В отличии oт Вашего корреспондента, приступающего к данным заметкам без ясного представления о том, где доведется «приземлиться», главный герой этого повествования (а вы уже поняли, что это Журавль во всех его ипостасях), хорошо знает, где именно надлежит ему приземлиться после дальнего перелета. Для нашего серого журавля это, как водится, Африка; для художественных работ-участниц Международной выставки детских рисунков в странах Азии — именно эта широчайшая часть суши. Выставка «Журавль — птица мира» организована Индийской рабочей группой по журавлям и водно-болотным угодьям (Нью-Дели), Рабочей группой по журавлям Евразии (Москва), Рабочей группой Сети журавлиных резерватов Северо-Восточной Азии (Токио) под эгидой Международной выставки детских рисунков Международного фонда охраны журавлей (Висконсин, США). Цель акции — мобилизовать природоохранные действия и распространить знания о журавлях и их местообитаниях среди населения азиатских стран. Думается, читателям небезынтересно будет узнать, что специальным международным жюри будут выбраны 20 работ (6 из возрастной группы 7-10 лет и по 7 из возрастных групп 11-14 и 16-18 лет). Эти работы будут выставлены весной 2006 г в Музее департамента Внутренних дел в Вашингтоне, а затем, летом 2006 г. в Международном фонде охраны журавлей в штате Висконсин. Примечательно, что эта акция прямо ориентирована на обмен рисунками детей между странами Азии. Как тут не вспомнить блоковское «Да, скифы мы! Да, азиаты мы!» или довольно успешную балансировку Президента РФ между Европой и Азией. После отбора 20 лучших остальные работы будут разделены на блоки по числу участвующих стран, в каждый из которых войдет по 1-2 рисунка от каждой страны. Эти блоки будут разосланы по странам для организации соответствующих экспозиций на местах. Все участники международной выставки получат грамоты. Авторы 20 лучших работ — специальные призы. Семь конкурсантов (ребята из возрастной группы 15-18 лет) станут посланниками Международного фонда охраны журавлей и соберутся в одной из азиатских стран, где требуется поддержка охраны журавлей и их местообитаний. Предположительно в 2006-2007 гг. таким местом будет Национальный парк Кеопадео в Индии, где гнездится индийский журавль и ранее зимовал стерх. В инструкции по предоставлению рисунков есть, на мой взгляд, весьма примечательная строка: «Каждый школьник или студент представляет одну работу». Не каждый, а лишь тот, кто пожелал участвовать в выставке. Но какова мера ответственности!!! 20 лучших произведений станут собственностью Международного фонда охраны журавлей, а некоторые из них — частью постоянной выставки детских рисунков, другие будут использованы в образовательных и пропагандистких целях. Журавль... И отчего так запал он в душу целых стран? Отчего врезалась клинопись журавлиных стай в сознание целых народов? Отчего стал он живым мифом, символом? В Древнем Египте, к примеру, выбор животного в качестве символа был обусловлен глубоким знанием жизни этого существа, его жизненно важных характеристик, привычек, его метаболизма, детородных функций, «брачных танцев» (и времени брачного сезона иной раз с точностью до одного дня). «Я тот Феникс, что пребывает у Гелиополя!.. Что же это?.. Это — вечность и непрерывность...» (Тексты Пирамид.) Быть может, речь именно о сером журавле, чьё символическое изображение, ставшее гербом района, читатели нашей газеты видят справа oт названия «Заря», который и прилетает регулярно в дельту Нила, чтобы через несколько месяцев — к назначенному Природой сроку! — вернуться на свою Журавлиную родину, к нашей, талдомской, «вечности болот»!? Тот случай, когда оргкомитету в составе представителей отдела по делам молодежи, комитета по народному образованию, комитета по культуре и спорту, администрации особо охраняемых природных территорий не пришлось проявлять больших усилий для привлечения к мероприятию всех, кто так или иначе имеет отношение к детскому творчеству в районе. Потому что это было не мероприятие, это был самый настоящий отклик души. При этом я нисколько не умаляю активнейшей и скрупулезной деятельности всех членов оргкомитета под председательством зам. главы администрации района Е.