Часто музеи рождаются, как люди: трудно, мучительно. Особенно музеи личностей незаурядных, «неавангажированных» властьпредержащими, выдающихся писателей и поэтов. «Капля по капле сочится писательская кровь, нежели попадает на писательский станок», - заметил некогда сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин. Думается под этими словами с полным правом мог бы подписаться его земляк, расстрелянный 8 октября 1937 г. по приговору НКВД, поэт Сергей Антонович Клычков. Судьба поэта была трагична и полна необычными событиями, начиная с самого рождения: «Была над рекою долина, В дремучем лесу у села, Под вечер, сбирая малину, На ней меня мать родила... Ах, верно, с того я и дикий, С того-то я и дикий, Как кузов лесной земляники Меж ягод с игольем хвои.» Родился поэт в тверской глубинке, ныне это - Московская область, д.Дубровки близ г.Талдома. Вырос в многодетной крестьянской семье старообрядцев. В своей автобиографии С.Клычков написал: «языком обязан лесной бабке Авдотье, речистой матке Фекле Алексеевне и нередко мудрому в своих косноязычных построениях отцу моему, Антону Никитичу..., а больше всего нашему полю за околицей и Чертухинскому лесу. На литературную дорогу вышел случайно: от несчастной любви. Вздумал я было наложить на себя руки, а попал за границу и издал сборник стихов - тоже. Встретился удивительный человек, Модест Ильич Чайковский, брат композитора, память о котором храню как святыню.». А до этого поэт учился в Москве, сначала в реальном училище И.Фидлера, затем - в Московском университете, но не окончил его за неимением средств. И Клычков продолжал свои «университеты» в окопах первой мировой войны, стал прапорщиком, был контужен. После Октябрьской революции служил в канцелярии Пролеткульта, сотрудничал в ряде журналов и издательств, таких, как «Красная новь», «Круг», публиковался в «Новом мире», «Красной ниве», «Огоньке», «Недрах» и др. Стихотворения С.Клычкова печатались в «Литературной газете» от 13 мая 1929 года, вскоре там же 30 сентября публикуется его статья «О зайце, зажигающем спички», а с 21 апреля в «Литературной газете» выходит в свет продолжение творческой полемики - статья С.Клычкова «Свирепый недуг». В этих статьях С.Клычков пытался защититься от критиков, типа О.Бескина, называвших его «бардом кулацкой деревни» и ссылается на непреходящий опыт классиков:«по мудрому изречению Пушкина, критика современников - слепая и близорукая старуха». В то же время С.Клычков выступает в защиту родной природы, предрекая, что «самым Торжественным, самым прекрасным праздником при социализме будет праздник... древонасаждения! Праздник Любви и Труда! Любовь к зверю, птице и ... человеку! Если мы разучились, так природа сама научит нас и беречь её, и любить, ибо лгать в ней трудно, а разбойничать то преступно, так же, как и в искусстве!». Оригинальные произведения С.Клычкова - о жизни российского крестьянства из задуманного (вышли только три романа из задуманного девятикнижия «Живот и смерть» и стихи) перестали печатать. Последний из семи поэтических сборников «В гостях у журавлей» вышел в 1930-м году. С. Клычков вынужден был, по совету М.Горького ценившего его вкус к слову, заняться переводами. И здесь он преуспел. Интересна его обработка одной из глав киргизского эпоса «Манас», вылившаяся в поэму «Алмомбет и Алтына», а также переводы с грузинского, башкирского и народных марийских песен. С.Клычков поэтически обработал собранный М.А.Плотниковым в огульский эпос «Янчал-Маа («тундра», вышедший под названием «Мадур-Ваза - победитель» и считал его выше Гайаваты и Калевалы. Но Клычкова обвинили в плагиате и на страницах «Литературной газеты» выступил профессор Ю.Соколов... Правда, вскоре там же, 29 августа 1933 года было опубликовано постановление комиссии Союза писателей о снятии с Клычкова обвинения в плагиате. К 1937-му году многие друзья С.Клычкова новокрестьянские поэты были арестованы, погибли в застенках, скоропостижно скончались при невыясненных до конца обстоятельствах. Александр Ширяевец, Алексей Ганин, Сергей Есенин, Петр Орешин, Михаил Герасимов, Владимир Кириллов, Павел Васильев, Осип Мандельштам. Отсиживался за границей скульптор Сергей Коненков, томился в ссылке Николай Клюев. Пробил час и Сергея Клычкова. Он был арестован на даче в Лесном городке (по Киевской железной дороге)... Успел попрощаться с женой и детьми. И канул в неизвестность. Жене сказали, что он получил десять лет без права переписки, и сначала еще жила надежда. Потом в 1956-м году посмертная реабилитация. Вскоре создается комиссия по литературному наследию С.Клычкова, выходят в периодической печати воспоминания о поэте его земляка И.С.Романова, литературоведа П.Журова. В середине 60-х имя поэта появляется на одном из стендов районного музея г.Талдома. К 90-летию со дня рождения С.Клычкова впервые проводится литературный вечер, собравший известных писателей, литературоведов, журналистов, почитателей творчества писателя-земляка. Вскоре наконец-то переиздаются книги стихов С.Клычкова: «Стихотворения», «В гостях у журавлей» - под редакцией Н.В.Банникова, а затем и проза «Чертухинский балакирь» -автор предисловия и составитель Н.М.Солнцева - ныне уже профессор, защитившая диссертацию по творчеству С.Клычкова. К 100-летию со дня рождения поэта в местном краеведческом музее открылась выставка «Хотелось бы всех поименно назвать», которая легла в основу экспозиции открывшегося 19 июля 1992 года Дома-музея С.А.Клычкова. Вскоре музею исполниться пятнадцать лет. На земле поэта стали традиционными Клычковские литературные праздники (в июле), Дни памяти поэта (в октябре), деревенские посиделки. Летом прошлого года впервые прошел фестиваль бардовской песни и поэзии «Серебряный журавль». На первом этаже музея десять лет тому назад открылся единственный в мире Музей Журавля, стали проходить с сентября 1995 г. Журавлиные фестивали, позволяющие всем желающим познакомиться с этой удивительной птицей и заказником «Журавлиная родина», где собираются тысячные предотлетные скопления журавлей. «Милей, милей мне славы Простор родных полей И вешний гул дубравы, И крики журавлей.» написал поэт Сергей Клычков. И в наших силах сберечь его поэтическую родину. |