Суббота, 25.11.2017
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Клычковский вестник №1 [9]
Опубликовано в газете "Заря" в феврале 1993 года.
Клычковский вестник №2 [15]
Опубликовано в газете "Заря" 6 июля 1994 г.
Клычковский вестник №3 [8]
Опубликовано в газете "Заря" 9 октября 1996 года.
Клычковский вестник №4 [10]
Опубликовано в газете "Заря" 9 июля 1997 года.
Клычковский вестник №5 [2]
Опубликовано в газете "Заря" 8 октября 1997 года.
Клычковский вестник №6 [1]
Опубликовано в газете "Заря" 25 октября 1997 года.
Клычковский вестник №7 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 10 октября 1998 года
Клычковский вестник №8 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 10 июля 1999 года.
Клычковский вестник №10 [6]
Опубликовано в газете "Заря" 15 июля 2000 года.
Клычковский вестник №11 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 7 октября 2000 года.
Клычковский вестник №12 [7]
Опубликовано в газете "Заря" 18 июля 2001 года.
Клычковский вестник №13 [2]
Опубликовано в газете "Заря" 10 октября 2001 года.
Клычковский вестник №14 [3]
Опубликовано в газете "Заря" 24 октября 2001 года.
Клычковский вестник №15 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 13 февраля 2002 года.
Клычковский вестник №16 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 24 апреля 2002 года.
Клычковский вестник №20 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 22 октября 2003 года.
Клычковский вестник №22 [3]
Опубликовано в газете "Заря" 27 октября 2004 года.
Клычковский вестник №23 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 15 июля 2005 года.
Клычковский вестник №26 [5]
Опубликовано в газете "Заря" 14 июля 2006 года.
Клычковский вестник №27 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 13 октября 2006 года.
Клычковский вестник №28 [3]
Опубликовано в газете "Заря" 13 июля 2007 года.
Клычковский вестник №30 [2]
Опубликовано в газете "Заря" 18 июля 2008 года.
Клычковский вестник №32 [6]
Опубликовано в газете "Заря" 18 июля 2009 года.
Клычковский вестник №33 [4]
Опубликовано в газете "Заря" 9 октября 2009 года.
Статьи о Клычкове [72]
Из книги Т.Хлебянкиной "Притяжение души" [5]
"Сенокос в Дубровках" [4]
"Серебряный журавль" [4]
Клычковский вестник [2]
Опубликовано в газете "Заря" 7 октября 2010 года.
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная А. Блок и С. Клычков
16:53
А. Блок и С. Клычков
Одним из первых исследователей, разрабатывавших тему «Блок и Клычков», был друг Клычкова по Московскому университету Петр Алексеевич Журов. И этому имелись любопытные предпосылки...
Из воспоминаний П.А.Журова «Две встречи с молодым Клычковым» следует, что одной из причин отчисления Клычкова из универси­тета была ремарка на его прошении об освобождении от платы за обу­чение «филологический путаник», полученная во многом благодаря тому, что он «немало возмущал на­шего ментора» [преподавателя гре­ческого языка Л.С.Гинзбурга] «почитанием прекрасного поэта» [Бло­ка], тогда как «в преподавательских и профессорских кругах того вре­мени имя Блока было ещё одиозно» [Журов 1971, 149].
В качестве утешения и восста­новления справедливости можно заметить, что в начале того же 1911 года у Клычкова выходит его пер­вый сборник «Песни», а в июне в издательстве «Мусагет» сборник «Антология», где семь стихотворе­ний Клычкова публикуются в ряду самых популярных авторов того времени, в том числе и Блока. В письме к П.А.Журову Клычков пи­шет: «Мне жалко, что ты не читал Антологии; и потому я тебе прила­гаю мои стихи оттуда, при этом письме, - я тебе советую её прочесть, все - хорошие Блок, Белый, Ива­нов...». В этом же письме Клычков поёт гимн Музе: «Любовь моя, сол­нышко мое, - милая, прекрасная Муза! И как это бог ухитрился со­здать тебя! Море, горы, звезды и небо, осень и весна - не так чудесны, как Ты - Незримая, Непостиж­ная!».
