Историческое предание Нестора гласит, что Лыбедь была сестрой трех братьев, основателей Киева — матери городов русских.
Издавна считалось, что птица творит мир, поэтому девице с птичьем именем и суждено было стать генеалогической героиней. Созидательная функция Лебедя (Белой Лебеди, Царевны-Лебеди) является основной как в русском фольклоре, так и в литературе.
Покидая мир, человек возвращается к людям в образе лебедя. В день свадьбы девушка уподоблялась белой лебедушке, и все вербальные (тексты свадебных причитаний) и не вербальные (костюм, пища, постель и т. д.) элементы свадебного обряда работали на этот образ. Продемонстрировать специфику данного образа можно на примере свадебных причитаний великой народной поэтессы Ирины Федосовой.
Двадцатый век показывает, что лебедь сигнализирует о погибели Русской земли. Это ярко продемонстрировано в лирическом цикле М. Цветаевой «Лебединый стан» и в ее поэме «Царь-девица», в романе С. Клычкова «Сахарный немец» и в поэме П. Клюева «Песнь о Великой Матери».
Так, герой романа Клычкова Николай Зайцев отмечен космическими, царскими и божественными знаками. Он — дитя природы, о чем свидетельствует сама его фамилия и крестьянское происхождение. Во дворе его петух («русский синоним» восточного павлина) с короной на голове, на столе — «чайный король» — самовар с камфоркой - короной, и, наконец, сам герой видит себя в мечтах королевичем на «белом, метельном коне». В руке его сокол, который летит к лебедице (в свадебном обряде сокол символизировал жениха, лебедушка — невесту).
Но в нарушенном войной мире его жена «в свете и духе» нарушает обет и становится супругой богача. Разрушена и семья солдата Пенкина. Его Прекрасная Пелагея, ассоциирующаяся с Белой Лебедью, не выдержала мучительной участи солдатки и наложила на себя руки.
Не суждено Зайцеву - земному Федору Стратилату иметь семью. Не суждено Пелагее Прекрасной, земной Матери Ангельской Рати, родить дитя. Разрушение семьи влечет за собой разрушение государства. В «обращенном мире», где правит «неразменный рубль» и лебеди утратили свое высокое предназначение, они поют «Славу» лжегерою - купцу Колыгину. Именно он скачет по Руси на «метельном» коне. И образ девицы — лебеди, земной Богородицы, и образ Федора Стратилата, «финифтяного павлина» присутствуют в поэме Клюева и символизируют связь Руси (лебедя) с Византией, Востоком (павлином).
Но эта древняя связь в 30-е годы окончательно распалась, и поэтому Русь, «Лебедь ледяной», погибла. Вонзился «ночной ястреб» в «лебединую шею» Марины Цветаевой, убили «лебеденка рожоного», поэта с птичьей фамилией Николая Клюева и его друга — «китежского павлина» поэта Сергея Клычкова. Так погибло лебединое царство...
Е. МАРКОВА, кандидат филологических наук.
г. Петрозаводск. |