В декабре 1968 года, когда я еще был сотрудником Государственного литературного музея, на одном из Блоковских вечеров я познакомился с Петром Алексеевичем Журовым. Это знакомство перешло в дружбу, и помимо общей работы над темой Александра Блока Журов впервые познакомил меня с творчеством прекрасного поэта Сергея Антоновича Клычкова. До знакомства с Журовым я знал о Клычкове только то, что он в соавторстве с С. Есениным, Герасимовым и Н. Павлович написал киносценарий «Зовущие зори».
П. Журов давал мне читать стихи и прозу Клычкова и открыл мне еще одного большого поэта.
Но работа в Гослитмузее не оставляла мне времени на съемку Клычковских мест. Это время появилось у меня только после 1970 года, когда я вышел на пенсию. Но приближались два больших юбилея: 150 лет со дня рождения Л. Толстого и 100-летие со дня рождения А. Блока. Все семидесятые годы я занимался этими темами.
Только в середине восьмидесятых годов я смог заняться творчеством и биографией С. Клычкова. В 1985 году мы торжественно отметили 100-летие со дня рождения самого Петра Алексеевича Журова, и я, в качестве подарка ему, показал на экране первые свои иллюстрации к стихотворениям Клычкова.
В 1986 году я повторил путешествие на р. Дубну, теперь уже по местам Клычкова. (Еще в 1955 году я приезжал в Талдом и дер. Костино, работая тогда над фоторассказами о М. Пришвине).
Оказалось, что судьбы и творчество Пришвина и Клычкова переплелись в Талдоме и Дубровках.
В этот приезд на Дубну близ Вербилок я убедился, как много общего у этих двух замечательных русских писателей. Прочитав впервые роман «Чертухинский балакирь» С. Клычкова, я увидел, что Клычков не только замечательный поэт, по и талантливейший прозаик, не уступающий Пришвину, а в знании крестьянского фольклора даже превосходящий его.
Я разыскал на р. Дубне места, описанные Клычковым: Боровой плес и Боровую мельницу, лесные урочища Большой и Малый мох, болотистые и лесистые притоки Дубны, давшие мне иллюстрации к великолепному стихотворению Клычкова «Улюсь». Мне удалось запечатлеть золотую осень в дубненских лесах, созвучную яркой строфе Клычкова.
По лесам гуляет осень, Мнет цветы, стряхает лист. И над нею синь и просинь, И синичий свист.
Осенью 1986 года П. Журов познакомил меня с дочерью С. Клычкова — Евгенией Сергеевной. Это знакомство ускорило мою работу над Клычковской темой. Евгения Сергеевна предоставила в мое распоряжение книги и журналы из архива отца, по которым я основательно знакомился с советской литературой двадцатых годов.
В следующем, 1987 году, я приезжал в Талдом несколько раз уже вместе с Е. Клычковой. Она познакомила меня с сотрудницей Талдомского музея Т. Хлебянкиной и Л. Соболевой журналистом газеты «Заря». Мне были показаны все материалы о С. Клычкове, хранящиеся в музее. В это лето я побывал в д. Дубровки, фотографировал хорошо сохранившийся дом Клычкова, деревню с садами и колодцами-«журавлями». Я собрал обширный материал и смог уже к 102-му году рождения Петра Алексеевича Журова показать ему готовый фоторассказ «На родине Сергея Клычкова», который он одобрил и даже похвалил. С помощью Евгении Сергеевны я начал работу над новым фоторассказом «Из жизни Сергея Клычкова». Мы побывали у двоюродных братьев Клычковых — Виталия и Валентина Алексеевичей. У них я сфотографировал уникальную семейную группу с С. Клычковым. Эта отлично сохранившаяся фотография положила начало моему фоторассказу.
Евгения Сергеевна познакомила с литературным критиком С. Субботиным, которому я очень благодарен за консультацию по онографин С. Клычкова, и с вдовой Г. Клычкова — сына поэта — Наталией Владимировной, предоставившей в мое распоряжение семейные фотографии из домашнего архива.
В юбилейный год С. Клычкова я участвовал в многолюдном празднике в д. Дубровки. Этот красочный, яркий и торжественный юбилей я подробно сфотографировал и слайды включил в оба своих фоторассказа. Выступая с этими фоторассказами в различных учреждениях культуры — в Центральном Доме литераторов, Географическом Обществе, библиотеках и клубах, — я знакомлю широкую публику с жизнью и творчеством талантливого поэта и писателя, которому еще предстоит стать классиком русской литературы.
В. МОЛЧАНОВ, фотохудожник. |