Понедельник, 10.12.2018
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Люди нашего края [517]
Пламенные революционеры [19]
Интеллигенция [204]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Персоналии » Пламенные революционеры

Николай Моисеевич Собцов
Николай Моисеевич Собцов родился в 1881 году в деревне Мякишево, недалеко oт Талдома. Отец его, Moисей Федорович, работал ямщиком в Талдоме у извозопромышленника. Мать, Прасковья Семеновна, была скорнячкой и работала на дому. Семья состояла из 6 человек.
После окончания начального училища, когда мальчику было 11 лет, его отдали в люди на обучение башмачному ремеслу в г. Петербург. Однако он не вынес тяжелых условий труда — через два года убежал от хозяина домой в Мякишево. Здесь его подрядили работать в Талдом, а затем в деревню Рассадники, где он достиг мастерства в работе (то есть самостоятельно мог сшить пару обуви).
Через три года Собцов вновь уезжает в Петербург, поступает в частную мастерскую, но вскоре, не желая выносить долю бессловесного существа, бросает ее и уходит к сестре, жившей за Heвской заставой.
На Невской заставе Собцов сближается с фабричной заводской молодежью, воспринимает идеи революционной борьбы. Хорошо знавший его Е.К.Виноградов вспоминал: «В 1905 году мы, то есть я и Собцов, подрядились к Блинову С.С., где и работали вместе, вместе на одних нарах спали, вместе ходили на открытые революционные собрания в технологический институт, в вольно-экономическое общество, в народный дом графини Паниной, в народный дом Нобеля, на Выборгскую сторону. Везде шли митинги, собрания».
1905 год явился для молодого кустаря переломным годом: он вступает в РСДРП (б) и Союз башмачников.
В Союзе Собцов быстро проявил себя хорошим оратором. Среднего роста, со смуглым лицом, карими живыми глазами, приятной речью и постоянной улыбкой при собеседовании, Собцов производил хорошее впечатление на слушателей.
И.М.Молчанов из деревни Юркино об этих годах Собцова вспоминал: «Мне было 17 лет, когда я встретился с Николаем Моисеевичем в Петербурге. Первый раз он пригласил меня вместе с другими молодыми башмачниками побеседовать. Он говорил о плохом отношении к нам хозяев, о низких заработках, о партии... Потом он давал мне прокламации для рабочих мастерской, которые мы, молодые рабочие, расклеивали на домах».
В 1906 году много молодых башмачников-талдомчан под влиянием Собцова вступили в Союз башмачников-кустарей. Союз провел несколько забастовок. Требование забастовщиков сводились главным образом к повышению зарплаты на 2—3 рубля в неделю, снижению рабочего дня с 18 до 12 часов, устройства спален для рабочих, так как обыкновенно спали в тех же мастерских, где и работали.
В Союзе башмачников и организации РСДРП (б) Собцов рос политически. Трудно было молодому кустарю разобраться во всех тонкостях политической борьбы, но как вспоминает К.К.Виноградов, этому способствовали беседы на политические темы, разъяснение цитат и текстов из сочинений Маркса, Энгельса, Бебеля, Лассаля. Рабочее движение в Германии и Англии преподавалось как предмет.
Деятельность Собцова привлекает пристальное внимание полиции. Последовало распоряжение о его выезде из Петербурга. Собцов предложил руководству Союза выехать в Талдом с тем, чтобы там развернуть пропагандистскую работу среди кустарей. Это предложение было принято, и Собцов, получив из кассы Союза деньги на дорогу, осенью 1906 года выехал на родину.
В Талдоме Собцов сразу же вошел в местную организацию РСДРП (б), созданную в 1904 году. Организация насчитывала 12 человек. Работали по Директивам Московского окружного комитета РСДРП (б). Серьезно готовились к вооруженному восстанию.
В 1906—1907 годах Собцов не раз выдвигался делегатом на районные партийные конференции, проводимые в Вербилках (партийный район состоял из организаций РСДРП (б) города Дмитрова, Яхромы, Запрудни, Вербилок, Талдома и Кимр). При активном участии Собцова организация проводила летучие митинги и собрания, распространяла прокламации и революционную литературу.
Работая в мастерской Бычкова, Собцов организует и проводит стачку, за что немедленно увольняется с работы, В Талдоме ни один хозяин не хотел его принимать на работу, и он вынужден был снова уехать в Петербург. Но и в Петербурге оставался без работы: владельцы мастерских хорошо запомнили его по деятельности в Союзе и везде отказывали ему. Он бедствует, живя на средства товарищей по бывшему Союзу, который с начала реакции был разогнан.
В 1910 году Собцов вновь приезжает в Талдом. Здесь он не находит товарищей по РСДРП (б). Учитель И. В. Лопатин был сослан и Сибирь. М. И. Седов посажен на 5 лет в тюрьму, многие разъехались сами. Из членов РСДРП (б) Собцов остается один. Единственным выходом для себя Собцов видит возможность работать у местного богача Н.С.Смирнова, который решил приручить кустаря-партийца, использовать его влияние среди башмачников в своих целях.
Однако уже в 1913 году Собцов покидает хозяина и открывает собственную мастерскую. Видимо, за все это время, что работал у Смирнова, он вынашивал мысль иного подхода к революционной работе, чем раньше.
Мастерская Николая Моисеевича являлась культурным центром, способствовала воспитанию свободного, революционно настроенного человека. Воспитанники Н.М.Собцова стали впоследствии коммунистами.
