Тамара Васильевна Ильина — учительница русского языка и литературы Талдомской средней школы №3. Она — коренная талдомчанка, здесь окончила школу на улице Орлова, но потом вместе с мужем, офицером-подводником, жила и работала в Санкт-Петербурге и в Феодосии. Когда приехали с Украины в Талдом, оказалось, что нет гражданства ни у нее, ни у двух дочерей. Пришлось долго доказывать, что они подлинные гражданки России, все корни их — талдомские. Когда пришла устраиваться на работу в третью школу, ей предложили участвовать в эксперименте: обучать детей от первого класса до выпуска в одиннадцатом, чтобы они могли избежать трудностей адаптации в пятом классе, когда у них все учителя — новые. Она взяла второй класс, оставшийся без учителя, и вела его десять лет. — За это время все дети стали мне просто родными. Ведь выросли на моих глазах, — говорит Тамара Васильевна. Завуч школы, Валентина Анатольевна Зуева, подтвердила, что эксперимент, благодаря опыту и старанию учительницы, вполне удался. В её выпускном классе, где учились 26 человек, две золотые медали (их получили Никита Скворцов и Александра Левина) и две серебряных — у Юлии Жернаковой и Насти Андреевой. Никита Скворцов трижды был призером областных олимпиад по русскому языку и участвовал в российской олимпиаде. Тема одной из его работ — "Разнообразие топонимики Подмосковья". Он дважды получал губернаторскую премию за победу в олимпиадах. Сейчас он учится в университете печати в Москве; да и многие его одноклассники, выпускники Тамары Васильевны, поступили в высшие учебные заведения. У школьников сейчас есть возможность сдавать экзамены по своему выбору. В девятом классе её ученики выбирают русский язык (от 80 до 90%) и сдают хорошо. — Наша школа гордится такими достижениями своих учителей, — говорит Валентина Анатольевна. — Тамара Васильевна человек очень ответственный, талантливый, она ищет научный подход к организации урока. Рассказывает так эмоционально, что заслушаешься. Постоянно применяет методы активизации познавательной деятельности учеников, умеет заинтересовать их предметом. Проходят уроки-путешествия, ролевые игры. Вместе с учениками она инсценировала лингвистические сказки об имени прилагательном. Много времени уделяет развитию творческих способностей пятиклассников. Дети сочиняли басни на уроке русского языка, а потом участвовали в инсценировках басен Крылова, придумывали свои сказки, загадки, небылицы и приносили на урок сделанные вручную маленькие книжечки своих сказок и загадок с нарисованными ими же картинками. Её ученики сами готовят классные часы, на которых идёт разговор о вежливых словах, о дружбе, хороших взаимоотношениях. Когда она предложила детям тему о шкальном дневнике, они принесли множество интересных рисунков. Один из ребят изобразил Буратино с электронным дневником в руках как своё представление о будущем этого документа. Не часто услышишь такую блестящую характеристику педагога. В наше время нелегко найти выпускников школы, хорошо знающих родной язык. В этом мы в редакции "Зари" убедились при поисках корректора и чтении многих газет и журналов: правила русского языка попираются на каждой странице. Спрашиваю Тамару Васильевну, почему так происходит? — На мой взгляд, — отвечает она, — изменилась школьная программа. В девятом классе осталось всего два часа русского языка в неделю, а в десятом и одиннадцатом — только по одному, часу. Этого явно недостаточно, ребята забывают правила, которые учили в пятом-шестом. — А что Вы делаете, чтобы научить детей грамотно писать и излагать свои мысли, да ещё и побеждать на престижных конкурсах? — Это большая работа на протяжении многих лет. Ищу интересные формы уроков, чтобы ученикам не было скучно, и способы активизации внимания ребят, готовлю наглядные материалы, слежу, чтобы все работали на уроке. И так день за днём. — Ваши труды не пропадают даром. Как мне сказала завуч школы, в 5 «а» из 27 учеников 21 учится на четвёрки и пятёрки. Этого