• Взгляд исследователя Жизненная философия Клычкова после революции и Первой мировой войны удивительно сближается с мировоззрением 25-летнего Лермонтова, идущего к финалу своей короткой жизни. Открытость и искренность, даже трогательная наивность раннего Клычкова сменяется предощущением гибели, появляется образ бесприютного скитальца - характерные черты поэзии Лермонтова. И видишь всё больше и больше в лирике Клычкова лермонтовских ноток, мотивов, настроений и ощущений. Его поэзия проникается горечью, ощущением богооставленности, одиночества и скитальчества. Пессимизм Лермонтова был обоснован и биографически, и мистически. Страстно любимый близкими, но воспитанный в обстановке вражды отца и бабушки, рано лишившийся матери, вынужденный нести военную службу, но стремящийся к отставке, катастрофически несчастливый в любви. Отчасти отсюда его едкие, порой саркастические шутки, горечь поэзии и то, что называют пессимизмом Лермонтова. Судьбы обоих трагичны, не было личного счастья, оба безвременно ушли из жизни, оба были безжалостно убиты. Истории гибели обоих поэтов обросли легендами и загадками. Истоком моего исследования стала цитата из письма Сергея Клычкова: "Неужели действительно нет этого волшебного слова, по которому, заворожённый, засыпает мир? Неужели и вправду нет Бога? Тогда обращается всё в страшную бессмыслицу." Ассоциативной параллелью в памяти сразу возникли строки из поэмы Лермонтова «Демон»: «Лишь только мир, волшебным словом заворожённый, замолчит...» При всём различии отношения к слову у поэтов можно увидеть и их сходство. Пусть неосознанно, но поэзия Лермонтова влияет на творчество Клычкова. Природа в поэзии Лермонтова и Клычкова это - их родина, она "очеловечена";. Деревья в поэзии Клычкова разговаривают, уподобляются человеку в своих чувствах. Возникает вопрос: где же в полумистических мирах располагается у Лермонтова и Клычкова человек, поэт? Дело в том, что образы поэта у Лермонтова и Клычкова очень схожи в глобальном, философском смысле: оба они странники. К образу пустынника у Лермонтова «подводят» три линии: образ скитальца, мотив пустыни и тема пророчества. И все три мотива в том же значении встречаются в поэзии Клычкова: Я от окна бреду с клюкою К запорошённому окну Но злою участью такою Я никого не попрекну. Лермонтовский пророк гоним и не понят: «В меня все ближние мои бросали бешено каменья». Не имеет спутников и лирический герой Клычкова. В позднем творчестве Клычкова обнаруживается всё больше перекличек с Лермонтовым. Под закат своей жизни оба пришли к общему представлению о счастье: это семья, покой, гармония. Оба поэта несчастливы, но пишут о стремлении к нему. Клычков - один из ярчайших поэтических наследников золотого века русской поэзии, в том числе и наследник Лермонтова. Елена ДЕМИДЕНКО,
аспирантка филологического факультета МГУ имени Ломоносова |