Русская национальная идея в жизни и творчестве поэтов-суриковцев и новокрестьянских поэтов (на примере жизни и творчества С. А. Есенина и поэтов Талдомского края С. А. Клычкова, И. И. Орлова (Мытаря), И. С. Романова).
Прежде чем приступить к теме нашего исследования, попробуем проследить творческие связи С. Есенина и талдомских поэтов. Так или иначе, они связаны с их пребыванием в Москве, Петербурге и в Талдомском районе. По воспоминаниям старожилов, однодеревенцев и из биографий самих поэтов-талдомчан, известно, что 8-9-летних детей отдавали на обучение обувному ремеслу «в люди»—в Москву или Петербург, там же они частенько продолжали трудиться и достигнув мастерства. Этот путь прошёл и отец С. Клычкова Антон Никитич, и И. С. Романов (впервые попал в Москву в 1898 г., затем работал и бывал там вплоть до революции), и И. И. Орлов (Мытарь) (1880-1916).
Интересно, что почти одновременно в 1906 г. в московских журналах появляются одни из первых (известных на сегодня) публикаций талдомских поэтов: у И. Орлова — «Песня о морской волне» и др., у И. Романова — «Соколиная песня», у С. Клычкова — «Мужик поднялся», «Вихрь», «Гимн свободе» и др.
В1908 г. произошло знакомство И. И. Орлова и И. С. Романова, они стали общаться, встречаясь в Москве и посещая Суриковский литературно-музыкальный кружок.
С. А. Клычков (1889-1937) живёт и бывает в Москве, начиная с мая 1900 года, поступив на учёбу сначала в реальное училище И. И. Фидлера, а затем в университет (1908 г.). В мае 1913 г. отчислен из него.
Из очерка И. С. Романова «Суриковцы» известно о его долголетней дружбе с поэтом Иваном Игнатьевичем Морозовым (1883-1942), который «жил... в домике железнодорожного типа за Крестовской заставой в Москве, возле Окружной дороги. Сам он был из Луховиц, работал табельщиком Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. Из Луховиц же происходил и его родственник поэт-сатирик Михаил Васильевич Праскунин, с которым я тоже дружил.
В квартире Морозова перебывали многие поэты и писатели из народа... Приехав из деревни после революции, заходил сюда и Сергей Есенин, но лично с ним я не встречался. И Морозов с Праскуниным, и Есенин были земляками-рязанцами. С. А. Есенин тоже был членом Суриковского литературно-музыкального кружка».
Все эти поэты активно участвовали или в революционных событиях, или в борьбе рабочего класса за своё освобождение.
Так, С. А. Кпычков в 1905 г. участвовал в Московском декабрьском восстании в составе дружины С. Т. Конёнкова и, по воспоминаниям скульптора, был «проповедником передовых идей между талдомскими рабочими. Он выступал там как пропагандист за освобождение труда».
И. И. Орлов (Мытарь) был одним из организаторов первого кружа РСДРП в г. Талдоме, занимался революционной работой. В декабре 1905 г. отправился в Москву, чтобы участвовать в боях вместе с дружинниками, но не успел — восстание было подавлено. Летом 1906 г., в Ильин день, на базаре в Талдоме был жестоко избит стражами порядка за распространение запрещённых книг и брошюр, что потом привело к развитию чахотки и ранней смерти.
Боролся с волчьими законами, царившими в большинстве башмачных мастерских у хозяев, и И. С. Романов. Он клеймил их, описывая в своих произведениях, в сатирических стихах и песнях, за что чуть было не поплатился жизнью. Особенно показательны в этом плане его очерки «Расчёт» («Ахова суббота»), «Мастерская» и др., опубликованные в журнале «Башмачная страна».
Сергей Александрович Есенин (1895-1925) впервые приезжает в Москву к отцу в летние каникулы 1911 года, а через год уже надолго поселяется в Москве, где и прошла, в основном, вся его оставшаяся жизнь.
Осенью 1912-г. произошла первая встреча С. Есенина с Суриковским литературно-музыкальным кружком. В это же время, работая в конторе книгоиздательства «Культура», он распространяет социал-демократический журнал «Огни». Затем, поступив на работу в типографию И. Д. Сытина, участвует в нелегальных собраниях сытинских рабочих, забастовках, в распространении запрещённой литературы, листовок (у него даже был обыск).
В сентябре 1913 г. С. Есенин поступает вольнослушателем в Московский городской народный университет им. А. Л. Шанявского, где (как он пишет в автобиографических заметках «Нечто о себе») «узнал Клюева, Клычкова, Орешина и Наседкина». Вскоре, в январе 1914 г., в журнале «Мирок» (издаваемом Сытиным) было напечатано стихотворение «Берёза» — первая, ныне известная, публикация С. Есенина.
Русская идея, объединившая поэтов-суриковцев и новокрестьян, проистекает из последней части знаменитой триады Уварова «православие — самодержавие — народность». Интерпретировалась она прежде всего в служение народу—в жизни и творчестве, в обличение власть предержащих и их антинародной политики. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (как в Евангелии). Недаром византийцы всех воинов, за Отечество живот свой положивших, причисляли к лику святых.
Так и новокрестьяне, и суриковцы (Клычков, Есенин, Орлов, Романов) участвовали и в первой русской революции, и в революционной борьбе, и в первой мировой войне (Романов, Клычков, Есенин). И даже их богоотступничество рано или поздно переходит в богоискательство, в диалог с Богом, или с высшим разумом, без которого жизнь человека бессмысленна.
Как уже неоднократно доказано всем ходом исторического процесса и самой историей России, не может существовать духовность—без веры (православия), крепкая власть — без самодержца, демократия — без народности. Может быть, стоит прислушаться к С. Клычкову, который писал: «Вера в человеке — весь мир... Убить её никогда ничем не убьёшь!» и предлагал в один из острых политических моментов предпринять «всенародное молебствие об умиротворении сердец властей предержащих...» Только так, действуя всенародно и соборно, и может спастись Россия. |