Было это ровно тридцать лет назад. Жаркий щедрый август 1935 года еще ничем не напоминал о приближавшейся осени. В полях зрели тучные хлеба. В знойном небе звенели жаворонки, и было как-то по-особенному хорошо. Хорошо потому, что можно было обдумать, взвесить случившееся, помечтать о будущем... Аня рано осиротела. Учиться в школе материально было трудно, но учиться ей нравилось. Больше того, в девочке где-то до поры до времени зрела неосознанная необходимость не только учиться самой, но и нести людям знания, быть полезной для них. Может быть, и не суждено было бы раскрыться в Анне Александровне Ляльковой этому замечательному стремлению и, как будущее покажет, дарованию, если бы не случай. Любимая учительница Ани, Софья Ивановна Грандицкая, завуч Запрудненской школы, посоветовавшись с директором, предложила девушке работать в школе. Одна из лучших, по-настоящему способных учениц, она как нельзя кстати подходила в тот далекий 1935 год, когда в стране не хватало учителей, к этой благородной, но трудной профессии. Никогда не забыть Анне Александровне того момента, когда она впервые вошла в класс, своего первого урока, того волнения, которое охватило молоденькую шестнадцатилетнюю девушку при виде двадцати шести пар любопытных ребячьих глаз, внимательно и с интересом изучавших ее. Шло время. Совмещая работу с учебой в педагогическом училище, Анна Александровна не заметила, как пролетели годы. Но, странное дело, работа не приедалась, не становилась чем-то привычным, обыденным. С каждым годом открывала Анна Александровна в своих учениках что-то новое, порою неожиданное; учила их быть честными, справедливыми, влияла на них собственным примером, взглядом на жизнь. Словом, формировала характеры своих питомцев. Мелькали годы . Подрастали ученики, заканчивали школу и уходили в большую жизнь строить, покорять, достигать намеченные цели. И теперь уже Анна Александровна не могла себя представить иной, в отрыве от этой школьной среды, без тех, кто теперь в ней нуждался—без ребят. А они не забывали своей учительницы. Писали письма, если уезжали из поселка, просили совета, и сами в любую минуту готовы были придти на помощь ей. Суровые годы Великой Отечественной войны оставили в жизни Анны Александровны неизгладимый след. Занятия в школе проходили в напряженной обстановке. Дети голодали. Где-то совсем рядом проходил фронт. Но уроки в школе по-прежнему продолжались. Мальчишки и девчонки по-своему, своей учебой, старались быть достойными своих отцов, сражавшихся с ненавистным врагом. К декабрю фронт настолько приблизился, что школу пришлось закрыть. В условиях прифронтовой полосы школу решено было приспособить под лазарет. Исцарапанные осколками санитарные машины привозили сюда раненых бойцов и офицеров, и вновь, надрывно хрипя моторами, катили туда, где шла битва за честь и гордость всего советского народа — за Москву. В эти тяжелые дни Анна Александровна сменила строгое платье учительницы па белоснежный халат. Она ухаживала за ранеными, меняла бинты, топила печи, чтобы бойцы не мерзли в морозные дни этого трудного 1941 года. После разгрома немцев под Москвой жизнь в Запрудне постепенно нормализовалась, открыли школу. Занятия начинались в восемь тридцать. Анна Александровна вставала рано. На улице было еще темно. Она бежала в школу. В дни дежурства учителя сами топили печи. Ребята, посиневшие в плохой одежонке и обуви, приходили заниматься в тепло. В эту зиму трудно было всем: и ученикам, и самой учительнице. Но, внимательно присматриваясь к своим ребятам, Анна Александровна верила, что, несмотря на все те беды и горе, которые принесла война, эти мальчишки и девчонки еще будут по-настоящему счастливы. Нуждавшимся она старалась помочь, подбодрить, все сделать для того, чтобы дети нормально учились. И благодарные ученики не забыли этого... Последние десять лет Анна Александровна работает без второгодников. За эти годы 380 ученикам и ученицам дала она прочные знания. Из этого числа 37 человек окончили начальные классы на «отлично», а 158 — на «4» и «5». Дирекция Запрудненской средней школы выдвинула Анну Александровну Лялькову завучем начальных классов. Как руководитель, А. А. Лялькова оказывает большое влияние на педагогический коллектив, который за последнее время добился значительных успехов. Взрослые часто с чувством любви и признательности вспоминают своего первого учителя. Сотни запрудненцев и тех. кто уехал из поселка в разные концы Советского Союза, бывшие мальчишки и девчонки в своих сердцах хранят благодарную память о своей первой учительнице, той, которая научила их любить правду, Родину, труд. ...Вчера коллектив Запрудненской средней школы торжественно отметил тридцатилетие педагогической деятельности Анны Александровны Ляльковой. Я думаю, что выражу общее мнение жителей поселка, коллектива завода, бывших учеников Анны Александровны, если через газету поздравлю ее с юбилеем, пожелаю дальнейших успехов в ее благородной деятельности.
Б. ПАНОВ. |