В 1915 году, осенью, Собцов был взят на войну как ратник ополчения второго разряда и попал на австрийский фронт. Здесь он вел агитационную работу среди солдат. В феврале 1917 года он избирается в полковой комитет и в Государственную Думу. В эти месяцы бурной политической жизни Собцов много выступал. Болезнь горла заставила его лечь в больницу. А в ноябре 1917 года он был демобилизован.
Собцов вновь возвращается в Талдом. Политическую жизнь в это время определяли эсеры кадеты, трудовики. При активном участии Собцова создается социалистический клуб, в котором представители разных партий (около 80 человек) проводили дискуссии, выступали с докладами. Так, в декабре 1917 года он сделал доклад на тему «Мир без аннексий и контрибуций».
В феврале 1918 года с фронта возвратились члены РСДРП (б) с 1904 года М.И.Седов, А.К.Костерин и другие. Когда их количество достигло 13 человек, они провели 28 февраля организационное собрание. Это собрание поручило Н.М.Собцову обратиться в областной комитет РСДРП (б) за связями и директивами по организации.
5 марта 1918 года в Талдоме при непосредственном руководстве большевиков проходит первый волостной съезд Советов. На этом съезде Собцов избирается в земельный комитет. Этот же съезд выбирает его своим делегатом на Всероссийский съезд Советов. 3 апреля Собцов на очередном заседании волостного Совета сделал доклад о работе Всероссийского съезда Советов. В этот очень тяжелый период становления Советской власти в стране, и в Талдоме в частности очень острым вопросом было продовольственное снабжение населения.
Собцов приглядывался к кустарям и крестьянам, искал среди них друзей, которые могли бы вести революционную пропаганду.
Д.Ф.Чувиков (из Нушпол) вспоминал, что Собцов зачастую беседовал с ним о житье-бытье крестьян, рассказывал, как питерские рабочие боролись за лучшую жизнь, дарил разные политические книжки с просьбой отдать их крестьянам. Уполномоченный для ведения продовольственного дела эсер Сомков отказался от поста народного комиссара по продовольствию. Организация коммунистов рекомендовала Н.М.Собцова.
Выступая на второй ленинской уездной конференции Российской Коммунистической партии большевиков 14 мая 1920 года, председатель организации Костерин отмечал: «Два года тому назад местная организация РКП(б) возложила на товарища Собцова тяжелую обязанность комиссара по продовольствию. И товарищ Собцов, несмотря на отчаянное продовольственное положение района, будучи по натуре человеком твердым и решительным, находил возможным удовлетворять потребности беднейшего населения, не щадя интересов состоятельных классов».
Собцов хорошо знал экономические возможности местных богатеев. Изъятие хлеба у них шло по его непосредственным советам, как и наложение чрезвычайного налога. Собцов был жесток и непреклонен, когда дело касалось местной буржуазии, добр и уступчив для неимущих крестьян и кустарей.
Первого мая 1918 года на митинге, посвященном Международному дню солидарности трудящихся, Собцов выступил с речью, призывая людей строить новую светлую жизнь. Присутствующие на митинге ненавистники Советской власти, не стесняясь, говорили: «Вот мы ему покажем светлое будущее!»
14 мая 1918 года, организовав толпу недовольных, кулаки провели демонстрацию. Толпа разгромила здание волисполкома, арестовала его членов, разоружила милицию, избрала временную власть, а Собцов, найденный у себя дома после избиения, был убит.
Об обстоятельствах убийства мы узнаем из протокола обвинительного заключения революционного трибунала, который состоялся в Талдоме 6—8 марта 1919 года (смотрите газету «Крестьянин и рабочий» № 11 от 12 марта 1919 года). Оно показало, что еще 12 марта в Мякишеве был сход, на котором его организаторы решили идти в Талдом с флагом «Власть, дай хлеба, да здравствует свободный торг». 14 мая толпа из деревни Мякишево, пройдя через Сотское, Карачуново, Ахтимнеево, Костино и Высочки, увеличившись в размере, в 3 часа дня пришла в Талдом к зданию исполкома и потребовала у вышедшего к ней председателя И.Г.Зябликова выхода Собцова. Однако Собцова в волисполкоме не было».
«Разбушевавшаяся толпа, — говорится в обвинении, — после избиения и ареста Зябликова, Седова и Королева разделилась на несколько групп, одни пошли с обыском по квартирам советских служащих, главное же ядро непременно хотело расправиться с Собцовым, поэтому и отправилось к нему на квартиру.
Первый обыск не дал результатов, но вот соседка Собцова Гузикова сообщила толпе, что Собцов вернулся домой и его можно взять. Гузикова руководила через окно обыском, и действительно Собцов был найден в подполе. Оттуда его выволокли на улицу, толпа окружила его, и началось избиение. Через некоторое время послышались два выстрела: один за другим, затем раздались возгласы, что Собцов убит и крики «Ура!»
Следствие показало, что выступлением зажиточных слоев населения против Советской власти руководил крупный торговец Н.С.Смирнов, который был идейным вдохновителем мятежа, разработавшим его план.
Н.М.Собцов был похоронен на кладбище за городом, там, где сейчас стоит Дом культуры. До ликвидации этого кладбища, в 1922 году, у его могилы проводились митинги.
В 1919 году на средства жителей Талдома у дома, где жил Собцов, был сооружен обелиск. В 1967 году дом был снесен, вместо него появился небольшой скверик с новым обелиском, на котором виден портрет Н.М.Собцова и надпись: «Революционеру-земляку Николаю Моисеевичу Собцову».

