Одним из первых исследователей, разрабатывавших тему «Блок и Клычков», был друг Клычкова по Московскому университету Петр Алексеевич Журов. И этому имелись любопытные предпосылки... Из воспоминаний П.А.Журова «Две встречи с молодым Клычковым» следует, что одной из причин отчисления Клычкова из университета была ремарка на его прошении об освобождении от платы за обучение «филологический путаник», полученная во многом благодаря тому, что он «немало возмущал нашего ментора» [преподавателя греческого языка Л.С.Гинзбурга] «почитанием прекрасного поэта» [Блока], тогда как «в преподавательских и профессорских кругах того времени имя Блока было ещё одиозно» [Журов 1971, 149]. В качестве утешения и восстановления справедливости можно заметить, что в начале того же 1911 года у Клычкова выходит его первый сборник «Песни», а в июне в издательстве «Мусагет» сборник «Антология», где семь стихотворений Клычкова публикуются в ряду самых популярных авторов того времени, в том числе и Блока. В письме к П.А.Журову Клычков пишет: «Мне жалко, что ты не читал Антологии; и потому я тебе прилагаю мои стихи оттуда, при этом письме, - я тебе советую её прочесть, все - хорошие Блок, Белый, Иванов...». В этом же письме Клычков поёт гимн Музе: «Любовь моя, солнышко мое, - милая, прекрасная Муза! И как это бог ухитрился создать тебя! Море, горы, звезды и небо, осень и весна - не так чудесны, как Ты - Незримая, Непостижная!». Ранее из переписки Клычкова с М.И.Чайковским 1910 г. мы узнаем: «В «Альционе» (сиречь в «Мусагете», где будут в Альманахе мои стихи) печатаются самые лучшие силы - как-то: Белый, Садовский, Кузьмин, Блок и многие другие.» (Музей П.И.Чайковского в Клину, ф.2, Б-10, ед.хр.2743). Известно, что Блок был знаком с первой книгой С.Клычкова «Песни», о чем свидетельствует его письмо к А.М.Кожебаткину от 12.03.1911 г. А когда же сам Клычков впервые появился в северной столице? Из биографии С.Клычкова известно, что его отец и многие односельчане работали в Петербурге и даже имели свои мастерские, как явствует из справочников «Весь Петербург» начала ХХ века. В воспоминаниях его брата А.А.Сечинского, видимо, также не случайно упоминается Санкт-Петербургское сыскное отделение.Из библиографии Клычкова известно, что уже в 1912 году появляются его публикации в Санкт-Петербурге (в новом литературном альманахе «Аполлон», среди участников которого также Н.Клюев, О.Мандельштам, А.Белый, К.Бальмонт, А.Ахматова.) [Клычков 2000, 626]. Осенью 1912 г. С.Клычков пишет П.Журову: «Что у Вас в Питере? Ходишь на вечера литературные али нет? Городецкого ты встречаешь? Сказывали, что у него носик стал похож на революционный флаг!» [ Клычков 2000, 627]. В начале 1914 г. Клычков в письме обращается к Журову с просьбой: «Напиши мне...когда ты будешь один, тогда я приеду в Питер - у меня затруднение главном образом в квартире...» [Журов 1971,154]. В августе 1913 года выходит второй сборник стихов С.Клычкова «Потаенный сад». В письме к Блоку, отправленному в ноябре 1913 г., Н.А.Клюев спрашивает: «Как показался Вам отдел «Скорбящая весна» в «Иве» Городецкого, «Потаенный сад» Клычкова, «Осанна» Брихничева? - мне важно услышать от Вас про них...». По воспоминаниям Журова «Весной 1914 года Сергей приезжал в Петербург. Посещал акмеистов..., дружил с Сергеем Городецким; забрался раз ночью на клодтовского коня на Фонтанке; отвёз Блоку свою книгу «Потаенный сад» с письмом» [Журов 1971, 151]. В записной книжке Блок отметил: «27 февраля. Днем стихи всё, дома сижу. - От Клычкова книжка и письмо...28 февраля. « Пахнет войной.» [Блок 1965, 210]. В этот же день Блок пишет ответное письмо Клычкову, адресуя его П.