Вот уже год прошел, как нет с нами замечательного душевного человека, Литературоведа (с большой буквы!) Александра Ивановича Михайлова. Впервые он посетил талдомскую землю 30 лет тому назад, студеным февральским днём 1980 года, приняв участие в вечере, посвященном 90-летию со дня рождения С.А. Клычкова. Одним из условий проведения этого вечера было выступление на нём маститого учёного (и не откуда-нибудь - из самого Питера, из Пушкинского Дома). И Александр Иванович не подкачал. Как мы узнали впоследствии, он не только сам проникся любовью к творчеству новокрестьянских поэтов (защитив успешно в 1991 году вторую диссертацию по данной теме), но и сумел передать её своим коллегам и друзьям, ученикам, аспирантам. Творческое наследие А.И. Михайлова насчитывает не один десяток работ и книг по истории литературы XX века, посвященных новокрестьянской купнице, в первую очередь Н.А. Клюеву, С.А. Клычкову, С.А. Есенину, А.В. Ширяевцу, П.В. Орешину. Перечислим основные труды учёного: «Пётр Орешин и крестьянские поэты начала XX века», «Поэзия обновляющейся Руси», «Творческий путь Сергея Клычкова и революция», «Пути развития новокрестьянской поэзии». В серии «Новая школьная библиотека» в 1997 году вышел сборник - антология новокрестьянской поэзии, представленный именами Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина со вступительной статьей А.И.Михайлова. Как подведение некоего итога совместно с Татьяной Кравченко А.И. Михайлов в 2006 году выпускает книгу «Наследие комет. Неизвестное о Николае Клюеве и Анатолии Яре», посвященную истории их дружбы и богато иллюстрированную как работами самого художника Яр-Кравченко, так и материалами из различных архивов. Интересно, что в ней неоднократно упоминается и наш земляк С. Клычков, которому Н. Клюев посвящает стихотворные строки в поэме «Кремль» (До него - С. Есенину и П. Васильеву): Домашний, с ароматом печи, Когда на расстегай малинный, Летит в оконце рой пчелиный, И крылья опаляет мёдом, - Клычков! Пытливым пешеходом Он мерит тракт и у столба, Где побирушкою судьба Уселась с ложкою над тюрей, Поёт одетые в лазури Тверские скудные поля! Но не ячменного комля - Поджарого жильца разрухи Дождались бабки, молодухи; И Маяковский бил засухи...» Впервые тесно мне удалось пообщаться с А.И. Михайловым на IX Всесоюзных Есенинских чтениях, проходивших в Санкт-Петербурге в марте 1989 года. В научном архиве Дома-музея С.А. Клычкова хранятся интересные материалы, связанные с жизнью и творчеством А.И. Михайлова. Из переписки брата С.А. Клычкова Алексея Сечинского с сотрудниками Пушкинского Дома и, в первую очередь с А.И. Михайловым, можно почерпнуть много интересного. Так, в письме В.Г. Базанова от 12 февраля 1975 года есть такие строки: «У нас, в Пушкинском Доме, есть способные молодые литераторы, которые сейчас серьёзно изучают новокрестьянскую поэзию и прозу (Клюев, Клычков, Есенин, Орешин). 17 февраля с.г. будет защищать диссертацию Александр Михайлов о поэзии Петра Орешина. В его работе содержится много ценного и о Сергее Клычкове. Он знакомился с архивными материалами в Москве и в Ленинграде. Возможно, что А.Михайлов в дальнейшем напишет специальную работу о Клычкове. Со своей стороны я буду содействовать, чтобы наши молодые учёные изучали наследие незаслуженно забытых поэтов, посвятивших своё творчество крестьянской России. Без них будет неполной и история советской литературы. Если пути-дороги приведут Вас в Ленинград, то мы будем рады видеть Вас в Пушкинском Доме...». Из письма А.И.Михайлова А.А.Сечинскому от 10.3.1975 г.:«...