Ранее из переписки Клычкова с М.И.Чайковским 1910 г. мы уз­наем: «В «Альционе» (сиречь в «Мусагете», где будут в Альманахе мои стихи) печатаются самые лучшие силы - как-то: Белый, Садовский, Кузьмин, Блок и многие другие.» (Музей П.И.Чайковского в Клину, ф.2, Б-10, ед.хр.2743). Известно, что Блок был знаком с первой книгой С.Клычкова «Песни», о чем свидетельствует его письмо к А.М.Кожебаткину от 12.03.1911 г.
А когда же сам Клычков впервые появился в северной столице? Из биографии С.Клычкова известно, что его отец и многие односельчане работали в Петербурге и даже име­ли свои мастерские, как явствует из справочников «Весь Петербург» начала ХХ века. В воспоминаниях его брата А.А.Сечинского, видимо, также не случайно упоминается Санкт-Петербургское сыскное отделение.Из библиографии Клычкова известно, что уже в 1912 году появляются его публикации в Санкт-Петербурге (в новом литератур­ном альманахе «Аполлон», среди участников которого также Н.Клю­ев, О.Мандельштам, А.Белый, К.Бальмонт, А.Ахматова.) [Клычков 2000, 626]. Осенью 1912 г. С.Клычков пишет П.Журову: «Что у Вас в Питере? Ходишь на вечера литературные али нет? Городецко­го ты встречаешь? Сказывали, что у него носик стал похож на револю­ционный флаг!» [ Клычков 2000, 627]. В начале 1914 г. Клычков в письме обращается к Журову с просьбой: «Напиши мне...когда ты будешь один, тогда я приеду в Пи­тер - у меня затруднение главном образом в квартире...» [Журов 1971,154]. В августе 1913 года выхо­дит второй сборник стихов С.Клычкова «Потаенный сад». В письме к Блоку, отправленному в ноябре 1913 г., Н.А.Клюев спрашивает: «Как показался Вам отдел «Скорбя­щая весна» в «Иве» Городецкого, «Потаенный сад» Клычкова, «Осан­на» Брихничева? - мне важно услы­шать от Вас про них...». По воспо­минаниям Журова «Весной 1914 года Сергей приезжал в Петербург. Посещал акмеистов..., дружил с Сергеем Городецким; забрался раз ночью на клодтовского коня на Фонтанке; отвёз Блоку свою книгу «Потаенный сад» с письмом» [Журов 1971, 151].
В записной книжке Блок отме­тил: «27 февраля. Днем стихи всё, дома сижу. - От Клычкова книжка и письмо...28 февраля. « Пахнет войной.» [Блок 1965, 210]. В этот же день Блок пишет ответное пись­мо Клычкову, адресуя его П.Журову «с просьбой передать Сергею Антоновичу Клычкову» у которого поэт жил дней пять по адресу: «Пе­тербургская Сторона, Плуталова ул.6, кв.18. Это письмо сохранилось благодаря Журову, передавшему его в РГАЛИ (ф. 2862, оп.1, ед.68) вместе с другими материалами о С.А.Клычкове. Приведем его текст: «28/11 1914. Спасибо Вам за книгу, Сергей Антонович. Я сейчас очень занят своей работой, боюсь пре­рвать её, а, между тем, мне кажется (по стихам Вашим), что мы люди очень несходные, так что надо привыкать друг к другу. Если б это было практически надо, - другое дело; но Вы уже в литературе, так что и по­мощи моей Вам не надо. Вот по этим причинам я хочу предложить Вам не устраивать такого «нарочитого» свидания, как-то связывающего и Вас и меня. Приведет Бог - и встре­тимся, не в этом году, так в будущем, не здесь, так в Москве. «Потаенный Сад» я ещё только бегло посмотрел, а «Песни» давно у меня есть, я чи­тал их. Не скажу, чтобы они были мне близки, нет потребности их вспоминать. Поется Вам легко, но я не вижу в песнях насущного. Всего Вам доброго. Александр Блок».
