Понедельник, 27.03.2017
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Клычковский вестник №1 [9]
Опубликовано в газете "Заря" в феврале 1993 года.
Клычковский вестник №2 [15]
Опубликовано в газете "Заря" 6 июля 1994 г.
Клычковский вестник №3 [8]
Опубликовано в газете "Заря" 9 октября 1996 года.
Клычковский вестник №4 [10]
Опубликовано в газете "Заря" 9 июля 1997 года.
Клычковский вестник №5 [2]
Опубликовано в газете "Заря" 8 октября 1997 года.
Клычковский вестник №6 [1]
Опубликовано в газете "Заря" 25 октября 1997 года.
Клычковский вестник №7 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 10 октября 1998 года
Клычковский вестник №8 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 10 июля 1999 года.
Клычковский вестник №10 [6]
Опубликовано в газете "Заря" 15 июля 2000 года.
Клычковский вестник №11 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 7 октября 2000 года.
Клычковский вестник №12 [7]
Опубликовано в газете "Заря" 18 июля 2001 года.
Клычковский вестник №13 [2]
Опубликовано в газете "Заря" 10 октября 2001 года.
Клычковский вестник №14 [3]
Опубликовано в газете "Заря" 24 октября 2001 года.
Клычковский вестник №15 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 13 февраля 2002 года.
Клычковский вестник №16 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 24 апреля 2002 года.
Клычковский вестник №20 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 22 октября 2003 года.
Клычковский вестник №22 [3]
Опубликовано в газете "Заря" 27 октября 2004 года.
Клычковский вестник №23 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 15 июля 2005 года.
Клычковский вестник №26 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 14 июля 2006 года.
Клычковский вестник №27 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 13 октября 2006 года.
Клычковский вестник №28 [3]
Опубликовано в газете "Заря" 13 июля 2007 года.
Клычковский вестник №30 [2]
Опубликовано в газете "Заря" 18 июля 2008 года.
Клычковский вестник №32 [6]
Опубликовано в газете "Заря" 18 июля 2009 года.
Клычковский вестник №33 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 9 октября 2009 года.
Статьи о Клычкове [26]
Из книги Т.Хлебянкиной "Притяжение души" [5]
"Сенокос в Дубровках" [4]
"Серебряный журавль" [4]
Клычковский вестник [2]
Опубликовано в газете "Заря" 7 октября 2010 года.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная О ДУХОВНЫХ ИСТОКАХ
11:55
О ДУХОВНЫХ ИСТОКАХ
Говоря о духовных истоках творчества С. А. Клычкова, необходимо отметить, что он так же, как и Сергей Есенин, и Николай Клюев, относился к новокрестьянским поэтам — такое название получило одно из наиболее значительных течений русской поэзии начала XX века.

А объединило этих поэтов в первую очередь то, что они были выходцами из крестьян, были христиане — от этого корня и происходит слово «крестьянин» и, пожалуй, правильнее было бы сказать, что они — новохристианские поэты, поэты нового, XX века, христианской и православной Руси, так как одной из ведущих тем их творчества была тема православия.

Православными образами пронизано все творчество новохристианских поэтов. Вслушаемся в строчки Есенина:

Гой, ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа,


в строчки С. Клычкова:

Тихий свет, лесные зори,
Как оклады у икон...


в строчки Н. Клюева:

Сосны молятся, ладан куря,
Над твоей опустелой избушкой...

И совсем не случайно по своему вероисповеданию предки их были староверами (как подтверждают документы и как утверждали сами поэты), Так, С, Есенин в январе 1918 года рассказывал Александру Блоку, что происходит из «богатой старообрядческой семьи», потом говорил литературоведу И, Розанову, что его дед был «старообрядческим начетчиком», который знал «множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них».

Учитель и наставник С. Есенина поэт Николай Клюев писал своему ближайшему другу Сергею Клычкову: «Я сгорел на своей «Погорельщине» (так называется поэма Н. Клюева), как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском. Кровь моя волей или неволей связует две эпохи...»