В. КИСЕЛЕВ.

В борьбе за дело народное
Страницы жизни Н.М.Собцова
"Заря"
1987 г.

До самых заморозков пламенели алые цинии у подножия гранитного памятника нашему земляку революционеру Николаю Моисеевичу Собцову на улице его имени, на том самом месте, где он был убит во время кулацкого мятежа в Талдоме в 1918 году. Это было в майский день, когда цвели сады.

Николай Моисеевич Собцов родился в 1881 году в деревне Мякишево нашего района в бедной крестьянской семье. После окончания трех классов начальной школы его отдали в ученики к башмачнику в Петербург. Не выдержав жестокого обращения хозяина, Коля пешком отправляется из Петербурга домой.
Под влиянием религиозного односельчанина Николай обращается к богу и даже уходит в монастырь. Но именно в монастыре, увидев и не приняв душой лицемерие монашеской братии, он навсегда становится убежденным безбожником и бежит из монастыря.
Он устраивается работать в Петербурге, за Невской заставой. Здесь знакомится с большевиками. С тех пор он связал свою жизнь с революционной борьбой. В 1904 году становится членом РСДРП.
В 1905 году он приезжает к себе на родину в Талдом. До его приезда часть талдомских партийцев колебалась между большевиками и меньшевиками. Малограмотность мешала им разобраться в ошибочности взглядов меньшевиков. Собцов сумел убедить товарищей. Они приняли линию большевиков. Стали вести агитационную работу среди кустарей-башмачников, среди солдат батальона, размещенного на станции Талдом.
Из Москвы организация РСДРП получала листовки. Их размножали и распространяли по деревням, среди горожан. Агитаторы ездили на фарфоровый завод в Вербилки, на стекольный завод в Запрудню. Собирались митинги башмачников талдомских и дубровских артелей на старообрядческом кладбище. На митингах Собцов страстно и убедительно призывал башмачников к объединению, клеймил происки местной буржуазии.
Член ячейки РСДРП М. П. Седов едет за оружием в Москву. Но на явочной квартире его арестовывают. После этого полиция устраивает разгром местной парторганизации в Талдоме. Оставшиеся большевики уходят в подполье.
Н. М. Собцов позднее создает легально небольшую мастерскую, которая отличается от других демократическими порядками. Сам он был замечательным мастером дамской обуви. В мастерской — все равноправные товарищи по работе: Собцов — закройщик, остальные шьют. В мастерской был короткий рабочий день, обязательные выходные. Питались все вместе. По воскресеньям Собцов устраивал читки газет и журналов. Впоследствии все члены этой маленькой общины стали коммунистами.
В 1915 году Н. М. Собцов был призван солдатом в царскую армию и направлен на фронт. И здесь он занимается агитационной работой, организует братание. Его избирают членом полкового комитета.
Вернувшись в Талдом, Николай Моисеевич активно борется за установление Советской власти. В марте 1918 года по решению вновь созданной в Талдоме партийной организации был созван волостной съезд Советов. Началась упорная борьба за власть с буржуазией. В результате настойчивой разъяснительной работы большевиков среди делегатов съезда в волостной Совет избрали большевиков. Работу Совета возглавили И. Г. Зябликов,
М. П. Седов, Н. М. Собцов.
Николай Моисеевич был избран делегатом Четвертого Всероссийского съезда Советов, слушал речь В. И. Ленина.