Анализируя творчество Блока и Клычкова, нельзя не провести па­раллель между названием и содер­жанием сборника С.Клычкова «По­таенный сад», который поэт послал Блоку, и начатой А.Блоком 6 янва­ря 1914 года поэмой «Соловьиный сад». В письме к Ф.И.Благову от
30.11.1915 г. (Блок, 8, 450) он делит­ся сокровенным: «Соловьиный сад» лучшее, что у меня есть сейчас... со­всем не касается злобы дня...» Не вступает ли Блок в спор с самим со­бой, говоря о «ненасущности»? Сравним поэтические строки Клычкова из «Песенки о счастьи» ( «У моей подруги на очах лучи...»)
[Клычков 2000, 66]:

...Кто на свете счастлив? счастлив, верно, я:
В тайный сад выходит горница моя!..
Счастлив я и в горе, глядя в тай­ный сад:
В нем зари - подруги, янтари висят,

Ходят звёзды - думы, грусть -туман плывет,
В том тумане сердце - соловей поет...

Как бы «вторит» Клычкову сам Блок:
...А у самой дороги - прохладный
И тенистый раскинулся сад.
По ограде высокой и длинной
Лишних роз к нам свисают цветы.
Не смолкает напев соловьиный,
Что - то шепчут ручьи и листы.
...А в саду кто - то тихо смеется,
И потом - отойдет и поет.

(Блок, Соловьиный сад)

Таким образом, хотя очная встреча поэтов в 1914 году не состо­ялась, продолжалась их поэтичес­кая перекличка. В том же 1914 г. выходят «Избранные стихи русских поэтов» в серии тематических сбор­ников, где снова встречаются стихи Клычкова «Странник» («В очах да­лекие края.») [Клычков 2000, 70] и Блока «Осенняя воля», «Россия», «Русь».
А состоялась ли очная встреча поэтов? Есть два свидетельства, подтверждающие это. Одно - пер­вой жены С.Клычкова, Е.А.Лобо­вой: «Он (Клычков) приехал в то время, когда началась смута, наши побросали оружие и бежали с фронта (в феврале 1917 г.).Навестив меня (в Москве) Сергей из лю­бопытства катнул в Ленинград и расхаживал с Блоком по Невскому. Его там видели и впоследствии...поставили в вину, заподозрив в чем-то уже при Сталине при аресте»
(РГАЛИ, из фонда П.Журова: ф.2862, оп.1, ед.хр.38).
В личном деле С.Клычкова, хранящемся на Лубянке, имеются воспоминания И.Н.Гронского: «С прозаиком и по­этом С.А.Клычковым я познакомил­ся еще до революции 1917 года. Но встречались с ним довольно редко. Встречи, как правило, происходили на квартирах литераторов, главным образом А.А.Блока, а позже - С.А.Есенина.С Клычковым в 1917 году я не встречался, а Блок и Есенин мне говорили, что он тяготеет к ним, то есть идет влево, к приятию социа­листической революции. Но добав­лю от себя - не в большевистском, а в своеобразном половинчатом лево-народническом её понимании». Творческие связи А.Блока с новокрестьянскими поэтами начались его общением с Н.Клюевым, про­должавшемся почти десятилетие. Друг С.Клычкова Б. Садовский от­мечал: «После бездушной лжепоэ­зии эстетов из Аполлона и наглой вакханалии футуризма отдыхаешь душой на чистых, как лесные зори, вдохновеньях народных поэтов» (см. «Ледоход», Пг.,1916, с.144). Вторил ему и Н.Гумилев, называя в «Письмах о русской поэзии» «кре­стьянина» Клюева «продолжателем традиций пушкинского периода» [Клюев 2002, II]. Литератор П.Сакулин в это же время писал: «Между ними (новокрестьянами), с одной стороны, Ал.Блоком, Бальмонтом, Городецким, Брюсовым - с другой, оказался интересный контакт. Кра­сота многолика, но едина» (см. «На­родный Златоцвет». Вестник Европы.1916. № 5,с.201). Критик И.С.Е­жов отмечал в 20-е годы влияние Блока на Клюева, Клычкова и Есе­нина. Н.Клюев в «Гагарьей судьби­не» вспоминал: «Моё бегство из Москвы через Питер было озарено знакомством с Нечаянной Радостью - покойным Ал. Блоком. Простотой и глубокой грустью повеяло на меня от этого человека с теплой редкословесной речью о народе, о его святынях и священных потерях.». Литературовед А.И.