Журову «с просьбой передать Сергею Антоновичу Клычкову» у которого поэт жил дней пять по адресу: «Петербургская Сторона, Плуталова ул.6, кв.18. Это письмо сохранилось благодаря Журову, передавшему его в РГАЛИ (ф. 2862, оп.1, ед.68) вместе с другими материалами о С.А.Клычкове. Приведем его текст: «28/11 1914. Спасибо Вам за книгу, Сергей Антонович. Я сейчас очень занят своей работой, боюсь прервать её, а, между тем, мне кажется (по стихам Вашим), что мы люди очень несходные, так что надо привыкать друг к другу. Если б это было практически надо, - другое дело; но Вы уже в литературе, так что и помощи моей Вам не надо. Вот по этим причинам я хочу предложить Вам не устраивать такого «нарочитого» свидания, как-то связывающего и Вас и меня. Приведет Бог - и встретимся, не в этом году, так в будущем, не здесь, так в Москве. «Потаенный Сад» я ещё только бегло посмотрел, а «Песни» давно у меня есть, я читал их. Не скажу, чтобы они были мне близки, нет потребности их вспоминать. Поется Вам легко, но я не вижу в песнях насущного. Всего Вам доброго. Александр Блок». Анализируя творчество Блока и Клычкова, нельзя не провести параллель между названием и содержанием сборника С.Клычкова «Потаенный сад», который поэт послал Блоку, и начатой А.Блоком 6 января 1914 года поэмой «Соловьиный сад». В письме к Ф.И.Благову от 30.11.1915 г. (Блок, 8, 450) он делится сокровенным: «Соловьиный сад» лучшее, что у меня есть сейчас... совсем не касается злобы дня...» Не вступает ли Блок в спор с самим собой, говоря о «ненасущности»? Сравним поэтические строки Клычкова из «Песенки о счастьи» ( «У моей подруги на очах лучи...») [Клычков 2000, 66]:
...Кто на свете счастлив? счастлив, верно, я: В тайный сад выходит горница моя!.. Счастлив я и в горе, глядя в тайный сад: В нем зари - подруги, янтари висят,
Ходят звёзды - думы, грусть -туман плывет, В том тумане сердце - соловей поет... Как бы «вторит» Клычкову сам Блок: ...А у самой дороги - прохладный И тенистый раскинулся сад. По ограде высокой и длинной Лишних роз к нам свисают цветы. Не смолкает напев соловьиный, Что - то шепчут ручьи и листы. ...А в саду кто - то тихо смеется, И потом - отойдет и поет. (Блок, Соловьиный сад)
Таким образом, хотя очная встреча поэтов в 1914 году не состоялась, продолжалась их поэтическая перекличка. В том же 1914 г. выходят «Избранные стихи русских поэтов» в серии тематических сборников, где снова встречаются стихи Клычкова «Странник» («В очах далекие края.») [Клычков 2000, 70] и Блока «Осенняя воля», «Россия», «Русь». А состоялась ли очная встреча поэтов? Есть два свидетельства, подтверждающие это. Одно - первой жены С.Клычкова, Е.А.Лобовой: «Он (Клычков) приехал в то время, когда началась смута, наши побросали оружие и бежали с фронта (в феврале 1917 г.).Навестив меня (в Москве) Сергей из любопытства катнул в Ленинград и расхаживал с Блоком по Невскому. Его там видели и впоследствии...поставили в вину, заподозрив в чем-то уже при Сталине при аресте» (РГАЛИ, из фонда П.Журова: ф.2862, оп.1, ед.хр.38). В личном деле С.Клычкова, хранящемся на Лубянке, имеются воспоминания И.Н.Гронского: «С прозаиком и поэтом С.А.Клычковым я познакомился еще до революции 1917 года. Но встречались с ним довольно редко. Встречи, как правило, происходили на квартирах литераторов, главным образом А.А.Блока, а позже - С.А.Есенина.С Клычковым в 1917 году я не встречался, а Блок и Есенин мне говорили, что он тяготеет к ним, то есть идет влево, к приятию социалистической революции. Но добавлю от себя - не в большевистском, а в своеобразном половинчатом лево-народническом её понимании». Творческие связи А.