Воскресенье, 28.05.2017
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Клычковский вестник №1 [9]
Опубликовано в газете "Заря" в феврале 1993 года.
Клычковский вестник №2 [15]
Опубликовано в газете "Заря" 6 июля 1994 г.
Клычковский вестник №3 [8]
Опубликовано в газете "Заря" 9 октября 1996 года.
Клычковский вестник №4 [10]
Опубликовано в газете "Заря" 9 июля 1997 года.
Клычковский вестник №5 [2]
Опубликовано в газете "Заря" 8 октября 1997 года.
Клычковский вестник №6 [1]
Опубликовано в газете "Заря" 25 октября 1997 года.
Клычковский вестник №7 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 10 октября 1998 года
Клычковский вестник №8 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 10 июля 1999 года.
Клычковский вестник №10 [6]
Опубликовано в газете "Заря" 15 июля 2000 года.
Клычковский вестник №11 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 7 октября 2000 года.
Клычковский вестник №12 [7]
Опубликовано в газете "Заря" 18 июля 2001 года.
Клычковский вестник №13 [2]
Опубликовано в газете "Заря" 10 октября 2001 года.
Клычковский вестник №14 [3]
Опубликовано в газете "Заря" 24 октября 2001 года.
Клычковский вестник №15 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 13 февраля 2002 года.
Клычковский вестник №16 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 24 апреля 2002 года.
Клычковский вестник №20 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 22 октября 2003 года.
Клычковский вестник №22 [3]
Опубликовано в газете "Заря" 27 октября 2004 года.
Клычковский вестник №23 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 15 июля 2005 года.
Клычковский вестник №26 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 14 июля 2006 года.
Клычковский вестник №27 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 13 октября 2006 года.
Клычковский вестник №28 [3]
Опубликовано в газете "Заря" 13 июля 2007 года.
Клычковский вестник №30 [2]
Опубликовано в газете "Заря" 18 июля 2008 года.
Клычковский вестник №32 [6]
Опубликовано в газете "Заря" 18 июля 2009 года.
Клычковский вестник №33 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 9 октября 2009 года.
Статьи о Клычкове [72]
Из книги Т.Хлебянкиной "Притяжение души" [5]
"Сенокос в Дубровках" [4]
"Серебряный журавль" [4]
Клычковский вестник [2]
Опубликовано в газете "Заря" 7 октября 2010 года.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная «Я песней ткал судьбу миров...»
21:05
«Я песней ткал судьбу миров...»
Ярчайшим алмазом русской поэзии революционного века с полным правом можно назвать творчество новохристианского философского поэта Алексея Алексеевича Ганина (28.07.1893 — 30.03.1925).

Его судьба и творчество тесно сплелись с творчеством и судьбами крестьянской купницы, братьев по духу и вере Николая Клюева, Сергея Клычкова, Сергея Есенина, вышедших, как и он, «в люди» из мужицкой России.

В этих заметках мне хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями по поводу знаменательных провидческих совпадений в жизни и творчестве Сергея Клычкова и Алексея Ганина.

«Предшественником Есенина» назвал С. Клычкова известный скульптор С. Конёнков. Думается, это же высказывание можно в полной мере отнести и к А. Ганину. Как заметил известный литературовед из Санкт-Петербурга А. Михайлов, А. Ганин — поэт, «близкий «крестьянской купнице» своим земледельческим мироощущением». Добавим — ещё и крестьянским, православным.

Почти во всех стихах и поэмах А. Ганина являются нам православные образы, а то и сам «светлый и ласковый Бог» (см. «Певучий берег», 1916), дающий возможность «взору преображённому» узреть Серафимов, учуять «голос Саваофий» (см. «Гору скорби День взвалил на плечи...») и пережить Воскресение, увидев, как:

Из всех гробов, проглоченных ночами,
Горя тоской по огненной реке,
Воскреснувшие тихо шли рядами,
И каждый нёс дела свои в руке...


(«Воскресение»)

Поэт обращается к Богу также и с просьбой: «Храни Господь в беде — не ровен час...» (в стихотворении «Заря в грозе. Помедли, путник смелый...»).

Тема непосредственного общения с Богом получает дальнейшее развитие и в поэмах А. Ганина:

О светлый Судия, взыскующего вора,
Когда приду в Твой рай, жестоко не суди;
Не ты ли разбросал сокровища пред взором?
Не скорби ли туман покрыл мои следы?


(«Мешок алмазов»)

Мечтает поэт о встрече со «светлым Хранителем», который «раскроет дверь — и в песнь обители// Уйду, погрязший в суете...» в трагической поэме «Сарай» <1917>, которая как бы предвосхищает кровавый шабаш булгаковского романа «Мастер и Маргарита».

Тема воскрешения через смерть проходит и в поэме «Звёздный корабль» <1916-1917>

Мы новую дань —
Семицветный ларец,
И злато, и ливан,
И смирну сердец
Несём, чтоб к пещере
Пред Вечным сложить
И в утреннем свете
Склонившись почить...


В завершении её поэт как бы подводит итог своим размышлениям:

Я только меняю личину
И пыль отряжаю от ног.
Для всех в золотую кончину
Вострубит серебряный рог.


