Савёловской железной дороге в этом году исполняется сто десять лет. В конце девятнадцатого века, когда начали прокладывать стальную магистраль через леса и болота северного Подмосковья, это был настоящий прорыв в будущее. Хотя до сих пор на железнодорожном перегоне от Дмитрова до Савёлова поезда идут по однопутке. Тем не менее, многие люди до сего времени отдают предпочтение «железке», несмотря на то, что в мире появились новые современные средства передвижения. Десятилетиями жители нашего района добирались до Москвы на поезде, который несколько раз в сутки отправлялся из Савёлова и останавливался в Талдоме, Вербилках и на промежуточной станции Власово, названной так по имени несуществующей уже сегодня деревни. Сюда пешим ходом добирались жители из ближайших селений, в том числе из села Троица-Вязники, деревень Бобылино, Тарусово и Коришево. По тем временам это было совсем не просто, если учесть, что идти приходилось по разбитой телегами лесной дороге. Особенно трудно было зимой, в весеннюю распутицу и осеннюю непогоду. Сегодня на платформе Власово выходят московские дачники, выбравшие для своего отдыха талдомские места. В летнее время их обслуживает кассир, а в остальное время года проездные билеты в электричке продают ревизоры-кассиры коммерческой компании. Кстати, несколько лет назад железнодорожники организовали дачникам остановку на 94-м километре, но забыли или не захотели дать ей название. Хотя могли бы назвать по имени ближайшей деревни - Петрино. Время вносит коррективы в нашу жизнь. Раньше железная дорога ассоциировалась с паровозом, работающим на каменном угле. Сегодня железная дорога электрифицирована, на смену тихоходным пассажирским поездам с плацкартными вагонами пришли скоростные электрички. На станциях давно уже нет дежурных в красных фуражках с жезлом в руке. Пассажиры практически не общаются с путейцами, ориентируются на расписание и объявления станционного радио. В разных местах нашей страны локомотиву - ветерану железных дорог - установлены памятники. Один такой безвестный трудяга-паровоз стоит на станции Большая Волга. Но эта железнодорожная ветка, берущая своё начало на станции Вербилки, появилась только в конце сороковых годов, в период строительства наукограда на Волге. И пригородный пассажирский поезд Москва-Дубна тянул не паровоз, а тепловоз. Так что символ железнодорожного транспорта установлен не совсем по адресу. В пору образования Талдомского района наш город считался довольно крупным товарно-пасажирским узлом на севере Московской области. Сегодня станцию Талдом скорее можно назвать пассажирской, нежели товарной. Обслуживающий персонал преимущественно женский. Из мужчин - несколько рабочих-путейцев, механиков, машинистов и составителей грузовых составов. Причём все они приписаны к станции Дмитров и приезжают сюда по мере надобности. Исполняющая обязанности начальника станции Татьяна Захарова на пальцах пересчитывает штатный состав станции: пять дежурных, два приёмосдатчика товарных грузов, билетный и товарный кассиры. Станция расположена в стороне от основного жилого массива районного центра и соседствует с автостанцией. Это устраивает пассажиров: с электрички - на автобус, с автобуса - на электричку. В соответствии с этим составляются расписания поездов и автобусов. Заказанные местными предприятиями грузы поступают на станцию Бекасово-сортировочная и распределяются участковой станцией Дмитров, которая помимо Талдома обслуживает Каналстрой, Вербилки, Соревнование и Большую Волгу. Основные заказчики грузов в Талдоме - ООО «Нефтьторгсервис», ЗАО «Конверсия-Жильё» и строительная компания «Альтаир». В последнее время по железной дороге начало отправлять свою продукцию предприятие ООО «Талдом-Профиль». А вот ГУП «Талдомский автодор» самостоятельно принимает грузы, у них свои подъездные пути. Как выживает в непростых экономических условиях железнодорожная станция Талдом? «Многое зависит от объёмов погрузки, - говорит Татьяна Захарова. - При выгрузке мы получаем небольшую плату за подачу и пользование вагонами. А основная прибыль идёт от начисления железнодорожных тарифов за погрузку и перевозку грузов. К сожалению, со временем объёмы перевозок не растут. Сейчас у нас проводится очередная реорганизация. Раньше было единоначалие, все служащие подчинялись начальнику станции. Теперь нас разделили. Товарный кассир подчиняется одному начальнику, билетный кассир пассажирских перевозок - другому. У билетного кассира дальних пассажирских перевозок - своё руководство. По сути дела, начальник станции управляет дежурными и приёмосдатчиками грузов. Так что единства в коллективе уже не будет. С первого сентября в Талдоме закрывается товарная контора, переводится в Дмитров. Наших клиентов обязывают переходить на электронный документооборот. Вроде бы идём вперёд, а настроение почему-то грустное. Возможно, сказывается привычка к сложившемуся укладу работы и жизни. Впрочем, ничего не поделаешь, будем перестраиваться». День железнодорожника отмечается в первое воскресенье августа. Синоптики обещают, что в этом году он будет солнечным и жарким. Однако, несмотря на горячее солнце, путейцы в преддверии своего профессионального праздника приводят территорию станции в порядок. В тот день, когда мы обсуждали с Татьяной Захаровой проблемы и план работы на ближайшее время, рабочие ремонтировали деревянные переходные мостки через железнодорожные пути. «Даже такое, казалось бы, простое дело, - посетовала Татьяна Станиславовна, - требует средств. Мы понимаем людей, стараемся исключить претензии с их стороны, но не всё от нас зависит. Например, пассажиры недовольны, что в будни здание вокзала и билетная касса закрываются в пять часов вечера. Хотя электрички ходят до глубокой ночи. Где должен быть пассажир? В зале ожидания. Но зал закрыт на замок. И это сделано по приказу Московской дирекции пригородного пассажирского движения. Поэтому люди вынуждены ждать электричку на платформе. Летом - куда ни шло, но осенью и зимой... Пользуясь представившимся случаем, мы просим главу городского поселения Талдом Григория Мирошниченко обратиться к руководству дирекции пригородного движения с предложением продлить работу зала ожидания вокзала».