— На древних картах, — говорит Владимир Яковлевич, — я нашел несколько иное написание этого селения: Турусово, которое можно расшифровать как «Тут Русь». Я убежден, что древняя Русь начиналась именно здесь, с реки Дубны... ...За рекой, в неприметной деревушке, некогда носившей громкое имя «село Троицкое, что в Вязниках», осиротевшая и разоренная в годы бездуховности, тихо дремала в этот час церковь, с некоторых пор ставшая главной заботой Владимира Яковлевича. Учитель и краевед, он решил восстановить храм, глубоко убежденный в том, что возрождение культурного наследия — это как раз то, чего так не хватает землякам. — Давай войдем в любую избу, спросим у людей их мнение... Так мы, непрошеные, оказались в доме 82-летней Анны Ивановны Тыртовой. — Церковь наша, — стала рассказывать она, — была красивая: в Москве такой не сыщешь. К храму сходилось несколько дорог, шли сюда люди из деревень Пригары, Растовцы, Тарусово, Сорокино, Попадино, Гусенки, Корешево, Бобылино, Вотря. Хорошо помню одного из последних наших священников — отца Сергия. Уважали мы батюшку за внимание к людям. Анна Ивановна сокрушенно вздыхает: «Закрыли полвека назад нашу церковь, постарались атеисты... Вот теперь, кажется, одумались. Да и то не все. У нас в народе сказывают: «Какой-то учитель — Гусихин — молодец!» Я спешу познакомить хозяйку дома с Владимиром Яковлевичем. Та горячо трясет ему руку, интересуется ходом восстановления храма. Гусихин, как и положено, «отчитывается перед народом»: уже заготовлены лес, кровельное железо, тес. Собрано у населения 7 тысяч рублей... Потом по влажной стежке мы идем к Пелагее Васильевне Храбровой, давней хранительнице одной из икон Троицкой церкви, припрятавшей святыню в пору черного разора. По пути встречаем двух тарусовских жителей — хороших знакомых Владимира Яковлевича по реставрационным работам. Гусихин приглашает Алексея Сергеевича Марасева и Юрия Алексеевича Храброва принять участие в предстоящем воскреснике. Оба соглашаются прийти, захватив топоры. Пелагея Васильевна старше А. Тыртовой на два года. Но старушка бодрая. Приглашает в избу, а в ней во весь красный угол — захватывающая дух икона святого Феодосия. — После закрытия церкви, — рассказала она, — безбожники озорничали страшно, иконы и утварь выбрасывали в Дубну. Тогда люди стали спасать, что сохранилось, выкупать святыни из грабительских рук... Пелагее Васильевне икона святого Феодосия обошлась в бутылку водки, купленную в местном сельпо. В доме заведующей Тарусовским клубом Раисы Александровны Ореховой тесно от наехавших гостей. К сожалению, мы, культработники, — говорит она, — не смогли заполнить тот духовный вакуум, который образовался в окрестных деревнях после закрытия церкви. Ушла религия, зато пришли пьянство и сквернословие. Молодежь стала разъезжаться, забывая добрые традиции, оставляя землю и могилы дедов. Нарушилось извечное равновесие сельской жизни. Порой и хотелось бы сделать шаги к возрождению, а не с кем... — Задумали мы с Владимиром Яковлевичем, — продолжает Раиса Александровна, — сделать в клубе стенд об истории Тарусова и Корсаковского имения. Думаю привлечь к этой работе Марию Федоровну Кузнецову — она в годы войны была председателем местного колхоза. Попрошу Клавдию Семеновну Кукушкину, Анну Ивановну Тыртову... Владимир Серафимович Лаптев, сосед Ореховых, проводил нас в дом, показал чудесную икону Иверской Божьей матери из Троицкого храма. «Когда потребуется, — не многословно сказал он, — забирайте. Не нужна ли какая помощь на ремонте церкви?» В. Гусихин в типично русской избе Лаптевых нe впервые. Он знавал Ирину Андреевну, последнего старосту Троицкого храма, а теперь ведет меня на ее могилу. ...По дорожке, навстречу нам, идет уже немолодая женщина — Нина Михайловна Дмитриева. Она пришла из Глинок, чтобы помочь при расчистке храма, но работы, оказывается, назначены на завтра. Разговор заходит об общественной ценности этих мест. Здесь, в частности, могила Семена Николаевича Корсакова, либерала и просветителя, отца М. С. Корсакова — исследователя, ученого, генерал-губернатора Восточной Сибири. Неподалеку от храма, по преданию, покоится прах Дмитрия Сергеевича Норова, брата декабриста... Под полуразрушенными сводами церкви уже нет многометровой толщи мусора. Из недели в неделю немолодые женщины, в том числе Нина Михайловна Дмитриева. Екатерина Павловна Исламова и другие, приезжали сюда, чтобы расчистить пол, выложенный чудесными голубыми изразцами. Сейчас церковь полностью подготовлена к профессиональным реставрационным работам. Строительный кооператив из Запрудни скоро начнет восстановление крыши над зимней половиной церкви. Ведется поиск специалистов для восстановления сводчатой кладки. Разговор прерывается от легкого шума у входа в храм. В дверях стоит старая женщина. Знакомимся: Клавдия Петровна Платонова, местная уроженка, с 1912 года живущая в Москве. Приехала погостить к племяннице в Тарусово. Для своих 92 лет выглядит очень хорошо. С тайной надеждой Владимир Яковлевич задает Клавдии Петровне вопрос, который он всегда адресует старым людям: «Не помните ли священника Льва Ивановича Крылова?» На этот раз удача! «Лев Иванович, — отвечает К. Платонова, — был очень добрым человеком: на религиозные праздники за свой счет покупал чай и сахар и раздавал их бедным. С неимущих никогда не брал платы за отправление религиозных обрядов». Гусихин обращает ко мне полные радости глаза: «Ты догадываешься, кто этот Крылов? Можно сказать, наш коллега, учитель, краевед. Лев Иванович уехал из Троицкой церкви в Тверь примерно в 1908 году. Им изданы, по крайней мере, четыре обнаруженные мной в столичных библиотеках и музеях исторические книги — «Село Троицкое, что в Вязниках», «Семейный архив дворян Беловых Осташковского уезда», «Город Красный Холм», «История церквей и монастырей Калязинского уезда Тверской губернии». ...Огромные вязы поют над нашими головами многовековую песнь. Здесь отчетливо осознаешь: пробуждается наша земля после затянувшейся духовной спячки. Появились на Руси новые подвижники. Помочь бы им властям районным и сельским и рублем, и стройматериалами, и техникой, поскольку время не ждет, надо спешить с возрождением глубинной России. В. ПАНОВ. (Наш корр.). |