Ранний период жизни Сергея Клычкова в основном известен из его краткой автобиографии. Антон Никитович Клычков, отец поэта, повез своего первенца в Москву для поступления в реальное училище. Вид экзаменаторов в мундирах так напугал Сережу, что на экзамене он отмалчивался, за что получил порку прямо на скамейке Александровского сада. Проходивший мимо Иван Иванович Фидлер, директор тогда известного в Москве училища, пожалел мальчика и пригласил на экзамен к себе. На этот раз поступающий отвечал «на пятки» и был принят на казенный кошт. В училище Сергей начал писать стихи. В автобиографии говорится, что тетрадка с этими стихами была сожжена поэтом из-за скептического отзыва преподавателя. Из воспоминаний скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова впервые стало известно об участии С. А. Клычкова в баррикадных боях на Пресне в 1905 году. Вера Антоновна, сестра поэта, свидетельствует, что осенью 1906 года Сергей вернулся в родные Дубровки «весь черный и худой» и отсиживался на сеновале, боясь ареста. Можно предположить, что после баррикад Пресни в жизни Клычкова был еще бурный, тяжелый период жизни. Его ближайший друг Федор Александрович Серебренников был арестован охраной, бежал, попал в эмиграцию и вернулся в 1917 году. С Сергеем они сидели на одной парте. Сейчас найдены четыре стихотворения в альманахе «На распутьи» 1906 года, подписанных «С. Клычков» и «С. К.». По-видимому, это некоторая доля его стихов из уничтоженной тетради. По ним можно судить о настроениях семнадцатилетнего поэта. С точки зрения мастерства стихи еще незрелые, но они характерны революционной символикой той поры.
Приведем отрывок из стихотворения «Мужик поднялся» («На распутьи», 1906, № 4): Долго мертвым лежал Под опалою, Трудно грудью дышал, Грудью впалою. Долго крест он свой нес: Жизнь потайную, Захлебался от слез Злобой тайною. Но терпенью конец! Кости мученные Вдруг расправил мертвец, Руки скрученные...
И еще один отрывок — из стихотворения «Вихрь» («На распутьи», 1906, № 5); Грозный вихрь над землею несется, Над землей, закабаленной злом. Змеем огненным молния вьется. Оглушительный сыплется гром. Долго облачки в туче копились, Шли туманом седым от земли, — Долго слезы в народе таились, Долго сердце народное жгли. Вихрь несется! Кружит без пощады! Выжигает могучим огнем. На развалинах этих громады К облакам вознесутся потом.
Публикацию подготовил Г. КЛЫЧКОВ, сын поэта, доктор филологических наук. |