Среда, 18.10.2017
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Клычковский вестник №1 [9]
Опубликовано в газете "Заря" в феврале 1993 года.
Клычковский вестник №2 [15]
Опубликовано в газете "Заря" 6 июля 1994 г.
Клычковский вестник №3 [8]
Опубликовано в газете "Заря" 9 октября 1996 года.
Клычковский вестник №4 [10]
Опубликовано в газете "Заря" 9 июля 1997 года.
Клычковский вестник №5 [2]
Опубликовано в газете "Заря" 8 октября 1997 года.
Клычковский вестник №6 [1]
Опубликовано в газете "Заря" 25 октября 1997 года.
Клычковский вестник №7 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 10 октября 1998 года
Клычковский вестник №8 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 10 июля 1999 года.
Клычковский вестник №10 [6]
Опубликовано в газете "Заря" 15 июля 2000 года.
Клычковский вестник №11 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 7 октября 2000 года.
Клычковский вестник №12 [7]
Опубликовано в газете "Заря" 18 июля 2001 года.
Клычковский вестник №13 [2]
Опубликовано в газете "Заря" 10 октября 2001 года.
Клычковский вестник №14 [3]
Опубликовано в газете "Заря" 24 октября 2001 года.
Клычковский вестник №15 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 13 февраля 2002 года.
Клычковский вестник №16 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 24 апреля 2002 года.
Клычковский вестник №20 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 22 октября 2003 года.
Клычковский вестник №22 [3]
Опубликовано в газете "Заря" 27 октября 2004 года.
Клычковский вестник №23 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 15 июля 2005 года.
Клычковский вестник №26 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 14 июля 2006 года.
Клычковский вестник №27 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 13 октября 2006 года.
Клычковский вестник №28 [3]
Опубликовано в газете "Заря" 13 июля 2007 года.
Клычковский вестник №30 [2]
Опубликовано в газете "Заря" 18 июля 2008 года.
Клычковский вестник №32 [6]
Опубликовано в газете "Заря" 18 июля 2009 года.
Клычковский вестник №33 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 9 октября 2009 года.
Статьи о Клычкове [72]
Из книги Т.Хлебянкиной "Притяжение души" [5]
"Сенокос в Дубровках" [4]
"Серебряный журавль" [4]
Клычковский вестник [2]
Опубликовано в газете "Заря" 7 октября 2010 года.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная Божий человек
20:11
Божий человек
Среди людей мне страшно жить,
Мне, как ребенку среди ночи,
Так хочется порой смежить
Души наплаканные очи.

Как на покойницу убор,
Легла на землю тень от плахи.
- Ты слышишь, что бормочет бор?
- Скажи ж, о чем щебечут птахи?..

На всех, на всем я чую кровь,
В крови уста, цветы, ресницы.
О, где ты, мать людей - Любовь?
Иль детям о тебе лишь снится?

Спаси, помилуй, пожалей
И не для казни и расплаты
Сойди и свет среди полей
Пролей на пажити и хаты.

Родимый край угрюм и пуст,
Не видно рыбаря над брегом.
И лишь улыбка чистых уст
Плывет спасительным ковчегом
.
<1922>

Всего непосильнее злоба
И глаз уголки в черноте...
Быть может, и так пронесло бы,
Да радость и годы не те...

Земной я, как все, и не спорю,
Что в сердце - как в курной избе...
Но нет для меня больше горя -
Принесть это горе тебе...

Неплохо б узнать, хорошо бы
Размекать пораньше в тиши,
Что вот облака да сугробы,
Да дали одни хороши.

А тут всё так грустно и грубо,
И мне самому невдомек,
С чего я в пушистые губы
Целую в опушке пенек!..

И дрожь, и тепло на утробе,
Хоть губы твоим не чета...
И в облаке или сугробе
Земли пропадает черта.

И так хорошо мне в узоре
Дремотных прозрачных лесов
В недолгие зимние зори
Вглядеться без дум и без слов!..

И сердцем одним до озноба
Изведать предвечный покой,
К груди лебединой сугроба
Прильнув воспаленной щекой...

<1928-1929>

Меня раздели донага
И достоверной были.
На лбу приделали рога
И хвост гвоздем прибили...

Пух из подушки растрясли
И вываляли в дегте,
И у меня вдруг отросли
И в самом деле когти...

И вот я с парою клешней
Теперь в чертей не верю,
Узнав, что человек страшней
И злей любого зверя...

