«Сенокос в Дубровках» — так решили назвать нынешний традиционный Клычковский праздник в Дубровках его устроители — благо недостатка в нескошенных травах вокруг родового гнезда поэта ныне хоть отбавляй, и это одна из примет всей российской деревни, так и не оправившейся от причинённого ей урона... Поздно дед пришёл с покоса, Дед метал последний стог — Долго-долго бил он косу И молился на восток... Вот он — живой и мифологический, простой и великий — одесную Самого Господа — Дед, кто из тех, кто зван на пир небесный, ибо свят — свят трудом своим, свят любовью к этому миру. Клычков тоже позвал. И они пришли. И причастились... От колодца, что на пригорке, босиком скользнула Красна девица с двумя вёдрами на коромысле и не спеша угостила ледяной вкуснейшей водой всех собравшихся на лужайке под вековыми липами. В молодой женщине, одетой в сарафан, легко можно было узнать одновременно и сотрудницу Дома-музея, известную рукодельницу Татьяну Федышину, и клычковскую Ладу, ту самую, что молвит лукаво: «Ой, кудрявый! Ой, кудрявый, Завтра рано приходи!.. Приходи с косой точёной, Покоси мой луг зелёный...» Но вот уж в самом деле выходит Добрый молодец в красной рубахе, с косою сам-друг, по-кольцовски, по-клычковски, по-русски, одним словом! Поглядите: это же Алексей Калинин, уроженец Дубровок, директор СПКБ «Почта»: отчего ж не помочь красавице, тем более что и она не отлынивает — быстро и сноровисто подгребает скошенную траву!.. ...Речи недолги и ясны. Научный сотрудник музея Наталья Ермакова добавляет несколько новых красок к уже известному нам облику Сергея Клычкова, помогает лучше увидеть характер земляка, отражённый в воспоминаниях его друзей и современников. О значении Клычкова, растущем интересе к нему у нас в стране и за рубежом говорит директор Дома-музея, член Союза писателей России, председатель комиссии по наследию С. Клычкова Татьяна Хлебянкина. Горечью и досадой отзывается в сердцах, любящих Клычкова, её сдержанное упоминание о том, что уже довольно длительное время музей, руководимый ею, закрыт для посещения, ввиду необходимости ремонта, а экспонаты его — в запасниках. «Так, значит, помещения пустуют?» — имел неосторожность спросить автор этих строк у сотрудниц музея. Они молча переглянулись и заверили меня в том, что хозяева дома, сам Сергей Антонович, никуда не уходили и постоянно дают о себе знать — скрипом половиц, тоненьким ручейком осыпавшейся штукатурки и, что особенно интересно, — таинственными голосами и шаловливой перестановкой отдельных предметов — вполне в духе господствующего в этих краях Чертухинского леса. Не случайно обмолвился выступивший на встрече о. Андрей, сказав о Клычкове: «Мы ещё много узнаем о нём.» Очень к месту прозвучало из его уст есенинское «Не жалею, не зову, не плачу», посвящённое тёзке и другу из Дубровок: ...Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть! Это благословение — и скошенным травам... Тем временем, в 2009-м, то есть, в год 120-летия Сергея Клычкова, автора великолепного и уж никак не более утопического, чем коммунизм, проекта «Праздник древонасаждения», в Талдоме роковым образом было срублено «во имя будущего» (спрямить, расширить одну из городских дорог) несколько десятков матёрых деревьев. Неужто прав поэт в своих самых пессимистических предчувствиях, и зло торжествует? Воистину «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель» (Мтф. 7: 13, 14), и нет уж в городе единственной, пусть и неширокой, тенистой пешеходной аллеи - той, что была ещё недавно между больницей и микрорайоном «Юбилейный»; нет места здесь ни сынам человеческим, ни птицам небесным! .. .Дуэт, без которого не обходится ни один из Клычковских праздников: Алла Чукова - фарфористка и профессиональная вокалистка из Вербилок и Андрей Живолуд - бард из Москвы, глубоко и трепетно исполняют под гитару клычковскую «Троеручицу». Ещё они спели песню на слова замечательного новгородского поэта, крестьянского сына Александра Ивановича Люкина (1919-1968 гг.): ...И вдвоём косили «Вжик, вжик, вжик». Так они и жили - Баба да мужик. И в своих забавах В предвечерний час На медовых травах Зачинали нас. «Лучшего поэта Волги», как иногда называют Люкина, убили не в тридцать седьмом, не за «политику», как Клычкова, а в «благополучные» советские годы: ударили в подъезде камнем по голове и забрали пыжиковую шапку. .На лужайке перед краснокирпичным домом, крепким, как старая вера его строителей, столики с переизданными в последние годы сборниками произведений Сергея Клычкова, рядом - выставка-продажа тряпичных куколок-обережек - представительниц разных времён и районов России. Районная библиотека дарит выступающим экземпляр книги «Сорочье царство» - грех, как видно, брать даже малые деньги за сборник с таким названием, ведь «Сорочье царство» Клычкова - царство света и бескорыстия. Пользуясь редкой в последнее время возможностью встретиться в столь приятном месте и по столь уважительной причине, местные поэты, литераторы из других уголков Подмосковья, наперебой читают друг другу свои новые и старые стихи, обмениваются недавно вышедшими в свет собственными печатными сочинениями, судьба которых пока ещё туманна. Но время скажет своё слово.
Евгений ГУРОВ |