Михайлов подмечает,что «безмятежный мир ран­ней поэзии Клычкова мог напом­нить Блоку лишь его собственную, оставленную позади гармонию цар­ства «Прекрасной Дамы», которое уже не могло казаться ему «насущ­ным». Но поэзия Клычкова была зато созвучна другой стороне на­родной жизни и даже тому же подъему народного самосознания, который наметился в России после 1905 г. В ней воскресала забытая со времен Кольцова поэтизация поло­жительных, светлых сторон крестьянского труда, на что не обратил внимание Блок...» [Михайлов 1990,38]. В августе 1921 года умер Блок, а в октябре 1937 года был рас­стрелян Клычков. Но настоящие поэты продолжают жить в своих стихах на просторах родной Рос­сии. Их поэтическое завещание нам стихи о родине. И у Блока, и у Клычкова есть стихотворение «Русь» (Блок 2, 272), [Клычков 2000, 164 - 165] («Монастырскими крес­тами...»). Разделяет их 16 лет (1906 - 1922), а объединяют похожие об­разы: «с болотами и журавлями» (у Блока) - «В далях, в высях журав­линый// Оклик: берегись!» (у Клычкова); «Русь опоясана реками» (у Блока) - «За чудесною рекою // Вижу: словно дремлет Русь» ( у Клычкова); «Ты и во сне необычайна.//Твоей одежды не коснусь.// Дремлю - и за дремотой тайна,// И в тайне - ты почиешь, Русь», «Тро­пу печальную, ночную // Я до пого­ста протоптал,// И там, на кладби­ще ночуя, //Подолгу песни распевал» - Блок, «Только лишние моги­лы // Сгорбили погост.//Да заря крылом разбитым,//Осыпая перья вниз,// Бьется по могильным пли­там// Да по крышам изб» - у Клычкова.
Ещё одна прямая перекличка Клычкова с Блоком - через семь лет: «Та же Русь без конца и без края» («Золотятся ковровые нивы», 1914) [Клычков 2000, 121] - почти цитата - «О, весна без конца и без краю.» (1907) (Блок 2, 272). Образ пылаю­щей «призрачной Руси» появляет­ся у Клычкова в стихотворении «Улюсь» («Улюсь, Улюсь, лесная речка.») (1922): «Здесь сквозь туман синеют села, //Пылает при­зрачная Русь.»[ Клычков 2000, 134], а у Блока Русь, Россия в сти­хах и поэмах: «На поле Куликовом» (1908), «Русь моя, жизнь моя, вмес­те ль нам маяться?..» (1910), «Ски­фы» (1918), «Двенадцать» (1918), «Возмездие» и других - то «Русь моя! Жена моя!», то «Святая Русь», то «Россия - Сфинкс», над которой «Победоносцев простер совиные крыла.».
В комиссии по изучению творче­ства Блока в 1928 году П.А.Журовым был прочитан доклад «Клычков и Блок (характеристика литератур­ных отношений писателей одной школы)». Сохранились тезисы это­го доклада, которые актуальны и сегодня:
1. Блок и Клычков принадлежат к одному литературному направле­нию (романтизм), к одной литера­турной школе (символизм), и, кро­ме того, на некотором протяжении в творчестве Клычкова можно кон­статировать следы влияния поэзии Блока... 7.Оба поэта особенно сбли­жаются в развитии следующих мо­тивов: а) мотива Руси, воплощение женственного начала; б) мотива первоначальной святости человека; в) мотива прекрасного мира («ино­го мира»), прекрасной земли; г) мо­тива мировой скорби, утраты, гибе­ли. 8. Оба поэта на некотором про­тяжении творчества усваивают и продолжают народную символику и разрабатывают темы фольклора.9. Следы влияния Блока на поэзию Клычкова усматриваются в начале периода антитезы в творчестве Клычкова, в цикле «Дубравна».» (РГАЛИ, ф.2862, оп.1, ед.хр.5, 6). Если пристально всмотреться в жизнь и творчество Блока и Клычкова, можно найти много общего, применив прием синхронизации во времени и географический анализ их жизненного пространства бытия, не говоря уже об их обширной об­щей тематике и образах... «Я, как ты, дитя дубрав.» - отмечал А.Блок в стихотворении «Болотные чертенятки» (1905), посвященном А.М.­Ремизову (Блок 2,10). Думается, эти строки по праву можно отнести и к Сергею Клычкову. Интересно, что рядом с Шахматовым находится де­ревня Дубровки - одноименная Дубровкам - родине С.Клычкова. Многие исследователи считают, что название «Дубровки» произошло от слова «дубрава». И не случайно один из ранних сборников С.Клычкова назывался «Дубравна». Интересно отметить, что в ближай­шее окружение Блока и Клычкова почти одновременно входили одни и те же поэты: Сергей Соловьев, Сергей Городецкий, Николай Клю­ев, Сергей Есенин, Анна Ахматова, Надежда Павлович.
