Московская железная дорога. Московско-Смоленское отделение, станция Талдом. Ни столичного многолюдья, ни давки, ни сутолоки. Пришла - отошла очередная электричка, и снова - затишье. Городская "площадь двух вокзалов" (здесь расположена и автостанция) живет своей - тоже весьма размеренной жизнью: значительно больше сталo лишь "маршруток", сметливо приноровивших свои графики к железнодорожным пассажиропотокам... Нo если приглядеться внимательнее, железнодорожная станция Талдом - вовсе не такой уж умиротворённый и простой организм, а каждая часть его напряжённо, добросовестно и профессионально выполняет свою функцию. В последнее время что-то совсем не видно, чтобы на станции шла погрузка леса - даже жалко было немного: отправляли-то отборный хвойный кругляк, обработка которого на месте могла бы приносить району гораздо большие доходы. Нынче к нам самим всё чаще приходят откуда-то вагоны с древесиной... - Верное наблюдение. - соглашается Любовь Васильевна СЕРЯКОВА, четверть века проработавшая на железной дороге. Многие годы ее должность называлась "товарный кассир", теперь Любовь Васильевна - агент СФТО (системы фирменного транспортного обслуживания). - Могу сказать и откуда привозной лес - он из Сибири, и для кого - для строительных предприятий, к примеру, для «Альтаира» много приходит цемента. Шесть вагонов с рулонами стального листа ежемесячно поступает в адрес ЗАО «Конверсия-Жилье», которое является нашим постоянным клиентом... В обязанности Любови Васильевны входят расчеты по перевозкам, оформление документов на отправление грузов, заключение договоров, разъяснительная работа с клиентами. Мне же она разъясняет следующую простую истину: - Прибыльность нашей работы - она ведь, прежде всего, от погрузки и от расстояния, на которое перевозится груз. Отсюда - основные деньги... А если погрузки мало и расстояния невелики, - сами понимаете... - "Намек" понял, - отвечаю. - Благосостояние местных железнодорожников прямо зависит от развития местной промышленности, всей экономики района. - Ну, конечно! - живо откликается собеседница. - Справедливости ради надо отметить, однако, что рад наших клиентов просто счел для себя более удобными автотранспортные перевозки. Говоря о "товарной" стороне деятельности станции, нельзя не назвать имен Оксаны Викторовны ШВЕДОВОЙ и Надежды Алексеевны СТРОГАНОВОЙ - приемосдатчиц с огромным опытом работы и большим запасом энергии и оптимизма. То была смена Строгановой, и я услышал в словах этой закаленной на железнодорожных ветрах женщины нежную, поистине лирическую интонацию: "Отправишь груз - и, пока он не дойдет до места назначения, все думаешь, думаешь о нем...". Среди профессиональных терминов здесь своя "зачистка" - вернее, контроль за оной: "Вагон должен уходить в линию очищенным!" - т. е. клиент должен сдать вагон (из-под щебня, например) в таком образцовом состоянии, чтобы сюда можно было смело грузить, скажем, уголь. Еще одна важная забота приемосдатчиц - контроль за целостью-сохранностью вагонного парка. - А вообще-то в нашей «товарной конторе» каждого клиента экзаменуют по техусловиям, - замечает Надежда Алексеевна. Мог бы принять это за шутку, но только что видел в руках у предыдущей собеседницы объемистую книгу "Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах" с закладками во многих местах. ...Совершая небольшой обход станции, не могу не заглянуть в "дежурку". У пульта - дежурная по станции Людмила Васильевна МИТИНА. Применительно к ней слова "Я отвечаю за все" - отнюдь не пафосная фраза. Ведь речь - о пропуске поездов, безопасности движения, жизни людей... - Последние дежурства были трудными, - говорит она. - Частые сильные грозы вызывали сбои в работе электротехники. Неполадки немедленно устрашались - у нас и нельзя иначе! На железной дороге не обойтись без максимальной сплочённости, слаженности всех служб. Путейцы, связисты, электромеханики, работники контактной сети, депо, составители поездов и вы, "станционные смотрители" (не обижайтесь на старомодное прозвище), трудитесь в прочном производственном а товарищеском контакте, под девизом: "Один за всех, и все - за одного!" Не так ли? - Пожалуй, именно так. - А еще у вас здесь очень развита "семейственность" - в хорошем смысле, конечно. Ведь это сущая правда, что, например, на железнодорожной станции Талдом, включая молодого вашего начальника Светлану Александровну Смирнову, которая недавно уехала в отпуск куда-то на юг и, надеюсь, по железной дороге (не пропадать же льготе!), тоже потомственная железнодорожница, а её дочь Елена собирается продолжить трудовую династию, поступив для начала в славный Андреевский железнодорожный техникум. - И в самом деле, у нас на станции нет, пожалуй, ни одного работника, чьи бы дедушки, бабушки, мамы, папы, братья или сестры не были бы связаны с железной дорогой "родственными узами". Размышляя над этой многозначительной оговоркой, наведываюсь к старшему кассиру Людмиле Александровне КРАСИЛЬНИКОВОЙ. - Когда-то через нашу станцию ходили из Москвы пoeздa в Ленинград, Углич, Рыбинск, Весьегонск. Не просто ходили - делали в Талдоме остановку. Теперь на станции Талдом действует, помимо пригородной, и касса дальнего следования. А вот поездов прежних не видно. - Да и как их увидеть горожанину, если из этой "четвёрки" остался лишь один рыбинский, да и тот не останавливается у нас ни на минуту! Что касается кассы дальнего следования, то она, безусловно, нужна - это признак цивилизованного подхода к нуждам людей, возможность приобрести билет на любой поезд, отправляющийся с любого вокзала Москвы. Плохо только, что размешается соответствующая касса в помещении, откуда выходит прямо на улицу окошечко, в которое заглядывают те, кому нужен билет на очередную электричку. Постоянные сквозняки! Кассирам и без того приходится работать в довольно нервозной обстановке - беспечность, плохая осведомленность, нерасторопность многих пассажиров в условиях близкого отправления электрички, многочисленные телефонные звонки (кассирам приходится брать на себя и роль "справочной"). А тут - оформление "длинных" билетов на поезда дальнего следования, требующее особой внимательности, обстоятельного подхода. Словом, надо бы нашей службе переместиться в более подходящее место... ... У отечественной железной дороги - славные традиции, целая армия высокопрофессиональных работников. Но и проблем очень много. Износ основных фондов в локомотивном хозяйстве превысил 65 процентов, в вагонном - 70. Недостаточное развитие пограничных и припортовых станций увеличивает сроки доставки грузов и эксплуатационные расходы. С 2001 года осуществляется "Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте", рассчитанная до 2010 года. В 2003 году был принят пакет федеральных законов, обеспечивающих реализацию этой большой программы. Создано ООО "Российские железные дороги". Тем самым разделены функции государственною управления и организации хозяйственной деятельности в данной сфере. Железная дорога - не просто отрасль народного хозяйства. Это громадный пласт национальной культуры - материальной и, не побоюсь этого слова, духовной, ведь стальные пути помогали и помогают преодолевать не только географические пространства, решать экономические и политические проблемы. Но они обладают способностью соединять человека с человеком. С профессиональным праздником вас, дорогие железнодорожники!
Евгений ГУРОВ |