ВЕРШИНЫ ПРАДЕРЕВА, или Третье следствие «Теории графов»
Передо мной объёмистая книга в твёрдом зелёном переплёте: «Кашинский генеалогический сборник», недавно подаренная Центральной районной межпоселенческой библиотеке Юрием Батуриным - одним из авторов названого издания, выпущенного в 2008 году московским издательством ИКАР. Быстро нахожу статью, озаглавленную знакомым именем «Градовы». И сразу обнаруживаю целых три эпиграфа. Первые два представляют собой строки из произведений Салтыкова-Щедрина, подмечающие характерные черты сельского священника своего времени. Третий же представляет собой не такую уж простую задачку для закоренелых, вроде меня, гуманитариев. Тщетно - хоть и с помощью всезнающего Интернета - пытаюсь прояснить для себя смысл утверждения: «Пусть T - прадерево с корнем Vo, которое содержит все вершины, достижимые из Vo. Тогда лес F для любой вершины V прадерева содержит в качестве подграфа, по крайней мере одно максимальное дерево кратчайших расстояний относительно Vo. (Теория графов)».
Остаётся положиться на авторитет Лётчика-космонавта, Героя России, профессора МГУ Юрия Николаевича Батурина: уж он-то наверняка знает, о чем говорит! Дальше - легче. Достаточно строгие, но всё же не математические выкладки, переходящие в живое взволнованное повествование об истории рода Градовых и связанных с ним родов. «Фамилия Градов, - пишет он, - происходит от названия села Градницы. «Градница» - термин деревянного крепостного зодчества, означающий «укрепление», «башня». Село Градницы близ Бежецка сегодня достаточно широко известно поклонникам Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Если Талдом - священническая вотчина Белюстиных с начала XVIII в., то с 1785 г. деревня Хотча - родовое гнездо той ветви Белюстиных, к которой принадлежит автор настоящей статьи. ...Лев Иванович Белюстин (1763-1811) - дъякон деревни Хотча Калязинского уезда в 1785¬1811 годах. Его сын Фёдор Львович (1795-1848) даже получил в Тверской духовной семинарии по названию деревни фамилию Хотчинский, которую продолжали носить и его дочери - Александра Фёдоровна, Вера Фёдоровна и Софья Фёдоровна Хотчинские, в то время как сыновья - Василий, Алексей Дмитрий и Михаил вернули себе фамилию Белюстины. Дочь Василия Белюстина Мария Васильевна вышла замуж за Илью Ивановича Плетнёва, сначала священника погоста Воскресенского при Хотче, а затем первого священника деревни Хотча. В 1910 г после смерти Ильи Плетнёва его сменил Николай Иванович Градов, священник дер. Хотча с 1903 года. Род Градовых пока исследован лишь с конца XVII века, в то время как связанные с ним роды Белюстиных, и Морошкиных - примерно со второй половины XVII века, а Новосёловых - с середины XVIII века. В исследовании, в соответствии с замыслом статьи, в качестве основной принята линия Градовых, с которой связаны три корневых линии. Генеалогическая цепочка в целом охватывает 12 поколений более чем за три с половиной века. Николай Иванович Градов (1867-1919) после окончания в 1890 году Тверской духовной семинарии по второму разряду работал учителем рисования, чистописания и церковного пения в штатных классах Бежецкого духовного училища. Обвенчался с Марией Леонтьевной Котовой 6 октября 1897 года. Перед свадьбой, в сентябре 1897 г. написал прошение об определении во священники церкви села Погост Высокий Осташковского уезда. 