Отдельного внимания заслужи­вает история взаимоотношений С.Клычкова - Н.Павлович - А.Блока. Тем более, что в этом году - юби­лей Надежды Александровны Пав­лович ( 17(29).9.1895 - 3.3.1980). Ро­дилась она в Лифляндской губер­нии, училась на Высших женских курсах в Москве. Дебютировала со стихами в 1911 г. Публиковалась в сборниках и альманахах: «Первый сборник молодых поэтов» (М.,1914) - цикл «Лазаретные стихи» о Пер­вой мировой войне, в которой уча­ствовали и Клычков, и Блок; позже в сборниках «Сполохи», «Альма­нах муз», «Записки мечтателей», «Северные дни». Осенью 1918 г. Н.Павлович вместе с Клычковым, Есениным, М.Герасимовым написа­ли сценарий «Зовущие зори». Из воспоминаний Н.Павлович «В Мос­ковском Пролеткульте»: «Однажды в литературный отдел Пролеткуль­та пришли два поэта: Сергей Есенин и Сергей Клычков. Последний был похож на стилизованного былинно­го добра молодца. И говорил он не­просто, медленно, с запиночкой, разузоривая свою речь прибаутка­ми; казалось, он подчеркивает, что вот я вроде и темный человек, балакирь, а науку превзошел и Клюева, Белого, Блока и Брюсова знаю, в московском кружке «Свободная эстетика» бывал. Но чувствовалось в нем и что - то простодушное, а главное, уж очень любил он слово как таковое, и вышивал он свою речь этими народными словами, любуясь ими, а не собой, потому что был он поэтом по всему своему душевному складу, даже тогда, когда писал свою прозу» [Летопись жизни и творчества С.А.Есенина, 2008]. Н.Павлович общалась со многими известными талантливыми людьми своего времени: П. Флоренским, В.Брюсовым, после революции - с А.Блоком, о котором она оставила воспоминания и написала мемуары о литературном Петрограде. Была не только поэтом, но и переводчи­ком, критиком, автором произведе­ний для детей, организатором сту­дии стиховедения в Москве на Мол­чановке в 1918 году. О близких вза­имоотношениях Н. Павлович и А. Блока говорит то, что Блок подарил ей «Добротолюбие» в русском пе­реводе (т.1, М., 1883) со своими мно­гочисленными пометами. Вскоре после смерти Блока Н.Павлович выпустила два стихотворных сбор­ника: «Берег» (Пг., Неопалимая ку­пина, 1922), «Золотые ворота» (М.,Костры,1923), которые свиде­тельствовали о продолжении ею традиций А.Блока в русской лири­ке. В начале 20 - х годов Надежда Александровна становится духов­ной дочерью оптинского старца Нектария и уже в наше время спо­собствовала возрождению Оптиной Пустыни, которую посещали мно­гие известные литераторы (Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, братья Киреев­ские, Ф.М.Достоевский, поэт А.Н.­Апухтин, К.Н.Леонтьев, В.С.Соло­вьев, Е.Поселянин и др.). И Есенин не зря мечтал о «голосе из-под камня Оптиной пустыни...»[ Есенин 1920, 33].
