появилась лестница, засыпанная сухими листьями и осколками оконного стекла. Над потолком второго этажа обвалилась крыша, в обломках железа и кирпича торчали сломанные стропила, как поднятые в отчаянии руки. В это время в разбитое окно влетел голубь, упал на ступеньку к моим ногам и стал судорожно бить крыльями, а потом затих и умер. «Боже! - подумалось мне тогда. - Наверное, это какой- то знак судьбы». Надо срочно спасать дом. Мои многочисленные публикации в газете сделали своё дело. Бульдозер был остановлен. Районные власти договорились с руководством института (теперь это университет) об отведении земли в другом месте, а впоследствии и о помощи в восстановлении усадьбы. Ректор института Саркисов оценил важность культурного наследия нашего района и помог решить проблему.
НОВЫЕ УСПЕХИ Редакция газеты и местные поэты захотели отметить день рождения Сергея Клычкова в Дубровках. Но райком партии запретил. Секретарь по идеологии, к моему удивлению, был так остро настроен против врагов народа, что не хотел слышать о литературной реабилитации Клычкова. «Покажи мне переизданную книгу. Нет? Значит, не зря не издают». И приказал: «Вместе со своим врагом народа закрой дверь кабинета с той стороны». И всё-таки удалось благодаря публикациям в газете организовать вечер памяти поэта в честь его 90-летия. Первый секретарь райкома партии сказал, что разрешит отметить юбилей только в том случае, если доклад сделает специалист из Литературного института. Мы из редакции направили письмо с такой просьбой в Ленинград, в Пушкинский дом, с которым вёл переписку брат поэта Сечинский. Дирекция института прислала нам докладчика литературоведа Александра Михайлова. В этот день к нам приехали сын и дочь Сергея Клычкова, главный редактор «Роман-газеты» Г.Гусев, писатель Пётр Слётов, которому Клычков дал путёвку в жизнь, написав очень хорошую рецензию на его первую книгу. Но случилось так, что лектор заблудился в поисках маршрута в наш маленький городок и опоздал к началу мероприятия. Тогда всю ответственность взял на себя молодой заведующий отделом пропаганды и агитации райкома партии Виктор Конюков. (Сегодня он руководит московской фирмой «Искра-телефон».) Собравшиеся в зале музыкальной школы зрители услышали воспоминания брата нашего знаменитого земляка, его сына и дочери, впервые для жителей Талдома прозвучали стихи Клычкова на фоне слайдов, отображавших красоты его малой родины. (Программу вместе с молодёжью из Дома культуры тогда подготовила сотрудница орготдела райкома партии Евгения Страхова.) А наш ленинградский гость всё-таки приехал через полтора часа и успел прочитать замечательную лекцию о новокрестьянских поэтах и Сергее Клычкове. Всем стало понятно, что такая поэзия и проза обязательно должны вернуться к народу, что надо как можно скорее переиздать книги Клычкова, изъятые из библиотек. А как это сделать, если сын и родной брат поэта уже везде получили отказ? Помог случай...
ПОМОГ СЛУЧАЙ В списке шефов нашего района появилось издательство «Художественная литература». К нам стали приезжать на праздники известные поэты. И вот однажды к нам прибыл поэт Владимир Цыбин. Я попросила подсказать, что же нам сделать, чтобы переиздали книги нашего земляка Сергея Клычкова? Оказалось, что Цыбин читал его стихи и восхищался ими. Он мне сказал, что на праздник приехали директор издательства Валентин Осипов и заведующая одним из отделов издательства Татьяна Лукинична Аверьянова. Я обратилась к Осипову с просьбой переиздать стихи Клычкова с любыми комментариями, чтобы земляки узнали о его творчестве и о причинах, по которым он был расстрелян. Он подозвал Аверьянову и спросил, кто из литературоведов мог бы написать вступительную статью? Она ответила, что не знает такого человека. Вот что значит полувековое замалчивание имени талантливого писателя! К тому времени Сечинский познакомил меня с сыном поэта Егором Сергеевичем Клычковым, доктором филологических наук. Он сказал мне, что литератор Николай Васильевич Банников, работавший заместителем редактора газеты «Литературная Россия», подготовил уже к публикации сборник стихов отца и передал в издательство «Современник», вот только в свет он никак не пробьётся. Вот я и назвала имя этого замечательного человека, с которым потом вместе мы побывали у Боровой мельницы на реке Дубне и в Чертухинском лесу, на могиле писателя Слётова в Вербилках. Удивительно, как внимательно отнёсся молодой директор элитного издательства Валентин Осипов к просьбе земляков поэта. Видимо, помог нам и поэт Цыбин, с которым они вместе возвращались в Москву, и он, наверное, высказал своё весьма высокое мнение о Клычкове.