Страховой, ибо присутствовал при самом сложном (хотя и самом приятном) этапе районного конкурса — отборе лучших из лучших. По Положению, на конкурс могли быть представлены художественные работы, выполненные самыми разными способами (предпочтение, правда, отдавалось работам, выполненным в плоскостном измерении, для удобства их пересылки). Рисунки, представленные на районный конкурс, были выполнены в технике туши, гуаши, масла, карандаша, акварели, флористики, батика, выцарапывания по воску, а также росписи по керамике (тарелка) и паковой росписи по дереву (матрешка). Около 170 работ — и столько в них сердца, таланта! И мастерства — в ряде случаев вполне профессионального. Национальному координатору (внушительно звучит, согласитесь) предстоит переслать тщательно отобранные работы Гопи Сундару — Главному координатору (ещё внушительнее!) Индийской группы по журавлям и водно-болотным угодьям к 7 марта 2006 года. ...Выше я сказал об отборе наилучших произведений как о самом приятном этапе конкурса. Наверное, это не так. Самый приятный, самый радостный этап конкурсного действа — в самом процессе творчества, в утверждении каждым конкурсантом собственной, глубоко личной правды о Журавле, совершенно реальном ли, сказочном,— воплощении того образа прекрасной птицы, который сложился в юном воображении. И еще я должен сделать одну важную (покаянную) оговорку. Тот энтузиазм, та органичность, которые столь явно сопутствовали районной части большого международного конкурса, не просто некое небесное благословение, но результат — не побоюсь этих слов — серьезной идеологической работы. Да-да, целенаправленной, усилившейся в последнее время идеологической работы с молодёжью района по воспитанию любви к своей малой родине, неотъемлемой, а может быть, и сущностной частью которой является Журавль. Новым поколениям возвращается столь важное чувство человеческой причастности к судьбе журавля; стало массовым праздником ежегодное засеивание в нашем районе «Журавлиного поля» (и ритуал, и реальная подкормка), олицетворяющего кровную связь с родной землей. Исполнение долга перед нею. ...Теперь некоторые совсем свежие впечатления из конференц-зала талдомской районной администрации, предоставленного на некоторое время для отбора лучших конкурсных работ, и, вполне естественно, превратившегося в вернисаж. Ищу знакомые имена... Но они сами находят меня — вот что значит творческий почерк! Притягивает к себе картина, на которой три журавля, притягивает какой-то прозрачностью, чистотой мазка, идеальной, я бы сказал, композицией. Ну, точно, это Сергей Горшков! Это он занял второе место в номинации «Станковая живопись» и второе место в номинации «Паковая миниатюра» нынешней весной, на традиционном областном конкурсе профессионального мастерства среди воспитанников училищ и колледжей. — Что, здорово? — подходит к предмету моего любования начальник отдела по делам молодежи Наталья Юрьевна Гологуз. — Да, черт возьми... Слияние алгебры с гармонией... — Алгебра и сама по себе — красота. Но здесь... Вы правы, хотя я бы говорила о геометрии... (Сей диалог становится понятней, если учесть, что моя собеседница — математик по образованию). ...И почему журавли чаще навевают грустные, ностальгические ассоциации, вызывают чувство невосполнимой утраты? «И журавли, печально пролетая...» (Есенин), «Здесь, под небом чужим, я, как гость нежеланный./Слышу крик журавлей, улетающих вдаль... /Не рыдайте же вы надо мной, журавли!» — кто-то из белоэмигрантов застрелился под эту песню Петра Лещенко в одном из ресторанов Бессарабии... Румынской песней более позднего времени (с синкопами и скрипками, разумеется) отозвалось много позже: Ранним утром крик печальный Снова слышу я вдали... Мне привет свой шлют прощальный В хмуром небе журавли. «Летят журавли» — название одного из пронзительнейших фильмов о войне. Но фильм был снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» — улавливаете несколько иную тональность? Да и у Сергея Клычкова, которого не заподозришь в безоглядном оптимизме, о журавлях — светлее, победней: Милей, милей мне славы Простор родных полей, И вешний гул дубравы, И крики журавлей.