14 января 1903 г. перемещен в с. Воскресенское, что на Хотче Калязинского уезда». Любопытна - авторская ремарка: «Одной из административно-территориальных единиц Кашинского уезда был Ходченский стан. «Ходча» от корня «ход». У писателя С. А. Клычкова, родившегося в деревне Дубровки в полутора верстах от Талдома, в романе «Сахарный немец» (1925 г.) фигурирует рыжий дьякон с Николы-на Ходче. ) Храм Воскресения Христова, в котором служил Николай Иванович, был построен в 1774 году на средства прихожан - помещичьих крестьян. В 1828 году он был расширен Ольгой Михайловной Салтыковой (Забелиной), матерью будущего писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина». Многозначительна приводимая Ю. Градовым небольшая выдержка из воспоминаний дочери Н. Н. Градова Веры Николаевны: «При мне у нас в зале богатый прихожанин заказывал папе литургию, они обсуждали, какую музыку исполнять - решено было Бортнянского...» Выбор, говорящий не только о хорошем вкусе заказчика, но и о высоком музыкальном, культурном уровне священника. Сын его Николай Николаевич Градов (1900 - 1967) был женат на бабушке автора статьи Анастасии Васильевне Белюстиной (1901 -1973). В 1928 году его назначили инспектором школ первой ступени Талдомского уездного отдела народного образования. Семья Градовых поселилась в «Ермолинском доме» - господском доме Ольги Михайловны Салтыковой, перевезённом из деревенской усадьбы в Талдом. Он состоял из основного двухэтажного дома двадцатью окнами по фасаду и двух флигелей с балконами. Впоследствии сын Николая Николаевича - Юрий Градов, дипломат, китаист, опишет житьё-бытьё в этом «доме-корабле», «доме-ковчеге», где впоследствии размещались военкомат, учебные мастерские. Много лет (с «перерывом» на войну) Николай Николаевич Градов руководил Вербилковской школой, был награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак Почёта и медалями за освобождение Сталинграда и Крыма. Будущий Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса, Лётчик-космонавт, Герой России Юрий Батурин учился когда-то в Вербилковской школе. Он и теперь поддерживает тесные связи с Талдомским районом, с которым этого знаменитого ныне человека связывают добрые и яркие воспоминания. Помню выставку его фоторабот, привезенную из космической командировки прямо к нам, в Талдом. На снимках - наша голубая планета, глубины Вселенной, у которой, кстати говоря, тоже отличная память - реликтовое излучение. «Пытаюсь сделать фотографию по мотивам Эшера «Три мира», где в зеркале воды (мир поверхности) отражаются два других - наземный и подводный. В установленном на крышке иллюминатора зеркальце, маленьком, как фотография, видны и космос, и земной закат; космос и станция, её батареи, в которых, в свою очередь, отражается солнечный свет. Но эта зеркальная поверхность искусственна, она - символ техники. А вот как заглянуть в зеркало вселенной? У Борхеса есть мысль о том, как личность становится личностью благодаря памяти так же, как и вселенная - то зеркало, в котором отражаются судьбы и история». В «Кашинском генеалогическом сборнике» Юрий Михайлович воскрешает память своего рода, память России, память Подмосковья. Вообще-то это у них фамильное. Помнятся особо драгоценные для нашего края рукописные воспоминания дяди Юрия Михайловича Батурина - бывшего дипломата Юрия Николаевича Градова, подаренные Талдомскому историко-литературному музею, книги этого замечательного человека, выпущенные в последние годы. А недавно в районной библиотеке появилась и долгожданная книга воспоминаний матери Юрия Батурина - Натальи Градовой «Я была не одна», вышедшая в Москве в нынешнем году. Эта книга - настоящий человеческий документ, который содержит уникальные сведения об эпохе и наших земляках. То ли из великого уважения к автору сих «отечественных записок», то ли из природной любознательности, я всё-таки попробовал проникнуть в теорию графов. Сам подивился и с вами хочу поделиться, что третье следствие из третьей её теоремы гласит: «Число всех людей, когда-либо пожавших руку другим людям нечётное число раз, является чётным». Думаю, не нарушим это правило, пожимая Вам, Юрий Михайлович, руку. За благородный пример бережного, трепетного отношения к «прадереву с корнем Vо, которое содержит все вершины, достижимые из Vо».
Евгений ГУРОВ |
Категория: История района | Добавил: alaz (30.11.2014)
|
Просмотров: 1227
| Рейтинг: 0.0/0 |
|