Блока с новокрестьянскими поэтами начались его общением с Н.Клюевым, продолжавшемся почти десятилетие. Друг С.Клычкова Б. Садовский отмечал: «После бездушной лжепоэзии эстетов из Аполлона и наглой вакханалии футуризма отдыхаешь душой на чистых, как лесные зори, вдохновеньях народных поэтов» (см. «Ледоход», Пг.,1916, с.144). Вторил ему и Н.Гумилев, называя в «Письмах о русской поэзии» «крестьянина» Клюева «продолжателем традиций пушкинского периода» [Клюев 2002, II]. Литератор П.Сакулин в это же время писал: «Между ними (новокрестьянами), с одной стороны, Ал.Блоком, Бальмонтом, Городецким, Брюсовым - с другой, оказался интересный контакт. Красота многолика, но едина» (см. «Народный Златоцвет». Вестник Европы.1916. № 5,с.201). Критик И.С.Ежов отмечал в 20-е годы влияние Блока на Клюева, Клычкова и Есенина. Н.Клюев в «Гагарьей судьбине» вспоминал: «Моё бегство из Москвы через Питер было озарено знакомством с Нечаянной Радостью - покойным Ал. Блоком. Простотой и глубокой грустью повеяло на меня от этого человека с теплой редкословесной речью о народе, о его святынях и священных потерях.». Литературовед А.И.Михайлов подмечает,что «безмятежный мир ранней поэзии Клычкова мог напомнить Блоку лишь его собственную, оставленную позади гармонию царства «Прекрасной Дамы», которое уже не могло казаться ему «насущным». Но поэзия Клычкова была зато созвучна другой стороне народной жизни и даже тому же подъему народного самосознания, который наметился в России после 1905 г. В ней воскресала забытая со времен Кольцова поэтизация положительных, светлых сторон крестьянского труда, на что не обратил внимание Блок...» [Михайлов 1990,38]. В августе 1921 года умер Блок, а в октябре 1937 года был расстрелян Клычков. Но настоящие поэты продолжают жить в своих стихах на просторах родной России. Их поэтическое завещание нам стихи о родине. И у Блока, и у Клычкова есть стихотворение «Русь» (Блок 2, 272), [Клычков 2000, 164 - 165] («Монастырскими крестами...»). Разделяет их 16 лет (1906 - 1922), а объединяют похожие образы: «с болотами и журавлями» (у Блока) - «В далях, в высях журавлиный// Оклик: берегись!» (у Клычкова); «Русь опоясана реками» (у Блока) - «За чудесною рекою // Вижу: словно дремлет Русь» ( у Клычкова); «Ты и во сне необычайна.//Твоей одежды не коснусь.// Дремлю - и за дремотой тайна,// И в тайне - ты почиешь, Русь», «Тропу печальную, ночную // Я до погоста протоптал,// И там, на кладбище ночуя, //Подолгу песни распевал» - Блок, «Только лишние могилы // Сгорбили погост.//Да заря крылом разбитым,//Осыпая перья вниз,// Бьется по могильным плитам// Да по крышам изб» - у Клычкова. Ещё одна прямая перекличка Клычкова с Блоком - через семь лет: «Та же Русь без конца и без края» («Золотятся ковровые нивы», 1914) [Клычков 2000, 121] - почти цитата - «О, весна без конца и без краю.» (1907) (Блок 2, 272). Образ пылающей «призрачной Руси» появляется у Клычкова в стихотворении «Улюсь» («Улюсь, Улюсь, лесная речка.») (1922): «Здесь сквозь туман синеют села, //Пылает призрачная Русь.»[ Клычков 2000, 134], а у Блока Русь, Россия в стихах и поэмах: «На поле Куликовом» (1908), «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» (1910), «Скифы» (1918), «Двенадцать» (1918), «Возмездие» и других - то «Русь моя! Жена моя!», то «Святая Русь», то «Россия - Сфинкс», над которой «Победоносцев простер совиные крыла.». В комиссии по изучению творчества Блока в 1928 году П.А.