К сожалению, Сергей Клычков воспоминаний о своих предках-старообрядцах нам не оставил. Но вот что удалось установить, работая в архивах ЦГАДА, РГИА, собрав воспоминания односельчан С. Клычкова и жителей Талдомского края: «Первое упоминание о Дубровках (в то время деревни Калязинского уезда Тверской губернии, где родился поэт) мы находим в Кашинской переписной книге 1677 года как о селении из 5 крестьянских и одного бобыльего двора. Проживало в ней тогда 22 человека. По преданию, первыми поселенцами - старообрядцами, пришедшими из Сибири, был посажен и могучий вяз на краю деревни. В начале XX века в Дубровках насчитывалось 5 старообрядческих семей: Михаила Васильевича и Павла Васильевича Голубковых, Петра Филипповича, Владимира Филипповича и Антона Никитича Клычковых. В «Тверских епархиальных ведомостях» в конце XIX — начале XX века упоминается о старобрядцах, живущих в окрестностях Талдома, к которым относились и Дубровки. Сохранились воспоминания о старообрядцах брата поэта Алексея Антоновича Сечинского (Талдомский историко-литературный музей, о. ф, 872): «Наши родители принадлежали... к старообрядцам, а в деревне нас звали «столоверами», поп был из своих же верующих — полуграмотный, но хорошо знающий церковные обряды,

Старообрядцев в Талдомской волости было не более 30-40 семей. В нашей деревне старообрядцев было пять семей.

Наша церковь находилась в селе Талдоме, деревянная, маленькая... Внутренний вид нашей церкви обращал на себя внимание своей строгостью икон. На большинстве этих икон изображения лиц были совершенно затуманены, очевидно, вследствие своей древности...»

В своем творчестве Сергей Клычков неоднократно обращается к православной теме, размышляя о смысле жизни, о Боге и о человеке. Где с трагизмом и болью, как в последних стихах, где — с мягким юмором, как в романе «Чертухинский балакирь», рассказывая о «столоверах». (гл. 3 «Непомерная плоть», «Два брата».) «В то время плохо совсем приходилось мужикам, отбившимся от православного стада...

Все веры, кроме единой, — вера — венец государства, — были неправые, и всякий, без особой различки, кто не по леригии шел, прозывался столовером, хотя и был христианского роду и за столом трапезовал, как и не все же... только со своею посудой... Да экая важность!..

Это уж больше так — столоверы! — для ради насмешки и перекобылили мирские попы...

Дело не в прозвании: сами столоверы тогда были другие!..

Теперь-то у них все сошлось, можно сказать, к пустякам: что правильнее — двуперстие али щепоть, и как угоднее Богу возглашать — веков али веком?.. Правду сказать, пустая это и зрячная штука. Что же Бог те выходит — дурак?!

Из-за одного из-за этого нечего зря лезть на рожон.... Вера в человеке гораздо глубже сидит!.. Как перекрестишься и как возгласишь — не все ли равно... Вон теперь как пошло: совсем лба не крестят... И тоже, пожалуй, что и это не в счет, потому в делах веры важит больше не то, что в рот, а... что изо рта...

Сказано же: аще Бога любит, а брата... норовит за воротки... Что тому бывает?.. То-то!..

Вера в человеке — весь мир. Убить ее никогда ничем не убьешь!.. Разве вот сама она сгаснет, как гаснет лампада, в которую набьются с ветра глупые мухи, летя из темноты на лампадный огонь... как сгаснет, может, и... мир!»
Категория: Клычковский вестник №3 | Просмотров: 14 | Добавил: alaz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    война революция Машатин старый Талдом Крылов Пименов Корсаков Собцов голиков Квашенки Павловичи Шаров Доброволец Карманов Экология Дубна юность Великий Двор больница Промсвязь Измайловский хлебокомбинат комсомол спутник Дюков Иванов Красное знамя совхоз Талдом Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников Хлебянкина почта Мэо Алексеев Курочкин Андреев Колобов Местный Парменова Валентинов
    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляется системой uCoz