Для многих из нас знакомство с Пушкиным начинается с детства. Мы входим в волшебный мир звуков его поэзии, заучиваем наизусть «У Лукоморья дуб зеленый...».
Пушкин всегда с нами. Он неотделим от нас. Это живой источник, из которого чем больше льешь, тем больше хочется пить, припадать к нему снова и снова в радости и в горе, в детстве и в зрелости. Его всеобъемлющее влияние, конечно, не могло не коснуться и наших писателей - земляков.
Может быть, рука судьбы направила Мишу Салтыкова, против его желания, в числе лучших воспитанников в Царскосельский Лицей, где не так давно учился Пушкин, где сами стены были пропитаны духом русской литературы и пушкинской поэзии.
И по праву был он назван преемником Пушкина в своем лицейском выпуске.
Поэтом М. Е. Салтыков-Щедрин не стал, хотя в лицейские годы писал много стихов. До нас дошло 11 его стихотворений, в том числе «Лира», посвященное памяти Пушкина и Державина, напечатанное в 1841 году в журнале «Библиотека для чтения» за подписью С-в:
На русском Парнасе есть лира:
Струнами ей — солнца лучи,
Их звукам внимает полмира,
Пред ними сам гром замолчи.
И в черную тучу главою
Небрежно уперлась она;
Могучий утес под стопою,
У ног его стонет волна.
Два мужа на лире гремели,
Гремели могучей рукой;
К ним звуки от неба летели
И приняли образ земной.
Один был старик величавый;
Он мощно на лире бряцал.
Венцом немерцающей славы
Поэта мир хладный венчал.
Другой был любимый сын Феба,
Он песни допеть не успел,
И в светлой обители неба
Уж исповедь сердца допел.
Певец тот был славен и молод,
Он песнею смертных увлек,
И мира безжизненный холод
В волшебные звуки облек.
Угасли. В святые селенья
Умчавшись, с собой унесли
И лиру, одно утешенье
Средь бурь и волнений земли!..
За первые Свои прозаические произведения «Запутанное дело» и «Противоречия» оказался сатирик в ссылке в далекой Вятке. Оттуда ему удалось выбраться только через 7 лет, благодаря хлопотам бывшей жены Пушкина Натальи Николаевны Ланской и ее второго мужа.
«В начале мая 1880 года, в связи с предстоящим открытием памятника Пушкину в Москве, Салтыков выступил с инициативой учреждения «Пушкинского капитала» Литературного фонда. Написанный им проект соответствующего постановления был... утвержден 25 мая 1880 года.
Вот текст этого постановления:
«Открытие памятника Пушкину соединило всю мыслящую Россию в общем чествовании его памяти... Чтобы ознаменовать это народное торжество чем-либо достойным имени великого поэта, комитет общества для пособий нуждающимся литераторам и ученым... постановил: 1) основать неприкосновенный капитал для выдачи пособия на издание замечательных литературных и ученых трудов, которые по недостатку средств не могут быть обнародованы самими их авторами;
2) капиталу этому присвоить наименование Пушкинский. Заявляя об этом, комитет выражает надежду, что настоящее празднество будет торжествовать не только для памяти чествуемого поэта, но и для всей русской литературы...»
(С. Макашин. «Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875—1889, М., Худ.лит. 1989, стр. 100—101).
И хотя впоследствии М. Е. Салтыков-Щедрин не любил, когда ему напоминали о стихотворных грехах его молодости, он оставался тонким знатоком и ценителем хороших стихов.
Знал об этом и Сергей Клычков, который ссылается на мнение Щедрина в своем романе «Сахарный немец».
Сам же «Сергей Антонович, по воспоминаниям его сестры, Веры Антоновны, имел в своей библиотеке книги и Пушкина, и Щедрина. Любил он, когда после трудового дня семья Клычковых собиралась в травяной беседке за чайным столом, читать «Купца Калашникова» Лермонтова, Сказку о паре Салтане» Пушкина, «Нос», «Тарас Бульба» Гоголя и другие (по воспоминаниям брата С. Клычкова — А. Сечинского). Читал он артистически. И в своей «полемической статье» «Лысая гора», опубликованной в журнале «Красная новь» № 5 за 1923 год, С. Клычков неоднократно ссылается на Пушкина, делая вывод о том, то в «искусстве все-таки ценно и остается жить только то, что прекрасно и просто».
О любви С. Клычкова к творчеству Пушкина говорят и его ответы на анкету журнала «Книга о книгах» к 125-летию со дня рождения А. С. Пушкина».
1. Как вы теперь воспринимаете Пушкина?
— Чувство влечения к Пушкину, любви к его поэзии — как чувство голода, жажды: почти физическое чувство. В разгаре футуризма и поэтического атеизма Пушкин для меня всегда был образом утешения, успокоения и надежды — надежды, что вся эта шумливость, заносчивость нелепости, самоуверенная непростота и бездумье — пройдет без следа и заметы в сердце человечества. Если мы еще не вплотную подошли к Пушкину, то это будет завтра.
2. Какую роль вы отводите Пушкину в судьбах современной и будущей русской литературы?
— Сейчас на нем будут учиться, подражать его стилю, удивляться его поэтической манере — завтра литература будет жить Пушкиным.
3. Как дать Пушкина современному русскому читателю?
— Издать Пушкина для народа.
Сергей Клычков.
Ответы на анкету печатаются по публикации в журнале «Книга о книгах», М., 1924, № 5, нюнь. Автограф хранится в ЦГАЛИ.
Журналом было разослано 200 анкет, получено 27 ответов, в том числе от С. Есенина. П, Когана, В. Львова-Рогачевского, Вяч. Полонского, Д. Фурманова и других. «Каждая анкета, — писал журнал— есть в сущности, испытание не только того, что служит темой анкеты, сколько самих анкетируемых».
Мне кажется наши земляки-писатели с честью прошли испытание Пушкиным. И вечно будет жить наша и их любовь к Пушкину и к России.
Т. ХЛЕБЯНКИНА,
зав. домом-музеем С. Клычкова. |