трудно добиться. — Это заслуга и педагога начальной школы Елены Анатольевны Насекиной. — Скажите, Тамара Васильевна, что происходит с преподаванием литературы? Родители жалуются, что дети стали меньше читать. Вместо книги у них компьютерные игры и боевики по телевизору. — К сожалению, это так. Телевидение имеет очень большое влияние на детей. Но что они видят на экране? Постоянные драки и насилие. В итоге подражают телевизионным персонажам в обращении друг с другом. У них даже движения такие же агрессивные, как в кино. Учителям часто приходится останавливать учеников, когда они увлекаются подобным "подражанием". — Великая русская литература помогает воспитывать молодёжь? — Должна помогать. Знакомство с текстами гениальных авторов заставляет мыслить и возвышает душу. Моим десятиклассникам очень понравился такой сложный писатель, как Достоевский. Они активно участвовали в дискуссии при обсуждении сюжета романа "Преступление и наказание", писали на уроке "письма" главному герою Раскольникову и Соне Мармеладовой. Считали, что познакомились с настоящей литературой. — Сейчас у Вас пятый и восьмой классы. Самый сложный возраст. — В 5 «а», доставшемся мне от Елены Анатольевны Насекиной, ребята приучены читать всё, что задаётся учителем на дом. Родители в этом классе подобрались очень ответственные, они следят за тем, что записано в дневниках. Так что пока трудностей с этим не испытываю. В 8 «б» недавно знакомились с творчеством Пушкина, читали "Капитанскую дочку". Повесть прочли все дети, в том числе и живущие в детдоме. Все активно участвовали в обсуждении темы урока, сравнивали персонажей повести Гринёва и Швабрина, высказывали своё мнение об их поступках, говорили о личности Емельяна Пугачёва. Творческая дискуссия состоялась и при изучении повести Тургенева "Ася". В старших классах метод дискуссии применяем довольно часто. Он помогает активизировать класс, вызывает интерес к предмету. — В учительской мне дали почитать газету "Школьный мегаполис", которую начал выпускать школьный пресс-центр "Глобус". Говорят, что это Ваша идея. — Идея моих учеников, а я помогла им воплотить её в жизнь. — Довольно интересные выпуски, я узнала, что в школе идёт защита проекта "Лучший класс", в результате значительно повысились дисциплина и успеваемость. Есть вести о том, какие мероприятия детям запомнились. Тут и необычайный урок английского языка, и "рыцарский турнир", экскурсии в Останкинский телецентр, поездка в Кремлёвский Дворец, спорт и путешествие в лес, где ребят встретили Баба-Яга и леший и пропустили их на лесную поляну только после того, как проверили их ловкость и смекалку. Публикуются и стихи учеников. Прочла, что главный редактор Юрий Занозин. А кто верстает газету? — Юрий Занозин и Никита Часов. Верстают на компьютере в классе, печатают на принтере. Многие ребята увлечены выпуском газеты, у нас уже есть постоянные корреспонденты, юнкоры из младших классов. Недавно начали выпуск приложения к газете, называется оно "Сатиробус". — Да, в нём приводятся очень смешные цитаты из классных сочинений. Мне особенно запомнились две: "Когда русские дружинники вышли на поле битвы, из-за кургана выскочило татаро-монгольское иго", "Поэты XIX века были легко ранимыми людьми, их часто убивали на дуэлях"... ...Мы беседовали с Тамарой Васильевной после занятий. Но многие ученики домой не ушли, а ждали её в коридоре, в том числе и ребята из пресс-центра "Глобус". Пока она отвечала своим воспитанникам, у меня было время рассмотреть оформление уютного кабинета русского языка с красивыми занавесками, защищающими глаза от ослепительного солнца. Одна из стен была заполнена выпусками классной газеты с изящными рисунками, другая — портретами знаменитых писателей и лингвистов. В руках у меня был альбом, который подарили Ильиной её выпускники прошлого года со своими фотографиями. На каждой странице были слова благодарности учительнице за её труд, доброту и терпение...
Л.СОБОЛЕВА. (Наш корр.) |