Для Алексея Ганина характерно философско-космическое ощущение мира, восходящее в своих истоках к философии «русского космизма» Николая Фёдоровича Фёдорова с его спасительной идеей «вселенского воскрешения» умерших предков.

Философична и поэзия Сергея Клычкова, прошедшего путь от пантеизма к старообрядчеству и православию, что нашло особенно яркое отражение в его философских романах и затерянном поэтическом цикле «Заклятие смерти»:

Давно не смотрит Спас с божницы,
И свет лампад давно погас:
Пред изначальным ликом жницы
Он в темноте оставил нас!
Пред жницей страшной и победной,
Восставшей в пепле и крови,
Не смог остаться плотник бедный
Со словом мира и любви!

(Конец 1920-х — начало 1930-х гг.)

Нельзя не отметить и общность многих поэтических образов и героев у Клычкова и Ганина. Это народные фольклорные образы богатырей русских, в первую очередь Микулы (правнука) и красавицы Лады-Зари из «Былинного поля» А. Ганина, пытавшегося их повенчать, «чтобы в красном весельи воспрянула Русь» и была «красная воля»...

Для Клычкова Микула — это «земля, весенняя пахота», но поэму о нём он так и не создал. Зато воспел в тридцати стихотворениях цикла «Кольцо Лады» невесту, «красавушку», «паву» белолицую Ладу и окружающий её крестьянский мир во все времена года, а особенно её Деда, который, наработавшись за свой век, оставил внучке: Всё копленое добро — Шёлки, злато, серебро... («Хоромы Лады», <1910>) Образ такого же труженика-Деда встаёт в стихах А. Ганина «Певучий берег» (1916), «Она придёт, неведом час» (1917), в поэмах «Звёздный корабль» (1916-1917) и «Памяти Деда» (1918):

Сквозь голубые глаза
И небу,
И высокому Солнцу,
И каждой былинке, и птахе
Тысячи дней улыбалось
Дедово сердце...


В этой же поэме появляется образ журавля, по крику которого Дед предсказывает погоду: «...будет ли вёдро, будет ли непогодь ныне...»

Появление журавлей мы отметили ещё в двух стихах А. Ганина: «Зубастый прошёл по ниве зрелой» и «Мне гребень нашептал, что волосы редеют» (1919): «... И где-то далеко за рощей прозвенела// Осенняя печаль отлётным журавлём».

Последнее двустишие перекликается с клычковскими строками: «Лес шумит и шумит, опадая...» <1914>, «И я слежу живые звенья// С зари летящих журавлей...» («Иду в поля за божьей данью», <1922>).

Небезынтересна явная перекличка образов «облаков-коней»; появившись y А. Ганина в поэме «Облачные кони» (1918), они словно пришли из «Детства» С. Клычкова: «Понесутся, словно кони,// Надо мною облака...» <1910, 1913>.

И таких примеров можно привести немало не только в стихах, но и в прозе. Так, роман А. Ганина «Завтра» (1923) заканчивается рассказом о гибели на чугунке кобылы, которую ненароком переехал паровоз. Похожий эпизод описывает в своей автобиографии С. Клычков. Его любимую бабушку Авдотью вместе с лошадью также задавил поезд, ставший символом надвигающейся на крестьянский лад беспощадной бесовской цивилизации, «нового мира».

Как известно, С. Есенин, М. Герасимов и С. Клычков написали «Кантату», приурочив её к открытию мемориальной доски павшим героям Октябрьской революции. Близки по тематике к «Кантате» стихи А. Ганина «Сойди, сойди огнём, Рассвет!» (1919, «Священный клич» (1917) и особенно стихотворение «Братья, плотнее смыкайте ряды»:

Встанем же грозно, как вихри в ряды.
Трижды убитые в славе воскреснут.
Дни их прольются над вечностью песней.
Братья, плотнее смыкайте ряды.


Создаётся впечатление, что это стихотворение писалось А. Ганиным в 1918 году также в честь открытия мемориальной доски — настолько оно близко к «Кантате» по духу, стилю и образам, не говоря уже о стихотворном размере, почти ложащемся на музыку к «Кантате» композитора И. Шведова.

Много ещё можно размышлять о трагической судьбе поэта Алексея Ганина, но лучше всего о себе сказал он сам: «Я Песней ткал судьбу миров...» И эта песня осталась с нами.


Татьяна ХЛЕБЯНКИНА,
член Союза писателей России, зав. Домом-музеем С. Клычкова.
Категория: Клычковский вестник №20 | Просмотров: 40 | Добавил: alaz | Теги: Хлебянкина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    война революция Машатин старый Талдом Крылов Пименов Корсаков Собцов голиков Квашенки Павловичи Шаров Доброволец Карманов Экология Дубна юность Великий Двор больница Промсвязь Измайловский хлебокомбинат комсомол спутник Дюков Иванов Красное знамя совхоз Талдом Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников Хлебянкина почта Мэо Алексеев Курочкин Андреев Колобов Местный Парменова Валентинов
    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляется системой uCoz