Спас сиротливый или Юбилейные торжества в "таежной" глуши.
Нынешний год для села Спас-Угол - юбилейный. Родине Салтыкова-Щедрина исполняется 500 (!) лет. Грустный это юбилей. Идёшь по заснеженному, безлюдному Спасу, и кажется, что идёшь по пустыне. Лет пятнадцать тому назад представитель Кошелёвской сельской администрации в Спас-Углу Людмила Ивановна Зимина грустно предрекла: «Если сейчас всерьёз не взяться за возрождение местных деревень, то через 10-15 лет на их месте будет шуметь безлюдная тайга...» ...Первое упоминание о селе Спасском относится к 1511 г. В архиве Троицкого Калязинского монастыря имелась грамота с упоминанием села Спасского - вотчины этого монастыря: «Жалованная князя Юрия Ивановича об освобождении крестьян... села Спасского с деревнями от государственных повинностей 1511 г.» В XVI веке село упоминается в документах уже как поместье Тимофея Тимофеевича Салтыкова. Согласно данным Дмитровской писцовой книги 1627 года, оно состояло из помещичьего, приказничьего и бобыльского дворов. До XVIII века именовалось Спасским, а затем, в связи с административной реформой, оказавшись в самом углу одновременно и уезда, и губернии, получило наименование Спасское, что на углу, или Спас на Углу; просто Спас-Угол. В 1763 году в село приезжает В. Б. Салтыков, поручик лейб-гвардии Семёновского полка, участвовавший в известном дворцовом перевороте 1762 года, возведшим на российский престол Екатерину II. Это был дед будущего великого писателя Салтыкова-Щедрина. Вотчину унаследовал его сын Евграф Васильевич. В 1787 году в селе числилась 131 душа. В 1816 году Е. В. Салтыков выстраивает в селе большой двухэтажный дом, в котором через десять лет родился великий писатель-сатирик. Здесь прошло детство Михаила. В одном из писем П.Г. Елисееву Салтыков-Щедрин гораздо позже писал: «...Ежели я что-нибудь вынес из жизни, то всё-таки оттуда, из десятилетнего деревенского детства.» Будучи в Вятской ссылке (1848-1855), он в своих письмах выражал надежду получить в наследство Спас-Угол, чтобы заняться в нем хозяйством. Но село было завещано старшему брату Д. Е. Салтыкову, которым он владел с 1853 по 1855 год. Помещичья усадьба состояла из дома, хозяйственных построек, парка, сада, оранжерей. Запись в «Месяцеслове» 1838 года показывает, что в оранжереях насчитывалось 330 пород фруктовых деревьев, в том числе персиковых, абрикосовых, сливовых, грушевых и других. В 1852 году в Спас-Углу проживало 70 крестьян и 18 дворовых людей. В описи Калязинского уезда этого года говорится: «В селе Спасском, что на углу, находится господский деревянный дом, крытый железом, с оранжереями и другими господскими службами, и сверх сего ветряная мукомольная мельница». В 1882 (или в 1884?) году в селе открывается школа. В описании 1888 года читаем: «.с. Спас-Угол расположено на ровном месте. Поля ровные, почва серая, в низких местах глинистая, подпочва - синяя и красная глина. Крестьяне часто меняют семена... Покосы больше болотистые. Лес мелкий, кустарник по покосу. В селе трактир, церковно-приходское училище». Щедриноведы С.А. Макашин и В.П. Саватеев Спас-Угол в перспективе рассматривали не как музей Салтыкова-Щедрина, но гораздо шире - как музей крепостного и помещичьего быта - великолепный топонимический памятник «Пошехонской старине», где каждый сантиметр пространства связан с этим, по оценкам критиков, лучшим произведением писателя. Спасская усадьба, отстроенная заботами предков писателя и просуществовавшая до советских времён, затем была безжалостно разрушена. Остались в селе старый господский парк, древние липовые аллеи, осталось родовое кладбище, с близкими сердцу Щедрина могилами, осталось здание храма Спаса-Преображения, в стенах которого вот уже 25 лет работает музей М.Е. Салтыкова-Щедрина. А вот село в ХХ веке неуклонно вымирало. В середине 90-х годов ХХ века в Спас-Углу проживало 88 человек (для сравнения: по статистическим данным на 1 января 1976 года, в селе было 110 жителей). Закрылась местная школа. Перестало существовать местное отделение совхоза «Спутник», за которым когда-то было закреплено 16 тракторов, 2 зерновых, 3 картофелеуборочных комбайна и много других сельхозмашин. В 1992 году закрылся сельсовет. На следующий год была ликвидирована почта. А дальше пошло по нарастающей: исчезли клуб, медпункт, библиотека. Закрыт зимою магазин, даже храм в зимнее время не отправляет службы. Да и для кого распахивать двери? Сегодня в селе проживают всего 27 человек, почти все - пенсионеры. И численность жителей имеет тенденцию к сокращению. Тропинки к большинству домов не расчищены, дома потеряли своих хозяев. Моя собеседница, живущая на свете 85-й год Матрёна Григорьевна Кузнецова, вспоминает: «Большую часть жизни я проработала бухгалтером. Была главным бухгалтером совхоза «Спутник», занималась бухгалтерией в сельсовете. Всегда работы хватало. Жизнь в селе била ключом. Много жило молодёжи, людям было куда пойти. Сегодня всё это в прошлом». 14 лет Матрёна Григорьевна проработала смотрителем в музее М.Е. Салтыкова-Щедрина (смеётся:«Родилась на Михайлов день, так что самой судьбой было выбрано это предназначение»). Это были уже годы упадка села. М.Кузнецова вспоминает: «В короткие зимние дни страшновато было сидеть в музее в ожидании посетителей. Народу в селе - раз-два и обчёлся, телефонной связи нет, участковый за тридевять земель.» Музей сегодня защищён куда лучше, но на перспективах села это никак не отражается. Домик Матрёны Григорьевны Кузнецовой - ухоженный, красивый; ласковый пёс встречает хозяйку на крыльце. Она, старожил здешних мест, никуда не собирается уезжать из села, как и её товарки-соседушки. Да вот беда, лет-то им всем не по двадцать. Сбывается грустное пророчество Л. Зиминой, наступает на «топонимический памятник» безжалостная «тайга беспамятства».