Журовым был прочитан доклад «Клычков и Блок (характеристика литературных отношений писателей одной школы)». Сохранились тезисы этого доклада, которые актуальны и сегодня: 1. Блок и Клычков принадлежат к одному литературному направлению (романтизм), к одной литературной школе (символизм), и, кроме того, на некотором протяжении в творчестве Клычкова можно констатировать следы влияния поэзии Блока... 7.Оба поэта особенно сближаются в развитии следующих мотивов: а) мотива Руси, воплощение женственного начала; б) мотива первоначальной святости человека; в) мотива прекрасного мира («иного мира»), прекрасной земли; г) мотива мировой скорби, утраты, гибели. 8. Оба поэта на некотором протяжении творчества усваивают и продолжают народную символику и разрабатывают темы фольклора.9. Следы влияния Блока на поэзию Клычкова усматриваются в начале периода антитезы в творчестве Клычкова, в цикле «Дубравна».» (РГАЛИ, ф.2862, оп.1, ед.хр.5, 6). Если пристально всмотреться в жизнь и творчество Блока и Клычкова, можно найти много общего, применив прием синхронизации во времени и географический анализ их жизненного пространства бытия, не говоря уже об их обширной общей тематике и образах... «Я, как ты, дитя дубрав.» - отмечал А.Блок в стихотворении «Болотные чертенятки» (1905), посвященном А.М.Ремизову (Блок 2,10). Думается, эти строки по праву можно отнести и к Сергею Клычкову. Интересно, что рядом с Шахматовым находится деревня Дубровки - одноименная Дубровкам - родине С.Клычкова. Многие исследователи считают, что название «Дубровки» произошло от слова «дубрава». И не случайно один из ранних сборников С.Клычкова назывался «Дубравна». Интересно отметить, что в ближайшее окружение Блока и Клычкова почти одновременно входили одни и те же поэты: Сергей Соловьев, Сергей Городецкий, Николай Клюев, Сергей Есенин, Анна Ахматова, Надежда Павлович. Отдельного внимания заслуживает история взаимоотношений С.Клычкова - Н.Павлович - А.Блока. Тем более, что в этом году - юбилей Надежды Александровны Павлович ( 17(29).9.1895 - 3.3.1980). Родилась она в Лифляндской губернии, училась на Высших женских курсах в Москве. Дебютировала со стихами в 1911 г. Публиковалась в сборниках и альманахах: «Первый сборник молодых поэтов» (М.,1914) - цикл «Лазаретные стихи» о Первой мировой войне, в которой участвовали и Клычков, и Блок; позже в сборниках «Сполохи», «Альманах муз», «Записки мечтателей», «Северные дни». Осенью 1918 г. Н.Павлович вместе с Клычковым, Есениным, М.Герасимовым написали сценарий «Зовущие зори». Из воспоминаний Н.Павлович «В Московском Пролеткульте»: «Однажды в литературный отдел Пролеткульта пришли два поэта: Сергей Есенин и Сергей Клычков. Последний был похож на стилизованного былинного добра молодца. И говорил он непросто, медленно, с запиночкой, разузоривая свою речь прибаутками; казалось, он подчеркивает, что вот я вроде и темный человек, балакирь, а науку превзошел и Клюева, Белого, Блока и Брюсова знаю, в московском кружке «Свободная эстетика» бывал. Но чувствовалось в нем и что - то простодушное, а главное, уж очень любил он слово как таковое, и вышивал он свою речь этими народными словами, любуясь ими, а не собой, потому что был он поэтом по всему своему душевному складу, даже тогда, когда писал свою прозу» [Летопись жизни и творчества С.А.Есенина, 2008]. Н.Павлович общалась со многими известными талантливыми людьми своего времени: П. Флоренским, В.Брюсовым, после революции - с А.Блоком, о котором она оставила воспоминания и написала мемуары о литературном Петрограде. Была не только поэтом, но и переводчиком, критиком, автором произведений для детей, организатором студии стиховедения в Москве на Молчановке в 1918 году. О близких взаимоотношениях Н. Павлович и А. Блока говорит то, что Блок подарил ей «Добротолюбие» в русском переводе (т.1, М., 1883) со своими многочисленными пометами. Вскоре после смерти Блока Н.