В посёлке Северном многие знают пенсионера Кима Васильевича Герасимова. Уважают за его владение техникой, огромное трудо-любие, доброе отношение к людям. В нашем районе он живёт уже давно, почти полвека. Недавно ему исполнилось 86 лет.
Не много помнит он о своём детстве, которое пришлось на двадцатые годы двадцатого столетия. Но помнит, что рос в детском доме, где ему дали имя и фамилию. И воспитателей некоторых помнит. Одна из них читала наизусть книгу «Как закалялась сталь», старалась всячески привить детям любовь к Родине и труду. В детском доме он окончил всего четыре класса школы. Когда ему и его товарищам исполнилось пятнадцать, их, сирот, направили в Муромское депо, обучили профессии токаря. Жили «с комфортом» - в пассажирском вагоне... Ким увлёкся техникой, помогал ремонтировать автомобили. Научился водить грузовики. Когда началась война, его товарищей по детскому дому призвали в армию, а он получил бронь. Работа в военные годы была очень нелегка. Автокранов не было, очень многое приходилось делать вручную. Он возил уголь, кислород, краску, железо. Вагонное колесо весило 1700 килограммов. А его надо было закатить на машину и, доставив на техосмотр в город Муром-1, выгрузить. Киму не пришлось участвовать в боях, но на всю жизнь он запомнил свой тяжкий труд. Справлялся и с таким делом, как подача вагонов. В депо начали собирать бронепоезд «Илья Муромец». Броню с другого завода для него вывозили только по ночам. И Ким работал почти сутками. В военное время приходилось думать не столько о себе, сколько о своей Родине, о великой битве за свою страну. Ким Васильевич вспоминает, как в Муроме открыли военный завод, и о том, как вскоре у всех работавших там женщин волосы порыжели - не от модных красителей, конечно. Зимой ему и всем работникам конторы нужно было ещё чистить железнодорожные пути и автодороги. Работы было очень много. Его звали «броневик». Не случайно потом ему вручили значок почётного железнодорожника. Всех, кто в войну работал в этой отрасли, стали называть ветеранами войны, вручать им юбилейные медали Великой Отечественной. Когда наступил 1948 год, он был призван в армию, где также продолжал служить в железнодорожных войсках, вместе с товарищами восстанавливал разрушенные пути Московско-Киевской дороги. Здесь ему было присвоено звание ефрейтора. Командир удивлялся тому, сколь долговечна техника, закрепленная за бригадой Герасимова - автомашины и трактора (вот что значит своевременный и качественный ремонт). В пятидесятые годы он демобилизовался, обрёл семью, женился на женщине из Тверской области. У них родилось двое детей. Зарплата небольшая, а надо кормить семью, и они переехали в наш район. Сначала снимали квартиру в Талдоме. Но Ким Васильевич устроился работать слесарем в гараж строительной организации в посёлке Северном, и здесь их поселили в бараке, чему молодое семейство было очень радо, так как теперь не надо было платить по 100 рублей в месяц, а всего лишь по 6. В эти годы он успел окончить семь классов вечерней школы. Он работал сначала автослесарем, потом его перевели из транспортного в монтажный цех. Начал с бригадой строить деревянные мачты в радиоцентре. Их высота была от 42 до 50 метров, а 200-метровые вышки, которые и сегодня видны издалека, ставили работники организации «Строймонтаж». В радиоцентре стала работать лаборантом его супруга Мария Владимировна. В 1961 году в Северном начали достраивать старую школу. Но строители не смогли задействовать башенный кран: смонтировали, а подвесить гондолу, в которой находились поворотная, грузоподъёмная и стреловая лебёдки, не сумели. Приближалось 1 сентября. Руководство 333-го стройучастка Министерства связи направило Кима Васильевича на строительство школы. Он посоветовал опустить башенный кран к земле, помог подвесить гондолу и стрелу. Ему предложили поработать на кране. Техника всегда подчинялась ему. Были достроены ещё два этажа и спортзал. Каждая балка в спортзале весила 4 тонны, а кран был рассчитан только на три. И всё-таки Ким Васильевич вместе с каменщиками без всяких происшествий сумел достроить спортзал и школу к началу учебного года. В 60-е и 70-е годы он объездил всю страну от Эстонии до Дальнего Востока, вместе со специалистами устанавливал беспроводную телефонную и телевизионную связь в разных областях СССР. Домой приезжал всего на два дня, когда возвращался из командировки. Заработок у него был хороший. Но супруга сказала, что больше его не отпустит из дома, пусть он зарабатывает меньше, но будет с семьёй. Ким Васильевич успел поработать в нашем районе механиком в автопредприятии (у него шестой разряд слесаря), в «Механизаторе», в совхозе «Доброволец». За достижения в труде получил от районной власти звание «Лучший рационализатор» за подписью Константина Киселёва. Сотни людей нашего района познакомились с этим технически одарённым и высоконравственным человеком. Со своей женой Ким Васильевич вырастил дочь, сына, трёх внучек. Дочь его стала работать в Управлении строительства шоссейных и железных дорог, несла ответственность за строительство знаменитой Байкало-Амурской магистрали. Старшая внучка окончила 1-й Мединститут, стала врачом-наркологом в Москве, другая по специальности юрист-экономист, окончила две академии, третья в живёт Зарайске, родила двоих правнуков. Киму Васильевичу исполнилось уже 86 лет, он имеет трёх правнуков и двух правнучек. Их фотографии украшают стены его квартиры. (Он теперь живёт в пятиэтажном доме, на первом этаже). Здесь же и портрет жены, уже ушедшей из жизни. С годами стали у Кима Васильевича болеть ноги, ухудшилось зрение, но он всё же передвигается с палочкой и продолжает проявлять большой интерес к жизни своих родных, соседей, читает нашу газету «Заря», используя увеличительное стекло. К нему с уважением относятся соседи, которые помнят его трудовую биографию. Пожелаем Киму Васильевичу здоровья, продолжения его интереса к жизни и к людям.
Лидия СОБОЛЕВА |