Тема путешествия, странствия проходит красной строкою через всю жизнь и творчество С.А.Клычкова. Я иду за плечами с кошелкою, С одинокою думой своей. По лесам, рассыпаясь и щелкая, Запевает весну соловей.
Попадают мне странницы, странники, Как и я, все идут не спеша, Зацветают поля и кустарники, И моя зацветает душа. ...
Под вечернею розовой дымкою, Когда дремлет весенняя Русь, Я пройду по селу невидимкою И у крайней избы постучусь. (1913, 1929)
Очевидно, страсть к путешествиям была у Клычкова в крови и передалась по наследству от деда, Никиты Родионовича Клычкова, который частенько уходил в святые места, на богомолье, и даже бывал на святой горе Афон. Известно, что Клычковы были из старообрядцев австрийского толка, белокриницкого согласия. Их духовный центр, основанный донскими казаками, в селе Белая Криница, что находится ныне на Украине, а до революции он располагался на территории Австро-Венгрии. Возможно, туда-то и уходил дед поэта. Сам Сергей Антонович мечтал побывать хотя бы на Новом Афоне, «поплакать в ту землю», что и исполнилось в 1929 году. Ранее со своим другом Петром Журовым летом 1911 года Клычков совершил пешеходную прогулку по Волге: Савелово - Кузнецкое (ныне Конаково) - Клин. А в июне 1913 года с ним же отправился по «Батыевой тропе» в град Китеж(на озеро Светлояр). До этого, весной 1913 года, С. Клычков с Г.Забежинским совершил паломничество в старинный Николо-Пешношский монастырь под Дмитровым. Похоже, что именно об этом монастыре, называя его Николонапестовским «построенным будто еще во времена Калиты, сожженном в татарское иго и обновленном уже Иоанном ... Словом - Сергиевскому не уступит!» - писал Клычков позднее в романе «Князь мира» в 1927 году. Бывал Сергей Клычков и в Италии, служил во время Первой мировой войны в Финляндии, затем - на Западном фронте и в Крыму (в Балаклаве). После революции с первой женой Евгенией Лобовой жил в Алупке, в Ялте, а в начале 1930-х годов побывал поэт на севере, пытаясь найти следы вогулов как переводчик их эпоса под названием «Мадур-Ваза победитель». Но больше всего, конечно, Клычков путешествовал и странствовал в юности по родной Тверской глубинке Калязинского уезда. «В очах - далекие края, В руках моих - березка, Садятся птицы на меня, И зверь мне брат и тезка. Мне вешний ветер - поводырь, Попутчиками - тучи, И я крещусь, как богатырь, Среди полей могуче.» (1910 - 1911)
В очерке - воспоминаниях «О родном крае, поэте - писателе - переводчике Клычкове Сергее Антоновиче» брат поэта, Алексей Сечинский, рассказывает о своих походах с Сергеем на Дубну, к Боровой мельнице у д. Гусенки, на охоту за тетеревами, утками, глухарями, порой за 8-9 километров. Упоминает он Дубровские места, леса: Чертухино, Глебцево (где родился поэт в малиннике, под Густой Елкой), Потапиха, Осинник, Казенник, Малый мох, Большой мох, Светлые болота, речку Куйменку и др.. Многие из этих мест стали литературными топонимами и попали на страницы книг С. Клычкова, особенно трех его романов (из жизни российского крестьянства): «Князь мира», «Чертухинский балакирь», «Сахарный немец». Действие этих романов разворачивается с середины XIX-го до начала XX века (в окопах Первой мировой войны). В них упоминает С. Клычков о поповом доме неподалеку от лужайки рядом с «Дубной на пологом уклоне», о дружбе главного героя романа «Сахарный немец» прапорщика Зайчика с Клашей, дочкой отца Никанора. О венчании Петра Кирилыча и Маши (персонажей романа «Чертухинский балакирь») «в немудреной церковенке, стоявшей на отшибе деревянной, главный колокол весил всего сорок пудов». Похожи по описаниям эти храмы на близлежащие от Дубровок храмы Казанской Божьей Матери (с. Стариково), преподобного Сергия Радонежского (Зятьково), деревянную Георгиевскую церковь с. Веретьева на р. Дубне (построенную в 1778 году). Напоминают села по описаниям Клычкова вымышленное им село Чертухино: «на дубенском зелено-муравном крутом берегу встанет в полночь наше большое село Чертухино, разойдутся избы перед глазами по берегу. По-за селом, в стороне из-за ветел и лип, в березах вся, в тополях, поднимет к небу высоко-высоко наша сельская церковь...синих пять куполов, и звезды на них смешаются с звездами в небе.» И даже сравнивается «темный грудной звон нашего чертухинского колокола и заливистый на бабий лад шалтай-болтай гусенской колокольни.» Среди персонажей С. Клычкова, связанных с православными местами, «рыжий дьякон с Николы-на-Ходче» - так назывался в народе один из старейших и обширных храмов в нашем районе - храм Воскресения (известный с 1628 года) с пятью престолами (обновления храма Воскресения Христова, Казанской иконы Божьей Матери, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Макария Калязинского, святого благоверного князя Александра Невского). Другой персонаж, барин Бачурин, основал Александровский женский монастырь в селе Маклаково, куда «богомольцы... сходились в Петровки в старое время без счета...». Уездный город Чагодуй напоминает нам во многом город Талдом, где есть «Музей местного края», в котором «чего только не собрано с нашей округи. Будешь в Чагодуе, зайди непременно, всякая диковина и пустяковина, а главное - медведь налицо!..». Пишет Клычков и о кладбище, которое в третьем (1923?) году превратили в парк - действительно, около нашего районного Дома Культуры было местное кладбище, а у ДК «Колос» - староверское кладбище. На нем, скорей всего, похоронены предки поэта и бабка Авдотья, попавшая под поезд вместе с лошадью у д. Рассадники. Бывал, конечно, С. Клычков частенько и в Талдоме, особенно в базарные дни. Заходил в гости к своей сестре на улице Красина, к знакомым купцам Волковым, Киселевым и их детям, общался с врачом Жардецким, с талдомской интеллигенцией, сиживал в «Портельной -трактире распивочно на вынос с биллиардами Ф.К.Киселева», поднимаясь туда по тридцати ступенькам на 2-ой этаж (ныне это здание районной библиотеки). Там же в 1920 году была школа, где проходил вечер чтения стихов с участием С. Клычкова и его друзей поэтов В.Кириллова и М.Герасимова. Сотрудниками Дома-музея С.А.Клычкова разработаны две увлекательные экскурсии: пешеходная «По Клычковским местам городского поселения Талдом» и автобусная «По Клычковским местам Талдомского края», которые вы можете заказать и совершить незабываемое путешествие в пространстве и времени. Я не видал давно Дубравны, Своих Дубровок и Дубны. Померк ты, свете тихий славный, От юности хранивший сны!... Упали древлие покровы, И путь мой горек и суров. Найду ли я, вернувшись снова, В сохранности родимый кров?... Сергей Клычков.
Т. Хлебянкина, зав. Дома - музея С.А. Клычкова в д. Дубровки |