Неожиданное письмо от Вас меня глубоко взволновало. Ваш брат Сергей Клычков для меня давно и неизменно не просто легендарная личность легендарной эпохи, но и замечательное, редкое художественное явление: он своим самобытным талантом глубоко проник в тайники национального творческого сознания, его трагическая судьба знаменательна и связывается теперь с нашими раздумьями о судьбе самобытного русского искусства. Клычков явился для меня большим открытием. Это произошло ещё в начале 60-х годов, когда я учился в Университете на филологическом. С тех пор он не исчезал из моего основного интереса к русской литературе. Правда, материал, по причине его редкости и случайности обнаружения, накапливался очень медленно. В современной литературе имя Клычкова упоминалось только эпизодично, придаточно к биографии Есенина (который, кстати, высоко ценил Клычкова как художника) и крайне односторонне...». До сих пор основным фундаментальным трудом по истории развития новокрестьянской поэзии первой трети XX века остаётся книга А.И.Михайлова «Пути развития новокрестьянской поэзии», вышедшая в свет на берегах Невы ровно 20 лет тому назад, летом 1990 года тиражом 1700 экземпляров. В ней 280 страниц. Книга предлагает читательскому вниманию анализ творчества «русских поэтов-выходцев из крестьян, заявивших о себе в начале 1910-х гг.: Н.А.Клюева (1884-1937), С.А.Клычкова (1889-1937), С.А.Есенина (1895-1925), А.В.Ширяевца (1887-1924), П.В.Орешина (1887-1938), которых Есенин удачно определил как «крестьянскую купницу» (в письме А.Ширяевцу от 24 июня 1917 г.). Были и другие поэты, близкие им по социальной среде и взглядам: П.А.Радимов (1887-1967), А.А.Ганин (1893-1925). Их творчество также исследуется в книге. Книга А.И.Михайлова состоит из двух частей: часть первая «1900-1910-е годы», часть вторая «Послереволюционный период», в общей сложности включающие в себя одиннадцать глав, предисловие и заключение, а также указатель имён. В нём наряду с новокрестьянскими поэтами упоминаются поэты А.Ахматова, А.Белый, А.Блок, В.Брюсов и другие, а также родственники поэта: А.Сечинский, В.Горбачева, Г.С.Клычков и др. Сам С.А.Клычков - среди наиболее часто упоминаемых имён (наряду с Н.Клюевым и С.Есениным), о его жизни и творчестве речь идёт почти на ста страницах, т.е. практически третья часть книги посвящена нашему земляку. В фондах Талдомского районного историко-литературного музея около десяти экспонатов, связанных с жизнью и творчеством А.И.Михайлова. Это его книги, публикации, письма А.А.Сечинскому, автореферат диссертации, фотографии. Особое внимание привлекают материалы, посвященные С.А.Клычкову. Многие из них были опубликованы в районной газете «Заря». Среди них статья «Сергей Клычков - поэт». Из неё мы узнаём, что «лирика - основная творческая стихия Сергея Клычкова. Его первая и последняя книги, за исключением переводных, были именно сборниками лирики, хотя очень значительный вес в его наследии составляет и оригинальная проза. Всего им было издано 10 сборников стихов: «Песни», 1911, «Потаённый сад», 1913, «Дубравна», 1918, «Слова», 1918, «Кольцо Лады», 1919, «Бова», 1919, «Гость чудесный», 1923, «Домашние песни», 1924, «Талисман», 1927, «В гостях у журавлей», 1930. Основу его лирики составляет тонкое, интимное чувство природы и переживания любви к родному краю, пропущенное сквозь музыку и образную символику народной лирической песни. В этом отношении он является предшественником Есенина...». И завершает свою статью автор так: «В создаваемых параллельно с последними сборниками своих романах-легендах («Чертухинский балакирь», «Князь мира», «Сахарный немец») Клычков делает попытку обосновать более широкую и законченную художественно-философскую концепцию русской деревни - во всей цельности и завершённости её духовно-мифологического бытия».
Татьяна ХЛЕБЯНКИНА, заведущая Домом-музеем С. А. Клычкова |