<1929>

Вот что неожиданно случилось со мной: второе - на сей раз истин­ное - открытие Сергея Клычкова, поэта отнюдь не второстепенного, как мне это раньше казалось, не подражательного ни Есенину, ни кому бы то ни было другому, кроме самой матери-природы. Клычков, прочтенный не вразброс, а целостно, поражает редкост­ной целомудренностью, не тронутой ни богем­ной растерянной расхристанностью, свойст­венной многим деревенским поэтам, всосан­ным в хрустящую крестьянами пасть города, ни изгойской завистливостью и мстительно­стью тех, кто разучился ходить в лаптях, но у кого не хватало денег на лакированные штиб­леты, в которых очень хотится пройтиться.
С каким нежным вочеловечиванием Клыч­ков написал об извечных инструментах кресть­янского труда, воспетых еще былинами из вре­мен Микулы Селяниновича: «И, как сторож, всю ночь стороною Ходит месяц и смотрит во мглу, И в закуте соха с бороною Тоже грезят - сия­ют в углу». В душе Клычкова слились в одно два сродственных слова «крестьянство» и «христи­анство». Именно о таких людях, как Клычков, в деревне говорили «Божий человек», что, ко­нечно, отчасти звучало как «блаженный», ибо бескорыстие, доброта и умение говорить прав­ду не со зла, а ради самой правды казалось на чей-то недоверчивый взгляд не совсем нор­мальным. Князя Мышкина называли идиотом, легко переходя от обожания к раздражению, потому что он непозволительно бередил со­весть своими, видите ли, «бестактностями». А может быть, нормальными по замыслу приро­ды являются как раз такие «Божьи люди», и дет­скость в них сохранена к счастью, а не к несча­стью? И если бы побольше «Божьих людей» бы­ло на земле, так и поиски Бога развернули бы нас к человеку, ибо то, что мы называем Богом, и есть они, «Божьи люди», а такими людьми Россия не обделена, и надо только разглядеть их и не давать в обиду.
В уникальном романе Клычкова «Сахарный немец» (впрочем, роман ли это, когда целыми главами в рифму писано?) есть завидная по мудрости догадка о том, где правда прячется.
«- Мы, - говорят старцы правильные, - по белу свету ходим, Божью правду ищем, ни­где не находим...
- Напрасно вы время проводите, - гово­рит сторож из ворот. - Правда Божья у черта в батраках живет...»

