Если бы в эти дни Владимир Викторович Андреев пришел в музей, то прямо с порога его бы встретили... прадед с прабабушкой: Точнее, картина, написанная маслом по фанере, на которой на фоне дома № 13 по улице Высочковской изображены в рост его хозяева Тимофей Моисеевич и Анна Егоровна Андреевы. Дом щедро изукрашен резьбой, а хозяйка держит под руку супруга, сам же хозяин держит под уздцы лошадь: во время нэпа семья жила извозом, держала около одиннадцати лошадей. Все: дом, хозяин, лошади — выписано сочно, крупно. Размеры работы позволяют это сделать: полтора метра в длину, более метра в высоту. Автор картины не известен, но, по всей видимости, «не талдомский». Наверное, это был какой-то благожелатель, иначе бы он не попал в дом, где придерживались строгого уклада жизни. Выполнена работа в 1926 году, о чем говорит надпись в правом нижнем углу. Дом имел обширный двор, что позволяло хранить полученный на станции товар, кожье. И развозить по надобности купцам. Молва сохранила, что «дед Тимоня» был человеком честным, компаньоны на слово доверяли ему прием и передачу товара. У Анны и Тимофея было девять детей: Дмитрий (погиб на фронте). Петр (жил в Москве), Иван (умер восемнадцати лет), Анастасия (жила в Талдоме), Поля (жила в Москве), Тамара (жила под Дмитровой), Антонина (жила в Талдоме), Мария (жила в Кимрах). Время немилосердно к людским жизням: всех их уже нет. Но остались внуки и правнуки «героев» картины. Живут они сейчас в Кимрах, под Дмитровом, в Москве и Запорожье. А в Талдоме на бывшей Высочковской (ныне улица Пришвина) в доме 23 живет внучка «деда Тимони и бабы Анны» Зоя Васильевна Никитина. А чуть ближе к Высочкам правнук Владимир Андреев с тремя сыновьями выстроил двухэтажный красного кирпича особняк. Стали мы с Зоей Васильевной подсчитывать, сколько домов семья Андреевых построила в нашем городе. Оказывается, дом № 13, что на картине, ставили Андреевы для себя (в 1930 году он сгорел). Поставили на этом месте другой. Дом № 23, где живет внучка, покупали для сына Василия. Сруб потом достраивали. Дом заботливо поддерживался всеми поколениями. Дом № 14 по той же улице Пришвина отец выстроил для дочери Настасьи. У Анастасии было двое детей. Сын погиб в войну. А у дочери Лидии родились два сына. За одного из них — Валерия Матвеевича Шлихунова и вышла замуж Галина Михайловна. Ей-то и досталась картина в наследство. Выходит, Галина Михайловна — четвертое поколение Андреевых, если вести счет от «картинных героев». Эта живописная картина десятилетия висела на террасе. Зажатая в тесном пространстве, с осыпающейся краской, она мало кого интересовала, кроме родственников. Когда же картина «поселилась» в музее, она задышала, ожила. Рассказывают, что семья жила зажиточно. В доме была людская. Сам хозяин работал много. Был резок и с детьми, и с женой. Жена никогда не работала. Растила детей, топила печь... Нанимала семья прачку, и та стирала на семью по пять дней на неделе. Всем детям досталась та же доля, что уготовило время. Заводили семьи. Рано умирали. Воевали, защищая страну от немцев. Внучка Тимофея и Анны Зоя Васильевна Никитина шестнадцати с половиной лет вместе с Анной Докаловой и Дусей Клычковой из Дубровок, Ниной Скобелевой, Зиной Слезкиной и Ниной Ануфриевой из Талдома, Ниной Коршуновой из Квашонок всю войну проходили в ботинках на деревянном ходу: меняли рельсы и шпалы на железной дороге. А дорога эта протянулась для девушек от Курского вокзала Москвы до Котласа, Шуи, Кирова. Когда пришла долгожданная победа, девочки решили бежать домой, но им объявили: «Пока солдат не демобилизуют, вас не отпустят...» Недавно Галина Михайловна Шлихунова передала картину городу в дар. И ее внучка Настя и племянница Маша побежали в музей. После осмотра музея девочки спросили: «А кто это на картине?». Что я могла им ответить? Что вы, москвички, корнями талдомские. В шестом поколении предков вы Андреевы. А дом, в который приезжаете летом на отдых, в начале века выстроил «дед Тимоня». Вот так из истории одного музейного предмета узнали мы о шести поколениях Андреевых, которые живут на улице Пришвина и по сей день. Я прошу талдомчан хранить свои семейные реликвии.
Т. МАМЕДОВА. ст. научный сотрудник Талдомского музея. |