Воскресенье, 23.07.2017
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Клычковский вестник №1 [9]
Опубликовано в газете "Заря" в феврале 1993 года.
Клычковский вестник №2 [15]
Опубликовано в газете "Заря" 6 июля 1994 г.
Клычковский вестник №3 [8]
Опубликовано в газете "Заря" 9 октября 1996 года.
Клычковский вестник №4 [10]
Опубликовано в газете "Заря" 9 июля 1997 года.
Клычковский вестник №5 [2]
Опубликовано в газете "Заря" 8 октября 1997 года.
Клычковский вестник №6 [1]
Опубликовано в газете "Заря" 25 октября 1997 года.
Клычковский вестник №7 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 10 октября 1998 года
Клычковский вестник №8 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 10 июля 1999 года.
Клычковский вестник №10 [6]
Опубликовано в газете "Заря" 15 июля 2000 года.
Клычковский вестник №11 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 7 октября 2000 года.
Клычковский вестник №12 [7]
Опубликовано в газете "Заря" 18 июля 2001 года.
Клычковский вестник №13 [2]
Опубликовано в газете "Заря" 10 октября 2001 года.
Клычковский вестник №14 [3]
Опубликовано в газете "Заря" 24 октября 2001 года.
Клычковский вестник №15 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 13 февраля 2002 года.
Клычковский вестник №16 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 24 апреля 2002 года.
Клычковский вестник №20 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 22 октября 2003 года.
Клычковский вестник №22 [3]
Опубликовано в газете "Заря" 27 октября 2004 года.
Клычковский вестник №23 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 15 июля 2005 года.
Клычковский вестник №26 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 14 июля 2006 года.
Клычковский вестник №27 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 13 октября 2006 года.
Клычковский вестник №28 [3]
Опубликовано в газете "Заря" 13 июля 2007 года.
Клычковский вестник №30 [2]
Опубликовано в газете "Заря" 18 июля 2008 года.
Клычковский вестник №32 [6]
Опубликовано в газете "Заря" 18 июля 2009 года.
Клычковский вестник №33 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 9 октября 2009 года.
Статьи о Клычкове [72]
Из книги Т.Хлебянкиной "Притяжение души" [5]
"Сенокос в Дубровках" [4]
"Серебряный журавль" [4]
Клычковский вестник [2]
Опубликовано в газете "Заря" 7 октября 2010 года.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная С клычковской конференции
22:36
С клычковской конференции
Когда читаешь стихотворение, всегда появляется желание глубже проникнуть в его суть, попытаться раскрыть авторский замысел, понять символику каждого слова. Особенно увлекательна эта задача, когда речь идет о названии сборника, составленного и озаглавленного самим автором. Интересна, например, символика названия книги С. Клычкова «Дубравна», изданной в 1918 году.

Центральное место в сборнике занимает раздел «Прощальное сияние» (второй из трех). Только в нем, причем в каждом из стихотворений, появляется Дубравна:

И стояла Дубравна в печали
На опушке под старой сосной...
И синие очи Дубравны
Слились с синевою весны...


Дубравна здесь — это сама природа, получившая конкретное воплощение и соединенная с близкой Клычкову местностью. Оттого и возникает в стихах «лес деревенский», Дубна, а стихотворение «В частой роще меж черемух...» завершается строфой:

И пою один в деревне
О печали давней —
О моей лесной царевне,
О моей Дубравне!..


Синие, голубые очи — это очи Дубравны, растворенные в синеве неба, охватывающие собою природу, сияющие, светящие из выси. Конкретный образ Дубравны, хранительницы окрестностей Дубровок, возлюбленной лирического героя, становится вместе с тем широким, охватывающим все многообразия бытия. Ведь Дубравна — это не только лесная царевна, но и «дочь зари». Заря же — это средоточие земных и небесных путей, место взаимодействия, встречи и противостояния света и тьмы, дня и ночи:

И тихо заря догорает
В далеком, небесном саду...


Заря соотносится с божественными, неземными силами, а глаза Дубравны — с синевой неба:

Таят заревые ресницы
Бездонных очей синеву...


Мир, в котором живет Дубравна, таинственен и загадочен. Он наполнен впечатлениями, запавшими в душу поэта с детства и сохранившимися на всю жизнь, воплотившимися в творчестве.

Мне виделись в чаще хоромы,
Мелькали в заре терема...—


этот мотив стихотворения «Была над рекою долина...», посвященного рождению лирического героя, развивается в стихотворении «В нашей роще есть хоромы...». Хоромы, причудливо-сказочные видения обретают хозяйку — Дубравну, таинственную красавицу, облик которой, хотя и проясняется иногда через сравнения и ассоциации, так и остается меняющим свои очертания, но чистым, прекрасным, притягивающим к себе:

Скучно ль, весело ль Дубравне
Жить в светлице над рекой —
К ней никто в резные ставни
В ночь не стукнется клюкой.
Стережет ее хоромы
Голубой речной туман,
И в тумане бьются дремы,
И цветет трава-дурман...


Имя Дубравны вызывает в памяти прежде всего слово дубрава. В словаре В. И. Даля ему дается достаточно широкое толкование: «чернолесье, лиственный лес; чистый лесок как дубняк, березняк, осинник; отъемный и чистый остров, парк». Это слово содержится в стихотворении, открывающем сборник:

Милей, милей мне славы
Простор родных полей,
И вешний гул дубравы,
И крики журавлей.


Дубрава пространственно необозрима, соперничая по величию с «Простором родных полей». «Гул дубравы» — это звуковая характеристика, раскрывающая внутреннюю гармонию необъятных пространств, которые одушевлены, живы, звучны, наполнены множеством шумов. Значима здесь и перекличка со следующей строкой: «И крики журавлей», в которой звуковой ряд подчеркивается и конкретизируется. Но «гул дубравы» — «вешний», т .е. это особенный гул, особая мелодия — мелодия лопающихся почек, падающих на землю чешуек, разворачивающихся листьев, прорастающей сквозь прогревающуюся землю травы. Но не только гул дубравы объемлет зрительный и звуковой ряды, создаваемые окружающими строками («Простор родных полей»; «И крики журавлей»). Здесь эти ряды конденсируются, т. к. дубрава с ее «вешним гулом» объемлет зрительные и звуковые представления и о деревьях, и о траве, и о птицах, и о стоящем над ней вешним куполом небе.

Второй ряд от имени Дубравна ведет к названию родного села Клычкова Дубровки. Эта близость в звучании особенно ощутима, если учитывать вариативность слова дубрава /дуброва/. К тому же и свою усадьбу Сергей Антонович называл хутором Дубравна, как бы воплощая в родных местах дорогой образ, делая его не только фактом литературы, но и географически значимым пунктом па окраине чертухинского леса.

Создавая образ Дубравны, Клычков выступает как мифотворец. Его героиня, во многом сходная и с древнеславянскими языческими богинями, и с женскими образами русского фольклора, тем не менее самобытна. Дубравна остается в памяти, вызывает желание сохранить проглядывающий сквозь строки образ, отразить его в живописи.

М. СКОРОХОДОВ.
Категория: Клычковский вестник №2 | Просмотров: 32 | Добавил: alaz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    война революция Машатин старый Талдом Крылов Пименов Корсаков Собцов голиков Квашенки Павловичи Шаров Доброволец Карманов Экология Дубна юность Великий Двор больница Промсвязь Измайловский хлебокомбинат комсомол спутник Дюков Иванов Красное знамя совхоз Талдом Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников Хлебянкина почта Мэо Алексеев Курочкин Андреев Колобов Местный Парменова Валентинов
    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляется системой uCoz