О месте рождения поэта — деревне Дубровки (в 1889 году — Калязинского уезда Тверской губернии) мы уже рассказывали вам довольно подробно. Воспеты Дубровки (в романах С. Клычкова — Чертухино), «сторона лосиная» и в стихах, и в прозе. Некоторые приметы села Чертухино угадываются в нынешнем городе Талдоме — тогда селе, центре Талдомской волости. Талдом когда-то тоже был деревней, ровесницей Дубровок, и история его начиналась в той же Кашинской переписной книге, только уже тогда в нем насчитывалось народу поболее: «7 дворов, людей 88».
Некоторые черты Талдома можно угадать и в Клычковском селе Чертухине, и в городе Чагодуе. Например, история о происхождении самого города Чагодуя от некогда воевавших в этих краях татар. И действительно, некоторые исследователи считают, что слово «Талдом» произошло от татарского слова «талдуй» — что означает «стой, стойбище, остановка».
Немало внимания уделяет Сергей Клычков и уездному городу Чагодую (Калязину), где поэт, несомненно, бывал и даже служил (как следует из письма 1913 года С. Клычкова П. Журову): «Сейчас я служу в ратниках в городке Калязине! Когда приедешь в Плес, то будь добр, заверни ко мне, я живу в деревне рядом, на отдельной квартире, у тетки Надежды. Мы бы хорошо пожили немного. Деревня на Волге! До 29 мая буду тебя ждать! Деревня Степаново, г. Калязин. Твой Сережа».
В этом же уездном городке разворачивается действие романа «Сахарный немец», главный герой которого — Николай Дмитриевич Зайцев. Вот как описывает в этом романе С. Клычков город Чагодуй (Калязин): «Город наш Чагодуй в губернии самый старинный... Часто зазвонили к обедне в Чагодуйском соборе, колокола так и залились с высокой колокольни... Из собора народ повалил в обои ворота ограды... Смотрит Зайчик на пеструю, разноголовую ленту, которая вьется на Миллионную улицу... Стоит Чагодуй, как старик с сукастой палкой, возле железной дороги... на речке Чагодуйке...».
Упоминает С. Клычков на страницах этого же романа также Тверь и Кимры: «Проезжал нашим полем когда-то большой богатырь по прозванию Буркан — сын мужичий, потерял он, должно быть, на Киев дорогу, а ехал из города Твери...»
«...Будто Петр Еремеич... теперь на залихватской тройке катает водяного царя Вологню в перегоне от Кимр до самой Твери, а оттуда... обратно: тешится старый мокрыга, катается с горя да скуки — по Волге пошли пароходы, жестяные баржи... спать не дают... У Кимр часто перевозчики в воде слышат бубенцы..» (Цитата приводится в современной орфографии — Т. X.)
Достоверно известно (из воспоминаний П. А. Журова), что он вместе с С. Клычковым летом 1911 года совершил пешее путешествие вверх по Волге от Савелова через Кузнецово (ныне Конаково) до Клина.
Известно также, что Клычков побывал в Твери 9 июня 1924 года на вечере крестьянской поэзии памяти Александра Ширяевца, состоявшемся в здании центрального рабочего клуба (кинотеатр «Гигант»). Из афиши видно, что в вечере участвовали поэты С. Дрожжин, С. Есенин, Петр Орешин и другие. Сергей Клычков читал стихи, посвященные А. Ширяевцу, и свои новые стихи.
Упоминает С. Клычков в своих романах и другие, менее известные, места Тверской губернии Калязинского уезда Талдомской волости: деревню Гусенки, Бобылинскую мельницу, церковь Николы-на-Хотче.
Современное название этой церкви — Воскресения Христова, или Воскресенская. Датируется она 1828 годом, но история этого храма уходит вглубь веков. В Кашинской переписной книге 1628-30 гг. «За князем Олексеем Селеховским в вотчине, что дана отцу его за царя Васильево-Московское осадное сидение. Село, что прежде была пустошь Хотча, а в нем церковь... Николая, деревяна, верх шатров». К середине XIX века Никольская церковь была, по-видимому, упразднена, рядом появилась церковь Воскресенская с пятью престолами: Воскресения Христова, Казанской иконы Божьей Матери, Преподобного Сергия Радонежского, Макария Калязинского, Николая Чудотворца, св. блгв. кн. А. Невского. Церковь кирпичная в стиле классицизма, колокольня трехъярусная, со шпилем, видна издалека. Хотя церковь называлась Воскресенская, но прежнее название продолжало бытовать в народе — церковь Николы-на Хотче. И, по-видимому, в ней мог бывать Сергей Клычков, который любил путешествовать, особенно по святым местам.
И, конечно, не мог С. Клычков обойти своим вниманием близлежащий Александровский женский монастырь, расположенный в 18-ти километрах от Талдома. («На берегу реки Хотча», при сельце Маклакове, в сорока верстах от города Калязина.)
Основан этот монастырь в конце прошлого столетия. По указу Священного синода от 4 сентября 1895 года здесь была открыта женская община, которая вскоре стала монастырем. В обители два Храма: домовый — в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали» и каменный — во имя св. Александра Невского. Оба выстроены на средства помещика Бачурина, в имении которого и находится монастырь», (см. «Православные русские обители». С.-Пб, 1910 г., стр. 442).
Вот этот-то барин Бачурин и стал одним из главных героев задуманного С. Клычковым девятикнижия «Живот и смерть», а особенно его романа «Князь мира», где автор пишет так: «Знаменитый в нашей округе барин Бачурин, который после себя оставил монастырь и сколько бог ни весть — капиталу...» И далее: «богомольцы в Бачуринский монастырь сходились в Петровки в старое время без счету...»
Совсем недавно, полтора года тому назад Александровский женский монастырь возобновил служение, а в сентябре прошлого года отметил 100-летний юбилей.
Т. ХЛЕБЯНКИНА, член СП России |