БОРЬБА ЗА ИЗДАНИЕ КНИГИ С этого дня началась наша борьба за издание книги. Шла она в течение пяти лет, потому что редактор Пузиков, сказавший Сечинскому, что Клычков не будет переиздан никогда, своему слову был верен. Уже набранную и готовую к изданию книгу задерживали для выхода в свет много раз. Тогда нам в редакцию газеты звонила секретарь парткома издательства Аверьянова и просила, чтобы мы прислали ходатайство от райкома партии. К тому времени Виктор Конюков стал секретарем райкома партии по идеологии. Мы писали текст письма, а он отправлял его в издательство на бланке райкома. Но наступил такой момент, когда не сработало и очередное ходатайство земляков. Сечинский посоветовал позвонить поэту Василию Казину, не раз бывавшему в Дубровках, и попросить содействия у него. После нашего телефонного звонка Василий Казин выступил на худсовете издательства. Его выступление переломило ход событий, и благодаря ему в 1985 году книга вырвалась в свет. Выступая в Дубровках, Банников рассказал: - Когда я шёл по коридору издательства с сигнальным экземпляром книги Клычкова, одни сотрудники поздравляли меня с победой и жали руку, другие с возмущением резко захлопывали передо мной двери своих кабинетов. Книга эта помогла сразу же продвинуть к читателям и сборник стихов в издательстве «Современник» с замечательными гравюрами художника Николая Калиты. Тогда и зазвучало имя незаслуженно забытого поэта. На презентацию сборника в 1985 году сын поэта, доктор филологических наук Егор Сергеевич Клычков, привёз к нам в Талдом таких замечательных людей, как академик Никита Ильич Толстой, директор Института языков РФ Владимир Петрович Нерознак, литературовед Сергей Субботин, автор вступительной статьи к первому сборнику стихов Николай Васильевич Банников. Все они с восхищением отзывались о творчестве нашего земляка, а Никита Ильич назвал Сергея Клычкова гением русской поэзии, который должен занять достойное место в русской литературе. В «Литературной газете» была опубликована статья Станислава Лесневского о литераторе Петре Журове. Мы с радостью узнали, что он, друг Сергея Клычкова, ещё жив. С Татьяной Хлебянкиной, ставшей потом заведующей Домом-музеем С.Клычкова, мы побывали в Москве у Петра Журова. Ему тогда было уже более ста лет. Но он ещё мог общаться, рассказал нам много интересного. Например, что Клычков дружил с поэтами Осипом Мандельштамом и Павлом Васильевым, с которыми жил в одном доме в Нащёкинском переулке в Москве, встречался с Анной Ахматовой. Все они считали его большим талантом. Нас поразило его сообщение о том, что к Сергею Есенину и Сергею Клычкову были приставлены люди, которые специально провоцировали их на скандалы... Вышедшая книга стихов помогла потом изданию прозы Сергея Клычкова. Вот что мне рассказала его дочь Евгения Сергеевна, работавшая переводчицей в гостинице «Украина»: «Однажды я пришла с первой книгой моего отца, выпущенной в издательстве «Художественная литература, на работу. Сижу, читаю. А в это время появилась женщина из Патриархии. Она увидела фамилию отца и сказала, что её соседка с улицы Арбат Наталья Солнцева читает прижизненные издания прозы Сергея Клычкова и мечтает добиться переиздания его романов. Она познакомила меня с Натальей Солнцевой, которая потом стала профессором Московского университета. Её трудами стала переиздаваться проза Сергея Клычкова, она написала книги о нём. Теперь творчество Сергея Клычкова вошло в программу филологического факультета МГУ благодаря Наталье Солнцевой». Ещё раньше, в начале восьмидесятых годов, во Франции в издательстве «ИМКА-Пресс» вышли три романа Сергея Клычкова с комментариями будущего профессора Каннского университета Мишеля Никё. ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ После выхода в свет трёх романов Клычкова общественность нашего города, сотрудники музея, члены литературного объединения при нашей газете стали отмечать каждый год день рождения поэта в Дубровках. В юбилейный 1989 год, в субботу, перед 17 июля я приехала в Дубровки, чтобы убедиться, что к празднованию столетия всё готово. (Выполняла свои общественные обязанности по пропаганде творчества земляка.) Увидела, что химики накануне праздника неожиданно для нас снесли старый деревянный дом, расположенный напротив дома Клычковых. Завтра, в воскресенье, приедут гости и жители района. Что же они увидят? Целую гору мусора, разбитых унитазов. Какой кошмар! В субботу трудно найти начальство, предприятия не работают. Что делать? На мой звонок откликнулись работники совхоза «Талдом», прислали самосвал, который с пяти утра возил траву в силосную яму. Рабочие руки выпросила в милиции. Прислали задержанных на 15 суток пятерых мужичков. У кого рука была ушиблена, у кого фонарь под глазом. Я рассказала им немного о предстоящем празднике. Мы вместе отгрузили вручную пять самосвалов. Однако гора мусора убавилась только на треть. Тогда мне пришлось отважиться и забрать сено из копен, сложенных за домом на поляне. Таскали руками за сто метров и прикрывали неожиданно возникшее безобразие на фоне поэтической природы. После такого напряжения мы к вечеру с трудом добрались пешком до милиции. Но зато как весело было на другой день, когда начинался праздник и к нам подошли гости из Австралии, русские. Они говорили, как замечательно пахнет сеном, как красиво на российской земле, на родине Клычкова. В 1992 году был закончен ремонт здания и открыт Дом-музей Сергея Клычкова. Заведующая Домом-музеем Татьяна Хлебянкина вместе с сотрудниками Талдомского историко-литературного музея подготовила интересную экспозицию, в том числе с подлинными вещами из этого дома, переданными сестрой поэта. Открытие музея и строительство асфальтированной дороги - это плод больших усилий общественности города и администрации района. В музее побывали Николай Банников, Сергей Субботин, Мишель Никё из Франции, Гордон Маквей из Англии, Станислав Куняев и много других известных в России и в мире литераторов. Земной поклон им и московскому издательству «Эллис Лак», выпустившему прекрасный двухтомник поэта, от его земляков. После переиздания книг Сергея Клычкова в разных городах Подмосковья появились его поклонники. Они приезжали в Москву в Дом литераторов на вечера, которые вёл Станислав Лесневский, и пели песни на стихи Сергея Антоновича. Это были музыканты города Дубны, Москвы и артисты народного театра города Орехово-Зуево. Они приезжали и к нам в Талдом, и в Дубровки, покоряя слушателей замечательными мелодиями, рождёнными поэтическими строками. А в последние годы появились и наши композиторы и исполнители с замечательными голосами. Внучка Сергея Клычкова Татьяна Тихонова организует памятные вечера в Тургеневской библиотеке в центре столицы. В октябре этого года в Литературном институте в Москве состоятся Международные научно-литературные чтения, по-свящённые творчеству Сергея Антоновича Клычкова, чему мы очень рады. ОПЯТЬ ЗАБВЕНИЕ? К сожалению, на стенах Дома-музея появились снова трещины, нужен срочный ремонт, установка противопожарной сигнализации, но в связи с кризисом на это денег нет. Может быть, найдутся предприниматели, у которых есть возможность помочь? Долгие годы мы мечтали о том, чтобы кинорежиссёры заинтересовались творчеством Клычкова, но пока увидели только фильм по мотивам одной из глав «Сахарного немца» о Первой мировой войне, снятый Сергеем Князевым. А какая была бы удача, если бы ожили на экране и другие герои романов писателя! Ведь сам Сергей Есенин восхищался прозой и поэзией Клычкова, назвал его в статье «Ключи Марии» истинно прекрасным народным поэтом. В 2007 году в Талдоме побывал поэт Евгений Евтушенко. Выступая на литературном празднике в честь дня рождения нашего именитого земляка С.Клычкова, он сказал, что такое имя должно сиять в славной плеяде русских поэтов. Лидия СОБОЛЕВА |