В стране и в наших краях после революции было туго с продовольствием. И самую трудную задачу по борьбе с голодом Талдомский Совет возложил на Собцова, избрав его комиссаром продовольствия. Был введен чрезвычайный налог на буржуазию, упорядочено распределение продуктов среди населения, организован клуб, библиотеки.
Местные богатеи ненавидели Собцова, руководившего сбором налогов, на митингах и собраниях открыто разоблачавшего саботаж толстосумов. Ему угрожали.
14 мая толпа мятежников направилась к зданию Совета в Талдоме. На лозунгах были надписи: «Власть, дай хлеба!» и «Даешь свободную торговлю!» Находившиеся в здании Совета М. П. Седов и И. Г. Зябликов были жестоко избиты, а озверевшая толпа направилась к дому Собцова. Он был зверски убит на глазах жены и троих малолетних детей.
Мятеж был подавлен. Хоронили Николая Моисеевича с воинскими почестями. В газете «Крестьянин и Рабочий» Талдомского Совета от 22 мая 1918 года говорится:
«14 мая погиб на своем славном посту от руки наемных убийц член партии коммунистов-большевиков комиссар Николай Моисеевич Собцов. Тяжелая потеря. Погиб боец большого размаха, большого мужества, энергии и безграничной преданности делу революции».
Трудящиеся города Талдома на добровольные пожертвования воздвигли памятник революционеру, а улицу, где он жил, назвали его именем. Имя Собцова носила до 1957 года и башмачная артель, организованная в городе в 1918 году.
В канун 70-летия Великого Октября нами обнаружены новые материалы, рассказывающие о жизни и деятельности Николая Моисеевича Собцова. Это «Записная книжка ратника 2-го разряда», на которой имеются надписи: «Хранить при себе», «На военное время» и т. д.
В семейном архиве Таисии Дмитриевны Собцовой хранится фотография, на которой изображены первые талдомские революционеры: Николай Моисеевич Собцов, Михаил Петрович Седов, сестра Николая Моисеевича Н. М. Собцова, Михаил Иванович Клычков и другие.
— По рассказам моей мамы,— говорит Таисия Дмитриевна Собцова, — Николай Моисеевич был хорошим оратором, умел зажечь народ своей речью, повести за собой. Недаром он избирался выборщиком Государственной Думы, а после революции — делегатом IV Всероссийского съезда Советов.
1 мая 1918 года в Талдоме состоялся огромный митинг, на котором с докладом о текущем моменте выступил Н. М. Собцов. Его жена, стоявшая в толпе слышала, как местные богачи угрожали Собцову расправой: «Мы вам покажем 1 Мая!» Но на просьбу жены поберечь себя ради нее и троих детей Н. М. Собцов ответил: «Я с этой дороги не сверну».
Талдомчане свято хранят память о Николае Моисеевиче Собцове. В начале июня этого года в городе был проведен первый праздник улицы. И этой улицей была выбрана именно улица одного из первых талдомских революционеров.

Публикацию по материалам Талдомского краеведческого музея подготовила Т. ХЛЕБЯНКИНА,
научный сотрудник музея.

Категория: Пламенные революционеры | Добавил: alaz (09.06.2008)
Просмотров: 2224 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    Великий Двор война Машатин Крылов Корсаков старый Талдом Собцов революция голиков Квашенки Павловичи Красное знамя Шаров Дубна Экология юность больница Промсвязь Измайловский спутник хлебокомбинат комсомол школы Иванов совхоз Талдом Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников Хлебянкина почта Доброволец Карманов Мэо Алексеев Курочкин Андреев Колобов Местный Парменова Валентинов Докин АБЗ Спас-Угол Пименов Чугунов Брызгалова Дюков Брусницын
    Copyright MyCorp © 2018
    Сайт управляется системой uCoz