Частенько жалуются талдомчане на заброшенность родимого района, на отсутствие «культурного досуга». Порой сами представители интеллигенции говорят: «Да откуда у нас тут интеллигенция. Пошехонье!..» Ну уж коли так— остается только руками развести. За всем за этим, как ни старайся выразиться помягче, кроется все-таки духовная апатия. То ли привычка, чтоб тебя кто-то смешил, развлекал, проводил с тобой «культурный досуг», — в кровь вошла? Ну, а сами-то, граждане!.. Например, 12 октября (суббота, выходной день) в районном Доме культуры тихо и незамеченно прошел вечер (так уж принято называть, хоть открылся он в 2 часа дня) памяти Сергея Антоновича Клычкова, уроженца знаменитой теперь на весь Союз — и не только! — деревни Дубровки. И что же? Первый ряд был переполнен! Большей частью - за счет организаторов вечера и гостей, прибывших из Москвы. Надо полагать, талдомская интеллигенция незримо присутствовала... Заместитель директора талдомского музея Т. А. Хлебянкина который год бьется над организацией подобных вечеров и, надо сказать, всегда они бывают подготовлеными на должном уровне. В этот раз собравшиеся почтили минутой молчания память о расстрелянном поэте, затем в течение двух часов состоялся обмен информацией и новыми данными, полученными из архивов. В исполнении работников Дома культуры прозвучали песни на стихи Сергея Есенина и Сергея Клычкова — и как здорово прозвучали!.. Приводим запись выступления писателя из Москвы, члена редколлегии «Энциклопедии российских деревень» Григория КАЛЮЖНОГО. - Несколько дней назад я был на Куликовом поле, где впервые в России вручались литературные премии преподобного Сергия Радонежского. Среди троих лауреатов был и прекрасный поэт, к сожалению, до сих пор мало известный, Анатолий Чиков. И вот там, в храме на Куликовом поле, я думал о судьбах русских поэтов. Сергей Есенин, Сергей Клычков, Николай Клюев не получили в свое время никакой материальной награды за свой талант, за свое творчество, но они сумели завоевать всенародное признание и любовь - а это куда важнее и весомее. «Издревле сладостный союз Поэтов меж собой связует», - писал Пушкин. Общность судеб русских поэтов не только в творчестве, многих более прочно объединяет кончина: начиная от Пушкина и заканчивая на сегодняшний день Игорем Тальковым. Русские поэты ценою своей жизни отчасти искупили вину нашего народа. Мировое Зло проявило себя в убийстве русских поэтов и, «засветив» себя в России, оно здесь же себя и исчерпает. Я в этом уверен. Красота их стихов, их душ после гибели вспыхивает новым светом - более ярким и пронзительным. А мимо красоты человек не может пройти равнодушно, она, по убеждению Ф. М. Достоевского, призвана спасти мир. Недавно я был на конференции по человеческим измерениям, ознакомился с документами ООН и понял, абсурдность и запоздалость этих «бумаг». Зачем-то от нас пытаются екрыть факты, принадлежащие истории и славе России. Вероятно, для того, чтобы затем их было легче извращать. Я напомню, что предтечей создания ООН был последний русский император Николай II. Это его идея. Он же, еще в конце прошлого века, выступил с инициативой о всеобщем разоружении, как чувствуя, что мир впереди ожидает глобальное кровавое сумасшествие - Первая Мировая война. Тогда главы держав отклонили это предложение. И только после второго сумасшествия, в 1945 году, мир очнулся: была создана Организация Объединенных Наций, в документах которой нет ни слова о русском императоре, ни слова о России, хотя, в сущности, это плагиат. Какому «человеческому измерению» подлежит, например, то, что Нобелевскую премию мира дают «отцу химической войны» Фрицу Габеру или «отцу водородной бомбы» Андрею Сахарову? Когда убили Гарсиа Лорку, сколько шуму было во всем мире! А когда русских поэтов стреляли в застенках и гноили в лагерях (более тысячи человек только за годы Советской власти!) — тогда мир .молчал, хотя знал об этом. Убиенные поэты - чистая жертва на алтаре человечества. Мне сказали, что талдомский Дом культуры построен на месте бывшего кладбища, на костях ваших предков, и что когда рыли траншею, под фундамент, выгребали из земли кости и черепа. И это - вина народа, который позволил допустить глумление над памятью о предках, над их прахом. Над своей памятью, наконец! Наверное, нужен какой-то акт покаяния, для того, чтобы совесть наша проснулась, чтобы Бог нас, простил. Григорий Калюжный предложил провести в Талдоме научную конференцию по изучению культурного наследия Талдомского района.
В. МОРОЗОВ. |