В школу рабочей молодежи меня привело любопытство. Что там, в деревянном двухэтажном доме, у подъезда которого по вечерам стоят молодые люди? Как-то остановился, прислушался. Говорят о предстоящей трудной контрольной работе и о маленькой прогрессивке, сетуют на строгость классного руководителя и сменного мастера или бригадира... И вот, сижу в теплой ярко освещенной учительской и слушаю сразу троих учителей. К директору В. Ваньковой присоединились заведующая учебной частью В. Коршунова и учитель истории С. Румянцева. Педагоги увлеченно рассказывали о работе своей вечерней школы. Ее полное название звучит впечатляюще — Талдомская вечерняя сменная средняя общеобразовательная школа. Педагогический коллектив небольшой, но сплоченный. Всего десять человек, из них трое работают в поселке Вербилки, в учебном консультационном пункте — отделении Талдомской вечерней школы. В свое время закончили многие советские и хозяйственные руководители эту «вечорку». К сожалению, сегодняшний день школы рабочей молодежи оставляет желать лучшего. Во-первых, изменился состав учащихся. Говоря научным языком, снизился возрастной ценз школьников. Если раньше в вечерней школе в основном учились люди солидные, имеющие немалый трудовой стаж (вспомните кинофильм «Доживем до понедельника»), то сейчас приходят и подростки. Пришлось создавать девятый класс помимо десятого, одиннадцатого и двенадцатого. Обычные средние школы удивительно легко расстаются в последнее время с «трудными» подростками. Создается впечатление, что школа рабочей молодежи обязана доучивать и давать образование «ненужным» в дневных средних школах. Во-вторых, сказывается, мягко говоря, несовершенство многих наших законов. Сейчас школу посещают около 240 учеников, но будь их на десяток больше — можно было бы расширить штатное расписание сотрудников. Сразу бы нашлось место завхозу, библиотекарю... И, в-третьих, усложнение обучения и воспитания. Специфика вечерней школы отличается от условий работы дневной. Начинать порой приходится с азов, чуть ли не с таблицы умножения... А между тем вечерняя школа в идеале — это школа будущего. Имеется в виду очно-заочная форма обучения. Даже столичные школы к ней только подходят. Форма обучения в зависимости от желания и возможностей учеников — здорово! Заочная форма обуче¬ния проводится в виде консультаций с девяти часов утра и до тринадцати дня по средам и пятницам. Зачетный день — понедельник. Кроме необычной структуры, широко используют в вечерней школе стимул материальной заинтересованности. Учащимся в школе рабочей молодежи предоставляют 36 льготных дней, которые стопроцентно оплачиваются. Только есть маленькое «но»: если заочник прогуляет три-четыре дня в месяц, он не получит «финансовую справку», и предприятие ему не оплатит эти дни. На сдачу экзаменов в девятом классе дается восемь рабочих дней, в двенадцатом — двадцать дней. По желанию позволяется прибавить к этим дням очередной отпуск. Я познакомился с ребятами, учащимися десятых и одиннадцатых классов. Олег Малыгин и Сергей Гуляев трудятся на Талдомской обувной фабрике. После учебы в вечерней школе и службы в армии планируют стать водителями. А вот Роман Виноградов с завода «Промсвязь» собирается перейти на работу в кооператив. С удовольствием занимаются ученики десятого класса П. Серов, А. Иванов, одиннадцатиклассники Н. Чернобаевская, А. Зимин, А. Медведев. Как говорили на одном родительском собрании в вечерней школе: «Учеба в школе рабочей молодежи повышает чувство собственного достоинства».