Сейчас, спустя более семидесяти лет после битвы под Москвой, многие не знают, что свой боевой путь лётчик Сергей Васильевич Ачкасов начал на талдомской земле, на аэродроме Юркино, что в трёх километрах восточнее города Талдом. Первым авиаполком, который приземлился на аэродром «Юркино» 29 июля 1941 года, был 176-й истребительный авиационный полк 6-го авиакорпуса противовоздушной обороны (ПВО) г. Москва. Боевая задача - прикрытие северного направления от бомбометания противника: Иваньковской плотины, канала Москва-Волга, Загорского и Рыбинского авиакомбинатов. С первого августа 1941 года полк встал у нас на боевое дежурство: дневное и ночное в системе ПВО.
На то время полк был укомплектован 16 самолётами, из них: 13 самолётов И-16, 3 самолета У-2. 44 лётчика, 12 техников по спецоборудованию, 9 техников по вооружению, 70 механиков, 53 младших специалиста. Всего 188 человек. Командир полка - майор Георгий Петрович Макаров.
Вот как об этом вспоминает Владимир Константинович Липин, монтёр Талдомского радиоузла: «Над городом стали появляться немецкие самолёты. С надрывным гулом они вначале пролетали на большой высоте, а потом всё ниже и ниже, не встречая должного отпора, направлялись они в сторону Москвы. Радиосвязисты объявляли воздушную тревогу - крутили воздушную сирену на Кооперативной улице. Вскоре нас послали помогать нашей авиации. Около города расположился военно-полевой аэродром. На нём стояло около десятка И-16, маленьких и тупорылых. Мы набивали патроны, расположившись в большом сарае».
Как правильно подметил Владимир Липин, в полку в то время на вооружении находился И-16, «ишачок». По трём сохранившимся в архиве номерам, 29 21 549, 29 21 591, 29 21 616, полк получил одни из новых истребителей в начальный период войны. Первые две цифры указывают тип самолёта - 29, следующие две цифры - завод-изготовитель - 21 (Нижний Новгород), следующие три цифры обозначали номер самолёта в серии. Значит, полк получил самолёты из последней сотни, выпущенной заводом. После этого выпуска была прекращена постройка самолёта И-16.
Полк был укомплектован тремя авиаэскадрильями. Командир первой авиаэскадрильи - старший лейтенант Николай Изотович Варчук (впоследствии Герой Советского Союза). Пилотом в ней служил сержант Сергей Васильевич Ачкасов, который также стал Героем Советского Союза. Командир второй эскадрильи - капитан Иван Васильевич Смирнов. Третью эскадрилью возглавлял старший лейтенант Сергей Иванович Которов. Он 29 октября 1941 года в районе города Клин совершил свой подвиг - воздушный таран немецкого самолёта Ю-88. Я остановлюсь только на нескольких эпизодах боевой работы сержанта Сергея Васильевича Ачкасова. Так, 10 октября 1941 года, находясь на боевом дежурстве в районе города Рыбинск (ст. Мышкино), пилот 176-го авиаполка сержант Сергей Васильевич Ачкасов заметил группу вражеских бомбардировщиков. Завязался воздушный бой. Ачкасов сбил один Ю-88. Остальные бомбардировщики противника (3-5 самолётов), беспорядочно сбросив свой груз в поле, обратились в бегство.
17 октября 1941 года в районе Рыбинска (ст. Родионово) сержант Ачкасов на самолёте И-16 встретил два немецких бомбардировщика Хенкель-111. Начался воздушный бой. Сергей яростно атаковывал фашистов, но те напролом продолжали лететь к городу. Вскоре закончились патроны. И тогда он направил свой истребитель на вражеский самолёт. Истребитель правой плоскостью режет Хенкель. От тарана самолёт Сергея загорелся, ему пришлось выброситься с парашютом в районе деревни Власиха.
По прибытии в полк отдыхать Сергею пришлось недолго. 25 октября 1941 года Сергей Ачкасов в паре с капитаном Почечуевым в районе города Кашин сбили немецкий самолёт Ю-88.
7 декабря 1941 года сержант Ачкасов в районе деревни Александровка (50 км восточнее города Калязин) сбил самолёт противника Хенкель-111.
22 февраля 1942 года, отмечая самоотверженную работу личного состава истребительного авиаподразделения полковника Георгия Петровича Макарова, исполнительный комитет Талдомского районного Совета депутатов и трудящихся и бюро Талдомского РК ВКП(б) постановляют вручить 176-му авиационному полку Красное знамя. С этим знаменем полк пройдёт всю Великую Отечественную войну.
4 марта 1942 года сержант 176-го истребительного авиаполка Сергей Васильевич Ачкасов за мужество и бесстрашие, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, был награждён орденом Ленина.
За год, что полк пробыл у нас, на талдомской земле, на аэродроме Юркино, с 29 июля 1941 года по 4 июля 1942 года, 176-й истребительный авиационный полк вёл боевые действия на Московском фронте ПВО (северный сектор обороны). За этот период провёл более трёх тысяч боевых вылетов. Провёл 105 воздушных боёв, из них 5 ночных, в результате которых было сбито 22 фашистских самолёта, из них 2 самолёта методом тарана (С.В. Ачкасов С.И. Которов). Потери авиаполка 12 самолётов и 3 лётчика (А. Г. Акуленко, А.В. Рожнов, И.С. Ямром).
4 июля 1942 года по приказу ВВС Красной Армии полк перебазировался на самолётах МИГ-3 на Воронежский фронт, на аэродром Усмань, где и продолжил боевые действия во время Великой Отечественной войне.
Андрей Зубанов
"Заря" №18-2016 г. |