Павлович выпустила два стихотворных сборника: «Берег» (Пг., Неопалимая купина, 1922), «Золотые ворота» (М.,Костры,1923), которые свидетельствовали о продолжении ею традиций А.Блока в русской лирике. В начале 20 - х годов Надежда Александровна становится духовной дочерью оптинского старца Нектария и уже в наше время способствовала возрождению Оптиной Пустыни, которую посещали многие известные литераторы (Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, братья Киреевские, Ф.М.Достоевский, поэт А.Н.Апухтин, К.Н.Леонтьев, В.С.Соловьев, Е.Поселянин и др.). И Есенин не зря мечтал о «голосе из-под камня Оптиной пустыни...»[ Есенин 1920, 33]. Что же общего в духовном плане между тремя поэтами: А.Блоком, Н.Павлович и С.Клычковым? Одним из сближающих моментов является признание ими за идеал образа небесного града Китежа и вера в эту легенду, умение видеть её воплощение в окружающей действительности. Так, в окрестностях Шахматово есть озеро Бездонное, которое можно сравнить со Святым озером Светлояр, где покоится сказочный град Китеж. В записной книжке 23 июня (именно в эти дни по ст. ст. проходят праздники на озере Светлояре!) 1908 года Блок написал (со слов крестьян): «Ночь на Ивана Купала. Шахматово. В озере под деревней Сергиевской нет дна. Иногда всплывают доски с иностранными надписями - обломки кораблей. Это - отдушина океана»[ Блок 1965,108]. В критической статье «О лирике» А.Блок, рецензируя первый поэтический сборник Сергея Соловьева, отмечает: «Между тем мысль автора «Цветов и ладана» витает около того «града, обещанного религиями», «вместо которого, - по его словам, - человечество выбрало город - реальное». О пристальном интересе и собственном взгляде на Китеж свидетельствует ещё одна запись после посещения Блоком оперы Н. Римского - Корсакова «Сказание о граде Китеже» (1905): «12 марта 1915. «Китеж» (Мариинский театр) - пузатое кощунство»[ Блок 1965, 258]. Из письма А.Блока матери 21 августа 1916 года: «С поля виднеется Пинск, вроде града Китежа - приподнятый над туманом - белый собор, красный костел, а посередине - поменьше -семинария.» (Блок 8, 470). В стихотворении новохристианского поэта Н.Клюева «Пловец» (1908 ), посвященном А.Блоку, чудится прообраз «Истинного Града» (по Данте), похожего на сказочный Китеж: «И с той поры о дивном крае //Томится падшая душа.//Ей снятся солнечные стены//Нерукотворных городов,//И в ледяном мерцанье пены//Сиянье чудится венцов.» [Клюев 1990, 27]. Пристальное внимание граду Китежу уделяла в своем творчестве и Надежда Павлович. В стихотворении «Русь! Чужая чуженинка...» она уподобляет Русь заповедному Китеж-граду, мечтая пройти по его тропинкам и гореть, не сгорая «там, где Китеж в глубинах спит». И, похоже, для поэтессы стала настольной «книга о тихом Китеже-граде», упоминающаяся в одноименном стихотворении [Павлович 2001, 505]. Позволим себе предположить, что здесь речь может идти о поэме Сергея Клычкова «Китежский павлин», которая была объявлена к печати вместе с другой его книгой «Бова» в 1918 году (как раз в это время С.Клычков и Н.Павлович тесно общались). К сожалению, даже следы этой работы затерялись, хотя о ней упоминает и П.Журов в статье «Две встречи с молодым Клычковым», где рассказывает об их совместном путешествии к озеру Светлояр в июне 1913 года. По его воспоминаниям, там «рассказывались легенды о китежском звоне...;читали рукописную летопись о граде Китеже.