— такое название получил в народе деревянный храм, расположенный на берегу реки Дубны у деревни Веретьево в нашем районе. Этот храм — единственный сохранившийся деревянный на территории нашего района. Построен он по очень старинной схеме «восьмерик на четверике» опытными мастерами (по преданию — калязинскими или кашинскими) и является памятником деревянного зодчества федерального значения. Стоит он в стороне от деревни — в лесу, окруженный заброшенными могилами, в которых лежат, наверное, и первые поселенцы этой обители. А первыми поселенцами погоста Веретие, а именно так называлось в старину это место, были чёрные монахи Дмитровского мужского Борисоглебского монастыря. В словаре В. Даля слово «веретие» объясняется как печальная, грубая одежда. Этот погост — один из 24 погостов монастыря. В записях писцовой книги Дмитровского уезда начала 18 века есть такая: «На погосте промеж рек Дубны и Пази церковь Христова мученика Георгия». Нынешний храм построен и освящен в 1776 году, о чём сообщается в записях Дмитровской духовной консистории: «Освятить на прежнем антиминсе вновь построенную деревянну церковь великомученика Георгия в с.Веретие Дмитровского уезда». Сколько лет здесь молились чернецы из Дмитрова? Пока мы не знаем даже приблизительно, но однозначно — несколько веков. Место это намоленное, святое. Да и выбрано оно было монахами для обители не случайно: место глухое, и рядом источник с удивительно вкусной водой. Правда, находится он теперь на частной территории — совсем рядом с храмом в советские годы размещалась база отдыха совхоза «Талдом». Во время перестройки она была продана частному владельцу, что, может быть, и неплохо — ведь благодаря этому и источник удалось отыскать. Сегодня кладбище, окружающее храм, неизвестно кому подчинено. Часть его, где древние захоронения, никому не нужна и просто заросла. А территория вокруг храма — буквально под стенами — до сих пор используется для новых захоронений. Кто-то даже огородил себе участки для будущих могил. На храме висит вылинявшая табличка «Охраняется государством», но уже десятки лет до него «не доходили руки», что вызывало сожаление или грусть у всех, кто знал об этом храме или случайно вдруг узнавал о нём. Стоит Старый Егорий — чёрный снаружи от тысяч пролившихся на него дождей, с прохудившейся крышей, но стройный и крепкий. А вот внутри сруб словно янтарный — светлый и высокий, будто подсвеченный каким-то светом, хотя окошечки в стенах вырублены маленькие. Всё в нём рублено топором (наши предки именно этот инструмент предпочитали при строительстве) — это видно даже непосвящённому человеку. И иконостас, по воспоминаниям старожилов, был рублен топором, но исчез в советские годы. Кому он мог понадобиться? Я впервые увидела этот храм в детстве, когда мы все были атеистами, и вид его тогда внушал только страх. Теперь же, когда я вижу даже его фотографию, испытываю гордость, грусть и боязнь потерять это чудо, завещанное нам предками. Эти же чувства испытывают, на мой взгляд, и те, кого я привожу посмотреть на Старого Егория. Это бывают разные люди: совсем юные и далеко не молодые, образованные и не очень, верующие и атеисты. Реакция их почти одинакова — замирают и грустят. «Неужели это не будет реставрироваться?» — самый частый вопрос. И сегодня мы однозначно можем ответить «Будет!». В прошлом году были сделаны первые шаги: купол храма был освобождён от старой сгнившей кровли и покрыт временным укрывным материалом, а снятый крест отправлен на реставрацию. Каким чудом дожил до наших дней этот удивительный памятник веры и таланта наших предков, ведь сколько каменных церквей было разрушено? Много раз в храм забирались подростки в поисках приключений и разводили костры, что заставляло мчаться к храму жителей деревни Веретьево, трепетно радеющих о восстановлении и сохранении церкви. Появлялись как-то слухи, что церковь решили увезти в другое место: ведь Веретьево сегодня — дачное поселение, прихода здесь нет. И совсем рядом — в Старикове и Зятькове — два каменных храма, которые очень медленно, но восстанавливаются. Кому нужен старый деревянный? Этим вопросом озабочены и реставраторы, которые, наконец, по заданию Министерства культуры РФ приступили к реставрации памятника. Сегодня вокруг храма — строительные леса, по мере поступления денег работы будут продолжены. Можно восстановить полы, разобранную в годы войны на дрова галерею, окружавшую храм. Но что будет с ним дальше? Рядом с храмом, как я уже сказала выше, — заброшенное кладбище, частное владение. Наверняка территория погоста была больше, чем клочок земли, на котором он теперь ютится. В Талдомское благочиние храм не входит. На сегодняшний день это собственность государства, а что будет с ним после реставрации, зависит от нас. Будет ли он передан опять в ведение Борисоглебского монастыря, станет ли самостоятельным музеем? Эти вопросы обязательно встанут, но сейчас нужно сделать все возможное для сохранения замечательного памятника.
Л. АГЛИЦКАЯ старший научный сотрудник Талдомского историко-литературного музея |