Вынесенная в заголовок тема необычайно актуальна сегодня, в период пробуждения духовных сил русского народа, ищущего свою «дорогу к Храму». Преобладавшая долгое время официальная точка зрения, что Щедрин атеист, нуждается в кардинальном пересмотре и новом осмыслении. Свой анализ темы «Щедрин и православие» мне хотелось бы условно разделить на два этапа: «Род Салтыковых и православие» и «Христианская и православная тематика в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина». Рассматривая роль предков писателя, его родителей и окружения в формировании мировоззрения Щедрина, изучив известные и малодоступные источники (например, документы родового архива Салтыковых, хранящиеся в рукописном отделе Пушкинского Дома (фонд № 366, опись № 12), можно прийти к однозначному выводу, свидетельствующему об их религиозности и набожности, отражающейся в документах, переписке и подкрепляемых конкретными делами благотворительности. Да и само место рождения писателя располагало к этому, недаром есть предание, что село Спас-Угол взяло свое начало от святых источников, обнаруженных на этом месте. Потом вокруг них построили церкви и часовни, а уж после этого появилось рядом и село Спасское, как оно значится в документах XVII века. Дошедший до нас храм Спас-Преображения, построенный в конце XVIII века, так же, как и предыдущие, был «всецело обязан своим появлением и благоукрашением роду господ Салтыковых. «Храмы божии» были гордостью матери писателя, Ольги Михайловны как строительницы, а Евграфа Васильевича как «духовного пастыря», — пишет В. Саватеев в «Жизни Салтыковых по месяцесловам». Интересно отметить, что стараниями отца писателя в доме Салтыковых была устроена часовня, в которой, по одной из версий, и был крещен будущий писатель. Мною были обнаружены чертежи фасада и плана этого дома 1859 года (ед. хр. 485), где на плане комнат верхнего этажа под номером 11 значится часовня. Кроме того, в этом же архиве имеются чертежи иконостаса, план часовен, переписка Салтыковых с местными священнослужителями и с крепостным живописцем П. Соколовым, несколько «условий» об обучении крепостных Салтыковых резному и иконостасному мастерству. Интересна опись родовых икон, переданных на хранение младшим сыном Ильей матушке Ольге Михайловне, среди которых значатся «Воскресенье Христово с праздниками вокруг», «Моление о чаше», «Покров пр. Богородицы», фамильный образ разных святых и др. Несомненно, что все это, а особенно, как пишет писатель-сатирик в «Пошехонской старине», вспоминая о детстве, чтение Евангелия, «посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести и вызвало из недр моего существа нечто устойчивое, свое, пробудило во мне творческое начало». Предваряя разговор о христианской прозе писателя-сатирика, хотелось бы напомнить знаменательную встречу, которая произошла в апреле 1889 года: судьба свела праведника Иоанна Кронштадтского с умирающим писателем, всю свою жизнь отдавшим служению своему народу и Слову... Приведем высказывание святителя о сочинителях: «Пишут, пишут... чего-чего не напишут в продолжении своей литературной деятельности светский сочинитель, журналист или фельетонист! А о Боге, а о Церкви, о Богослужении, о воскресении плоти нашей, о суде, о загробной жизни — хоть бы вспомянули...» Можно ли отнести этот упрек «сочинителям» к Щедрину? Думается, нет. Перелистаем страницы его произведений... Уже в «Губернских очерках» (1856) появляются «христианские» персонажи: в разделах «Богомольцы, странники и проезжие», «Праздники», «Юродивые», «В остроге», «Казусные обстоятельства». Интересны в этом отношении и некоторые поздние сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, особенно впервые опубликованные в газете «Русские ведомости» (в 1886 году) «Христова ночь» и «Рождественская сказка». В них Щедрин утверждает правду проповеди Христа, правду главной евангельской заповеди: «Прежде всего люби Бога и затем люби ближнего, как самого себя. Заповедь эта, несмотря на свою краткость, заключает в себе всю мудрость, весь смысл человеческой жизни... Чувство любви к ближнему есть то высшее сокровище, которым обладает только человек и которое отличает его от прочих животных. Без его оживотворяющего духа все дела человеческие мертвы, без него тускнеет и становится непонятной самая цель существования». И все-таки «Христос воскрес» — звучат колокола со страниц произведений Салтыкова-Щедрина. Надо только внимательно вчитаться в них неравнодушным любящим сердцем, как сделал это один читатель-друг, назвавший писателя «святым стариком» в письме к нему, полученном Щедриным незадолго до смерти...
Т. ХЛЕБЯНКИНА. |