Сергей слушал, смотрел, спрашивал, запоминал. Раз рано утром он записал на озере сказ о спящей в гробу на городской площади Китежа девушке-красавице. Этот сказ впоследствии лег в основу задуманного им романа «Китежский павлин». Во все время пути.[Клычков] много пел. Любимый его репертуар. «Гармоника, гармоника» (Ал. Блок) (Блок, 2, 280), «Я надену черную рубашку» (Н.Клюев) и духовные стихи: «Град пречудный на Востоке» и стих о блудном сыне». В собрании наследников библиофила, старообрядца М.И.Чуванова (1890 - 1988) сохранилась картина, написанная С.Клычковым, возможно, во время этого путешествия, с изображением озера Светлояр. После выхода в свет романа Клычкова «Сахарный немец» С.Городецкий в письме от 3.03.1925 г.,восторгаясь им, пеняет автору: « Я эти китежи вышвырнул, ты их любишь...» (ф.1684,оп.1, ед.хр.44). «Китежским павлином» называет Клычкова известный литературовед, профессор Н.М.Солнцева. В книге «Китежский павлин» (М., 1992) она отмечает: «Клычкова Китеж притягивал, потому что сам он был китежским, потому что поэзия его была - китежским павлином, дивным древним образом, русским воплощением Вселенной, вечной жизни...Павлин, как чудо природы, как священное животное, виделся Сергею Клычкову символом вселенского творческого таинства, сокровенного, гордого, как Китеж. Клюев исчез - и пава улетела. Пава неудержима. Исчез и Китеж, сохранив за собой славу убежища праведников. ...Китежский павлин поэзии и прозы крестьян улетел...» [Солнцева 1992, 121 -122,422]. В письме Борису Садовскому (РГАЛИ, ф.464, оп.1, ед.хр.69) в июле 1912 г. Клычков подмечает: «Вот поэзия: павлин, прекрасный солнечный павлин, распустивший свой жемчужный хвост на грязном дворе.Что было бы, если бы этому павлину выдрать хвост. А ведь, пожалуй, понемногу, понемногу, а выдерут! Умрет прекрасный павлин, смежит павлиньи очи,- роща и земля свернется клубочком и укатится с горки прямо...-черту в рот...». Но, как символ духовного возрождения, пролетают весной и осенью журавли над клычковскими Дубровками и блоковским Шахматовым, неся на своих крыльях поэтические души, и звучит серебряно: «В далях, в высях журавлиный// Оклик - берегись!..» [Клычков 2000, 120]. Творческий диалог поэтов продолжается и сегодня на страницах различных антологий Серебряного века, где вновь встречаются символист и романтик Александр Блок с новохристианским романтиком Сергеем Клычковым и православной поэтессой Надеждой Павлович. Литература 1. Блок А.А. Собрание сочинений в 8 томах. М. - Л.,1960 2. Журов П.А.Две встречи с молодым Клычковым. //Русская литература, № 2,1971. 3. Клычков С.А. Собрание сочинений в 2 томах. М., 2000. 4. Путеводитель по фондам Отдела рукописей ИМЛИ РАН. Выпуск 1.М.,2000. 5. Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии. 6. Справочник - календарь памятных дат Серебряного века русской литературы на 2002 - 2011 годы. М., 2002, с.44 (о Н.Павлович). 7. Летопись жизни и творчества С.А.Есенина. В пяти томах. М., 2005 - 2008. 8. Блок А.А. Записные книжки. М., 1965. 9. Сечинский А.А. Очерк-воспоминания «О родном крае, поэте - переводчике Клычкове Сергее Антоновиче». Машинопись, фонды МУ «Талдомский районный историко-литературный музей», о.ф. 872. 10. Есенин С.А. Ключи Марии. М., 1920. 11. Клюев Н.А. Песнослов. Петрозаводск, 1990. 12. Клюев Н.А. Сосен перезвон. М.,1912, репринт - М., 2002. 13. Солнцева Н.М. Китежский павлин. М., 1992. 14. Солнцева Н.М. Последний Лель. М., 1993. 15. Павлович Н.А. В сб.Поэзия серебряного века. В 3 т.,т.2. Сост. и коммент. Н.И.Крайневой; биограф. справки об авт. О.Кушлиной. М., 2001,с.497-505,582 16. Павлович Н.А. В Московском Пролеткульте. В сб.:О Есенине. М.,1990,с.262. |