Что же общего в духовном пла­не между тремя поэтами: А.Блоком, Н.Павлович и С.Клычковым? Одним из сближающих моментов является признание ими за идеал образа не­бесного града Китежа и вера в эту легенду, умение видеть её воплоще­ние в окружающей действительно­сти. Так, в окрестностях Шахматово есть озеро Бездонное, которое можно сравнить со Святым озером Светлояр, где покоится сказочный град Китеж. В записной книжке 23 июня (именно в эти дни по ст. ст. проходят праздники на озере Светлояре!) 1908 года Блок написал (со слов крестьян): «Ночь на Ивана Купала. Шахматово. В озере под деревней Сергиевской нет дна. Иногда всплывают доски с иност­ранными надписями - обломки ко­раблей. Это - отдушина океана»[ Блок 1965,108]. В критической ста­тье «О лирике» А.Блок, рецензируя первый поэтический сборник Сер­гея Соловьева, отмечает: «Между тем мысль автора «Цветов и лада­на» витает около того «града, обе­щанного религиями», «вместо кото­рого, - по его словам, - человечество выбрало город - реальное». О при­стальном интересе и собственном взгляде на Китеж свидетельствует ещё одна запись после посещения Блоком оперы Н. Римского - Корсакова «Сказание о граде Китеже» (1905): «12 марта 1915. «Китеж» (Мариинский театр) - пузатое кощунство»[ Блок 1965, 258]. Из пись­ма А.Блока матери 21 августа 1916 года: «С поля виднеется Пинск, вро­де града Китежа - приподнятый над туманом - белый собор, красный костел, а посередине - поменьше -семинария.» (Блок 8, 470). В сти­хотворении новохристианского по­эта Н.Клюева «Пловец» (1908 ), по­священном А.Блоку, чудится про­образ «Истинного Града» (по Дан­те), похожего на сказочный Китеж: «И с той поры о дивном крае //То­мится падшая душа.//Ей снятся солнечные стены//Нерукотворных городов,//И в ледяном мерцанье пены//Сиянье чудится венцов.» [Клюев 1990, 27]. Пристальное вни­мание граду Китежу уделяла в сво­ем творчестве и Надежда Павлович. В стихотворении «Русь! Чужая чуженинка...» она уподобляет Русь заповедному Китеж-граду, мечтая пройти по его тропинкам и гореть, не сгорая «там, где Китеж в глуби­нах спит». И, похоже, для поэтессы стала настольной «книга о тихом Китеже-граде», упоминающаяся в одноименном стихотворении [Пав­лович 2001, 505]. Позволим себе предположить, что здесь речь мо­жет идти о поэме Сергея Клычкова «Китежский павлин», которая была объявлена к печати вместе с другой его книгой «Бова» в 1918 году (как раз в это время С.Клычков и Н.Пав­лович тесно общались). К сожале­нию, даже следы этой работы затерялись, хотя о ней упоминает и П.Журов в статье «Две встречи с молодым Клычковым», где расска­зывает об их совместном путеше­ствии к озеру Светлояр в июне 1913 года. По его воспоминаниям, там «рассказывались легенды о китежском звоне...;читали рукописную летопись о граде Китеже.Сергей слушал, смотрел, спрашивал, запо­минал. Раз рано утром он записал на озере сказ о спящей в гробу на городской площади Китежа девуш­ке-красавице. Этот сказ впослед­ствии лег в основу задуманного им романа «Китежский павлин». Во все время пути.[Клычков] много пел. Любимый его репертуар. «Гармоника, гармоника» (Ал. Блок) (Блок, 2, 280), «Я надену черную рубашку» (Н.Клюев) и духовные стихи: «Град пречудный на Восто­ке» и стих о блудном сыне». В со­брании наследников библиофила, старообрядца М.И.Чуванова (1890 - 1988) сохранилась картина, напи­санная С.Клычковым, возможно, во время этого путешествия, с изобра­жением озера Светлояр. После вы­хода в свет романа Клычкова «Са­харный немец» С.Городецкий в письме от 3.03.1925 г.,восторгаясь им, пеняет автору: « Я эти китежи вышвырнул, ты их любишь...» (ф.1684,оп.1, ед.