Там же посверкивают и пословичные иг­рающе блескучие притчи Клычкова:
«Волк ест козу,
Коза ест лозу,
А сидят все на одном возу...»
Как чарующе сказано, а вдуматься - и мозги заскрипят: ведь волк, наверно, счита­ет, что он делает «нужное для народа дело», поедая козу, поедающую лозу, а сама коза для лозы не лучше волка - поди разберись. Клычков всевышнего судии из себя не изо­бражает, руками разводит, плечьми пожима­ет, а очьми улыбается и рифмочки подбрасы­вает:
«...Тут ничего не разберешь,
Живи как хошь,
Потому какая вошь
И та живет и жить хочет
И тоже о своей правде хлопочет...»
Клычков знает, как спасительна взаимоисповедальность: «Не прячь беду от свата и соседа И не скрывай ошибку иль вину...» А мы-то столь трусовато от собственного на­рода прятали, и до сих пор прячем, его беды. Тем более скрываем изо всех сил ошибки или вину. Подзабыли мы эту фольклором вынян­ченную истину: ложь, как дуга, середку в во­ду спрячешь, концы торчат, концы утопишь - середка выглядывает. А клычковские стихи на фольклоре, как на дрожжах, взошли - по­эту никакие другие моральные памятки вро­де тех, что адресовались строителям комму­низма, не нужны. Он вовсе не начетчик, и в его любви к жизни есть смачная озорнинка: «У нас в округе все подряд, Зубами распра­вляя кожу, Цветные туфли мастерят Для лег­ких и лукавых ножек...» Это как веселый подмиг Александру Сергеевичу от деревенских соперников, которые лицеев не канчивали: «Мы тоже не лыком шиты!» А как природу рус­скую он чувствует, этот Арины Родионовны праправнук: «Скрипнет вот вечер калиткою, Шукнет вот ночь у ворот, - Выбежишь: облак каликою По полю, сгорбясь, идет». Бывают такие несказанно красивые строки, а в чем их красота - и объяснить невозможно. На­верное, в самой несказанности, которая од­нажды была всё-таки высказана. А ведь эта несказанность так бы и лежала незамечен­ной, если бы один добрый да зоркий поэт не обратил на нее внимания, не поднял ее, не одрагоценил своей нежностью.
Написал этот поэт деревенский такое, что проще некуда:
Впереди одна тревога,
И тревога позади...
Посиди со мной немного,
Ради Бога, посиди!
А вовсе не деревенская Анна Ахматова эти строки на память читала, с невеселой шутли­востью «окая» в подражание автору - не ря­женому, а настоящему крестьянину. Однажды навестила она его, а он сидел темен, как ночь, и на голом столе лишь бутылка голубовато по­свечивала, деля свое одиночество с луком, чесноком да черняшкой. И хозяин, не удивив­шись ничуть, будто Ахматова каждый день его навещает, налил ей в свой стакан водки, а она, по словам его жены, «спокойно, величаво, как истая королева», «пригубила и выпила напо­ловину предложенное угощение». И даже Ман­дельштам, с его тоской по мировой культуре, с его тягой «От молодых еще воронежских хол­мов К всечеловеческим, яснеющим в Тоска­не», эти же самые строки цитировал. Хотя... нет ли здесь чего-то общего с его собствен­ным: «Божье имя, как большая птица, Вылете­ло из моей груди! Впереди густой туман клу­бится, И пустая клетка позади...»
Конечно, общее есть: это беззащитное Бо­жье имя, вылетевшее из груди на волю воль­ную и в нашу ложь невольную...
Как не тревожиться за имя если и запят­нанное, так только собственной безвинной кровью среди стольких, увы, до отвращения бессмертных имен, коим от крови чужой за века не отмыться, когда им не помогло даже особое освенцимское мыло, сваренное по людоедским рецептам.
Я недавно посмотрел в Оклахоме страш­новатый фильм «Последний король Шотлан­дии». Прообразом его центрального персо­нажа стал диктатор Уганды - Иди Амин. В кон­це фильма по экрану проплыли титры, сооб­щающие о том, что при его правлении было уничтожено 300 тысяч человек. И я заметил, что некоторых добропорядочных американ­ских провинциалов-зрителей передернуло от такой, как им показалось, чудовищной цифры. Впрочем, не запамятовали ли они в этот момент, сколько жертв оказалось в Хи­росиме, хотя тогда многие зрители еще и не родились, следовательно - вроде бы ни за что не отвечают. А что нам тогда говорить, ес­ли за нашими спинами проступают миллио­ны невинных жертв. Мы до сих пор не можем покаянно осознать этих потерь из-за их не­сметности. Не умещаются они ни в уме, ни в сердце. А, может, и ум и сердце у нас маловатые? И одним из погибших в ГУЛАГе ока­зался такой Божий человек, как Сергей Клыч­ков, написавший: «Всего непосильнее зло­ба...» Говоря о смерти, он даже ее не ненави­дел: «И сердцем одним до озноба Изведать предвечный покой, К груди лебединой сугроба Прильнув воспаленной щекой...»
Он никогда не оскорблял тех, кто оскорб­лял его, а иногда даже их обезоруживал от­сутствием ответной ненависти. Обезоружи­вание безоружностью? Но жалость к «врагам народа» считалась предательством, а за без­жалостность награждали.
Его арестовали в Катуаре, в последнем его пристанище на улице Чернышевского, о котором по мистическому совпадению напи­сала роман жена Клычкова - Варвара Нико­лаевна Горбачева (псевдоним - Арбачева). А вопрос ее героя: «Что делать?» вот уже столь­ко лет был вбит в небо России, словно крюк, на котором иногда было впору повеситься, что и сделал тезка и друг Клычкова, неслу­чайно посвятивший ему одно из лучших сти­хотворений «Не жалею, не зову, не плачу...».
Варвара Николаевна, сама талантливая писательница, так записала сцену ареста, что мороз по коже идет, когда читаешь: «Он за­жег свечу, прочитал ордер на арест и обыск... и так и остался сидеть в белом ночном белье, босой, опустив голову в раздумье... В неров­ном, слабом свете оплывающей свечи было в нем самом что-то такое пронзительно-горь­кое, неизбывно-русское, непоправимое».
Да не иссякнут такие «Божьи люди» на зе­мле русской, и да иссякнет в нас раз и навсе­гда черная неблагодарность к тем, кто так лю­бил и любит нас.

Я сломан был, разодран и разорван,
я состоял из собственных клочков
и понял с опозданием позорным,
что был большой поэт - Сергей Клычков.

Мне вечно будут сниться два Сережи -
две ладанки, какие я сберег.
И буду помнить я, что «люди Божьи»
и есть все вместе мой единый Бог.

Мне дан урок, что и при всех обидах,
и при землетрясеньях всех эпох
поэзия должна быть - полный выдох,
а жизнь - блаженно благодарный вдох.


Евгений ЕВТУШЕНКО
Категория: Статьи о Клычкове | Просмотров: 67 | Добавил: alaz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    война революция Машатин старый Талдом Крылов Пименов Корсаков Собцов голиков Квашенки Павловичи Шаров Доброволец Карманов Экология Дубна юность Великий Двор больница Промсвязь Измайловский хлебокомбинат комсомол спутник Дюков Иванов Красное знамя совхоз Талдом Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников Хлебянкина почта Мэо Алексеев Курочкин Андреев Колобов Местный Парменова Валентинов
    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляется системой uCoz