Дубравна идет, а за нею Венцами летят журавли. Под ноги ее, зеленея, Поляны, долины легли. Хотя есть и такое: ...Земля сошлась, знать, клином, К этим вырубкам, долинам, Над которыми поник Журавлиный крик.
Характерно однако светлое, мажорное восприятие журавля большинством конкурсантов. Это и уже упоминавшееся журавлиное «трио» Сергея Горшкова, и обаятельная «Мама» Татьяны Клещевой (тоже Вербилковское ПУ-79): где подглядела или интуитивно «вычислила» девушка настороженно-горделивую позу «журавлиной мамы», возвышающейся над своим сокровищем — единственным в кладке яйцом, но зримо составляющей с ним одно целое. Эта и солнечная «Журавлиная песня» Дины Байметдиновой (ПУ-79), и колоритный «Танец журавля» Юлии Федоренко (Запрудненская школа искусств) и замечательные акварели второкурсниц Колледжа декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Екатерины Савельевой, Любови Федоричевой, Марии Кормихиной... Есть и тревожно-мистические работы. Смутное волнение вызывает какое-то «чертухинское» кружение — будто леший вспугнл! — большой группы журавлей на картине Льва Рукавишникова «На болоте» (ПУ-79). Восьмиклассник Темповской средней школы Александр Горбунов назвал свою работу «Журавлиная Русь». Его громадный — во весь лист — черно-белый журавль стоит одиноко, запрокинув отяжелевшую голову, выпятив грудь, из которой готов вырваться мощный вещий клекот... полная луна, темная вода. Силуэт часовни... К сожалению, эта работа не попала в число отобранных для Национального координатора. Профессиональному жюри, конечно, виднее. Из списка изделий учащихся ПУ-79 п.Вербилки, представленных на районный конкурс, четыре уже названных мною вошли в число победителей и отправятся в дальний полет . Остальные девять, т.е. все без исключения, стали лауреатами районного конкурса. Не менее высок конкурсный рейтинг колледжа ДПИ и НП. Прекрасные акварели, о которых я упомянул, «полетят» вслед за вербилковскими творениями. Вполне заслуженная и славная судьба ждет многих других лауреатов районного конкурса — впереди районная, а может быть, и другие выставки; тарелки и прелестную матрешку (снова ПУ-79) ожидает, к примеру, престижная выставка в Москве, на «Крокус-Экспо». ...Всеми было замечено активнейшее участие в конкурсе всех без исключения учебных заведений района, не говоря уже о художественных. С особым удовлетворением хочется отметить участие в акции социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, детского дома, коррекционной школы, объединения «Юный художник» Дома детского творчества («Чародеи»), кстати говоря сразу две девушки из этого объединения — Ульяна Мойсюк и Юлия Жарова — преподнесли жюри настоящий подарок: их работы уверенно встроились в «журавлиный клин», которому предстоит дальний перелет. С досадой и даже негодованием сознаю, что не сказал в этих заметках об очень важном, о многих других поразивших мое воображение работах — таких, например, как картина Игоря Морозова «В теплые страны», выполненная из сухих листьев, лепестков, веточек, соломки (лицей «Школа искусств»), или о «Журавлином семействе» третьеклассницы из Запрудни (ДШИ) Ксюши Гринченко, создавшей совершенно чудное произведение, украшенное нежнейшими перышками... Не нашлось места, к сожалению, и для очень нужных теплых слов в адрес педагогов, наставников юных художников. Надеюсь восполнить этот серьезный пробел в одной из последующих публикаций на эту тему; наш долг держать полет районного «Журавля» в поле зрения — я имею в виду собирательный образ птицы, отправляемый совсем не инопланетянам... ...Романтический, сентиментальный, меланхолический образ — не запретишь ему быть. Он по-своему обогащает палитру нашей души. Но да будет журавль — и ныне и присно — добрым, вдохновляющим символом фениксового возрождения, вечного возвращения, хранимым не только памятью, но и роскошными болотами земли Русской, Землею вообще, природой и нами, как наиболее сознательной (?) ее частью, живым символом, хранимым во всей его красоте!
В. ГУРОВ. (Наш корр.) |