хр.44). «Китежским павлином» называет Клычкова из­вестный литературовед, профессор Н.М.Солнцева. В книге «Китежский павлин» (М., 1992) она отмечает: «Клычкова Китеж притягивал, по­тому что сам он был китежским, потому что поэзия его была - китежским павлином, дивным древ­ним образом, русским воплощени­ем Вселенной, вечной жизни...Павлин, как чудо природы, как священ­ное животное, виделся Сергею Клычкову символом вселенского творческого таинства, сокровенно­го, гордого, как Китеж. Клюев ис­чез - и пава улетела. Пава неудер­жима. Исчез и Китеж, сохранив за собой славу убежища праведников. ...Китежский павлин поэзии и про­зы крестьян улетел...» [Солнцева 1992, 121 -122,422]. В письме Бори­су Садовскому (РГАЛИ, ф.464, оп.1, ед.хр.69) в июле 1912 г. Клычков подмечает: «Вот поэзия: павлин, прекрасный солнечный павлин, рас­пустивший свой жемчужный хвост на грязном дворе.Что было бы, если бы этому павлину выдрать хвост. А ведь, пожалуй, понемногу, понемногу, а выдерут! Умрет пре­красный павлин, смежит павлиньи очи,- роща и земля свернется клу­бочком и укатится с горки прямо...-черту в рот...». Но, как символ ду­ховного возрождения, пролетают весной и осенью журавли над клычковскими Дубровками и блоковским Шахматовым, неся на своих крыльях поэтические души, и звучит серебряно: «В далях, в высях журав­линый// Оклик - берегись!..» [Клычков 2000, 120].
Творческий диалог поэтов продолжается и се­годня на страницах различных ан­тологий Серебряного века, где вновь встречаются символист и ро­мантик Александр Блок с новохристианским романтиком Сергеем Клычковым и православной поэтес­сой Надеждой Павлович.

Литература
1. Блок А.А. Собрание сочине­ний в 8 томах. М. - Л.,1960
2. Журов П.А.Две встречи с молодым Клычковым. //Русская литература, № 2,1971.
3. Клычков С.А. Собрание со­чинений в 2 томах. М., 2000.
4. Путеводитель по фондам Отдела рукописей ИМЛИ РАН. Выпуск 1.М.,2000.
5. Михайлов А.И. Пути разви­тия новокрестьянской поэзии.
6. Справочник - календарь па­мятных дат Серебряного века рус­ской литературы на 2002 - 2011 годы. М., 2002, с.44 (о Н.Павлович).
7. Летопись жизни и творче­ства С.А.Есенина. В пяти томах. М., 2005 - 2008.
8. Блок А.А. Записные книж­ки. М., 1965.
9. Сечинский А.А. Очерк-воспоминания «О родном крае, по­эте - переводчике Клычкове Сергее Антоновиче». Машинопись, фонды МУ «Талдомский районный историко-литературный музей», о.ф. 872.
10. Есенин С.А. Ключи Марии. М., 1920.
11. Клюев Н.А. Песнослов. Петрозаводск, 1990.
12. Клюев Н.А. Сосен перезвон. М.,1912, репринт - М., 2002.
13. Солнцева Н.М. Китежский павлин. М., 1992.
14. Солнцева Н.М. Последний Лель. М., 1993.
15. Павлович Н.А. В сб.Поэзия серебряного века. В 3 т.,т.2. Сост. и коммент. Н.И.Крайневой; биограф. справки об авт. О.Кушлиной. М., 2001,с.497-505,582
16. Павлович Н.А. В Московском Пролеткульте. В сб.:О Есенине. М.,1990,с.262.
Категория: Из книги Т.Хлебянкиной "Притяжение души" | Просмотров: 103 | Добавил: alaz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    Великий Двор война старый Талдом революция Машатин Крылов Пименов Корсаков Собцов голиков Квашенки Павловичи Шаров Доброволец Карманов Экология Дубна юность больница Промсвязь Измайловский хлебокомбинат комсомол Дюков Иванов Красное знамя совхоз Талдом Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова спутник Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников Хлебянкина почта Мэо Алексеев Курочкин Андреев Колобов Местный Парменова Валентинов Брызгалова
    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляется системой uCoz