Радостное известие пришло к нам с далеких невских берегов. Незадолго до дня рождения Сергея Клычкова, 17 июня, в Пушкинском Доме Академии наук СССР успешно прошла защита диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук Александром Ивановичем Михайловым по теме «Пути развития новокрестьянской поэзии». Мы знаем А. Михайлова как вдумчивого ученого, вот уже несколько десятилетий изучающего сложную, горькую и прекрасную тему крестьянской поэзии. Помним встречи с ним на Талдомской земле во время празднования 90-летия и 100-летия со дня рождения С. Клычкова, помним его интересные публикации на страницах нашей районной газеты «Заря», а совсем недавно познакомились с его новой книгой «Пути развития новокрестьянской поэзии» (Ленинград, «Наука», 1990 год). Эта книга так же, как и одноименная диссертация, посвящена творчеству новокрестьянских поэтов П. Клюева, С. Клычкова, С. Есенина, А. Ширяевца, П. Орешина, Из аннотации: «Впервые их наследие рассматривается в плане общей для них поэтической концепции, отражающей исторические судьбы русского народа. Автор обращается к истории крестьянской поэзии XIX века и к отечественной фольклористике, рассматривая их в единстве с философско-эстетическими исканиями начала XX века. Впервые вводится в научный оборот не публиковавшийся ранее материал». В том числе малоизвестные фотографии поэтов 1910-х годов, обложки их стихотворных сборников, афиши выступлений. Имя С. Клычкова упоминается в книге свыше пятидесяти раз. Из диссертации А. Михайлова: «В лирике Клычкова, представленной тремя его последними сборниками («Домашние песни», 1923; «Талисман», 1927; «В гостях у журавлей», 1930) предстает мир глубоких душевных переживаний русского человека, созерцающего «закат» крестьянской России. Тема «Руси уходящей» развивается здесь уже как тема оскудения: во взаимоотношениях ме-жду людьми все меньше становится человеческого тепла, а в мире — природы. Тема любви (а точнее, конфликтных любовных коллизий) определяет собой основное содержание этих книг. Не меньшее место занимает и философская лирика. В стихотворениях явно слышится предупреждающий голос поэта о неизбежности печальных последствий разрыва человека с природой». И далее из книги А. Михайлова «Пути развития новокрестьянской поэзии»: «Ориентация новокрестьянских поэтов на духовные ценности, на идеалы крестьянской жизни оказалась для них роковой на рубеже 1920—1930 годов, в период жестокой ломки традиционных устоев деревни, в период усиленной политики и практики раскрестьянивания самой земледельческой в Европе страны. Новокрестьянская поэзия оказалась осужденной и отвергнутой своим временем...» «...Только у двух поэтов новокрестьянской плеяды сохранились оберегаемые народной памятью могилы — у А. Ширяевца и С. Есенина (Москва, Ваганьковское кладбище). Прах же Н. Клюева, С. Клычкова, П. Орешина, А. Ганина покоится в безвестных братских ямах массовых расстрелов...». Но не погибли поэты и их песни. Мы им дадим новую жизнь в будущем музее С. Клычкова, создаваемом на его родине в деревне Дубровки. И хотя реставрация там идет не так быстро, как хотелось бы, есть еще люди, радеющие о русской культуре и духовности. Это издательство «Советский писатель» во главе с директором А. Жуковым, издательство СП СССР «Скифы», возглавляемое И. Скачковым, перечислившие соответственно 5 и 15 тысяч рублей на музей С. Клычкова. Думается, что и мы, земляки Сергея Клычкова, могли бы внести посильную лепту в это благородное дело. Наш расчетный счет: 000142609 в Талдомском филиале МАКБ «Возрождение». Музей С. Клычкова.
Т. ХЛЕБЯНКИНА, и. о. директора Талдомского краеведческого музея. |