«...Я родился в малиннике около густой елки 3 или 4 июля 1889 года в Чертухинском лесу, которого в настоящее время уже не имеется, матушка моя... принесла меня домой в кузове с малиной, в тайне от соседей и от отца, страдавшего излишней строгостью и страхом перед лешим и нечистой силой...»
У книжных редакторов есть неписаное правило — оценивать рукопись новой книги по первой фразе. Какова первая фраза, такова будет и вся книга. Если попытаться применить это правило к книге жизни, то биография, начатая так как началась она у замечательного русского поэта Сергея Клычкова, должна быть необычной. Появившись на свет в лесу в зените лета (3 июля — это по-старому), наверное, на рассвете, ведь по ягоды ходили рано, он с первым своим криком вдохнул густой лесной аромат, настоянный на хвое, цветах. ягодах. И с этим первым дыханием вошла в него душа лесная, поэтическая, языческая. Судьба Клычкова действительно сложилась необычно. И дело не в том. что сын талдомского кустаря - сапожника получил образование, стал замечательной личностью. В этом-то как раз ничего удивительного для России начала века не было. Таких биографий тысячи. Удивительное в другом. Как много событий, встреч, идей, литературных произведений вместила его короткая жизнь. Он сражался на баррикадах Пресни вместе со своим другом молодым скульптором Сергеем Коненковым, путешествовал по Италии с Модестом Ильичем Чайковским, учился в университете на одном курсе с Борисом Пастернаком, служил в армии вместе с Куприным, дружил с Есениным. Клюевым, Пришвиным. Издал несколько сборников стихов, в которых его поэтический голос звучал искренне, самобытно, сильно, написал романы о русской деревне. Его называли предшественником Есенина в поэзии и последователем Лескова в прозе. Но как известно, судьба поэтов на Руси трагична. Не стала исключением и судьба Клычкова. Он пережил разрушение своих коммунистических иллюзий, увидев, что происходит в деревне, потерял родное гнездо (в 1929 году родители поэта вынуждены были за бесценок продать свой дом местным властям и уехать ютиться по углам в Москву), пережил потери друзей — крестьянских поэтов С. Есенина. Н. Клюева, П. Васильева, В. Наседкина, один за другим уходивших в небытие. Программа перевода деревни на социалистические рельсы включала в себя и уничтожение ее певцов и заступников. Так погиб и Сергей Клычков. День его смерти неизвестен, а могила затеряна. О них, расстреленных и замученных, обычно говорят — «незаслуженно забытые». Да нет, не «незаслуженно забытые», а намеренно предаваемые забвению. Клычкова реабилитировали в 1956 году, но книги не издавались, имя замалчивали. И все-таки с Поэтом так просто не расправишься. Большая душа бессмертна. она живет в книгах, письмах, воспоминаниях друзей. Живет и не дает покоя живущим. Впрочем, в Талдоме, на родине, всегда помнили своего поэта. Сколько раз я убеждалась, что если и сохранилось у нас такое понятие, как настоящая русская интеллигенция, то только в маленьких городах. Только здесь, не зараженные суетой, конъюнктурой и меркантильностью больших городов, позволяют они себе роскошь жить высокими идеями и устремлениями. Что же касается музейных работников, то это вообще особая категория людей. То, что все они энтузиасты это понятно, без энтузиазма и в благополучной стране не соберешь даже коллекции спичечных коробков, но у нас советская власть вывела новую породу музейщиков — настоящих подвижников. Вот так, вопреки всему в краеведческом музее г. Талдома еще в 1984 году родилась идея создать в доме Клычкова, в его кабинете, даже не в кабинете — каморке под крышей, мемориальную комнату. Идея была почти фантастической. Здание, построенное в начале века, после того как из него выехал детский дом, было в таком состоянии, что охотников взять его не нашлось. Музею восстановление тоже было не по карману. Тогда Московский химико- технологический институт, шефствующий над районом, согласился взять его на свой баланс. Были проекты перестроить дом под базу отдыха или открыть в нем какое-нибудь производство. Вот тогда и высказали директор музея Наталья Викторовна Рязанова и ее заместительница Татьяна Александровна Хлебянкина робкое желание о мемориальной комнате. Что происходило дальше — отдельная и долгая история, хранящаяся в папках с перепиской. История, которую любой человек, знающий, как v нас продвигаются благородные замыслы, без труда себе представит. Но самое эамечательное в ней то, что 19 июля 1992 года в селе Дубровки Талдомского района в 13 часов открывается Дом-музей Сергея Клычкова. Да, именно дом, а не комната, и именно в нашем несчастном 1992 году, когда, казалось бы, все рушится и разваливается. И такое скромное событие в масштабах России тем не менее обнадеживает, может быть, не все уж так плохо, как кажется? Просто разрушение всегда заметнее, так как сопровождается грохотом, треском, криками и руганью, а созидание процесс долгий и тихий. Творцу некогда шуметь — он занят делом. И что стоило Татьяне Александровне создать этот музей — знает до конца только она. Наконец-то бесприютная душа поэта, погребенного неизвестно где и неизвестно когда, найдет себе пристанище в родном доме. Да. именно так. Потому что идею музея Татьяна Александровна, ставшая его директором, видит не в демонстрации вещей и документов, рассказывающих о внешнем событийном ряде жизни поэта, а в воссоздании его духа. К сожалению, не все пока удается сделать так, как видится Татьяне Александровне. Не принадлежит музею земля вокруг дома: луг, на который слетаются журавли, тополя — ровесники века, старый пруд — вся та природная среда, окружавшая поэта с детства, неразрывная с его жизнью, с его творчеством. Не принадлежит и первый этаж дома, и что на нем будет располагаться, до сих пор непонятно. То ли бар с бильярдной и видеосалоном (МХТИ платит деньги за ремонт, а значит, волен делать на своей территории все, что хочет), то ли аптечка с лечебными травами для жителей деревни, фитобар, может быть, даже комната для приема населения народными целителями. (В деревне нeт медпунктта). И хотя это не совсем обычно для музея, здесь нет противоречия с его концепцией т.к. Хлебянкина видит в музее единый духовно-оздоровительный центр. Татьяне Александровне хотелось бы раскрыть, показать все пласты творческой и духовной жизни поэта, рассказать о его литературном окружении, о друзьях, гостивших или подолгу живших в доме: С. Коненкове. С. Есенине. М. Пришвине и других, Есть идея открыть при музее общество Клычкова; людей, интересующихся его творчеством, в Талдоме много. В большом городе подобный музей, может быть, и не сделал бы погоды, затерялся, а здесь он служит созданию общего культурного климата города. Поэтому мне особенно радостно за талдомских ребятишек. Ведь культурный климат, духовный фон — это то. что без лишних слов входит в сознание подрастающею человека, определяет его поведение, мысли, будущую жизнь. Сейчас часто приходится .слышать, что у современной молодежи отняли светлые коммунистические идеалы, не предоставив взамен ничего. И не приходит в голову говорящим, что идеалы свои каждый ищет сам, в одиночку, порой всю жизнь. Думаю, что это поймут дети, детство которых будет проходить рядом с домом, где живет Душа Поэта.
Ольга УВАРОВА. |