Когда думаешь о том, как написать об учителе, испытываешь истинную муку. Бесконечно трудно рассказывать о человеческом общении, об интеллектуальной напряженности и в то же время естественности, которые царят на уроках талантливого педагога, умеющего вовлечь в стихию этого общения не только ребят смышленых, влюбленных в предмет, легко воспринимающих неожиданные повороты мысли, но и ленивых, флегматичных. Но и не рассказать об этом просто нельзя... ...Прошли синие, первомартовские, праздничные дни, осиянные Пришвинской весной, весной света и теин, тонко звенящей капели, непередаваемых предчувствий встреч и надежд. В эти дни как бы просыпаешься от долгого сна, перебираешь устало прошлые мысли и чувства и все-таки задумываешься о будущем, какое бы оно ни было. Вот в один из таких дней жизненная дорога привела меня в Великодворскую школу. Старое кирпичное здание школы не меняется с годами (а ему 110 лет). На крыльце на минуту останавливаюсь и думаю: сколько же поколений великодворцев отучилось здесь? Все ли они помнят свою Алма Матер? Думаю — помнят: память противостоит уничтожающей силе времени. В коридоре школы меня встречает красивая молодая женщина в строгом черном бархатном платье. Подумалось: «Как нестерпимо элегантна!» Она приветливо улыбается, золотисто-каштановые глаза искрятся задорно и юно. Это Валентина Аркадьевна Хохлатова, учительница русского языка и литературы. К ней-то я и имела счастье сегодня приехать. В крохотной учительской беседую с В. М. Пискаревым, директором школы. Его, конечно, как каждого руководителя волнуют хозяйственные проблемы: не осталось совсем брикета, нужен школе ремонт, нет завуча и так далее. А что до Валентины Аркадьевны, то учительница она замечательная, дает хорошие уроки, успешно проводит внеклассную работу, и, конечно, тринадцатого разряда она достойна. В этом можно не сомневаться. И вот прозвенел звонок на урок. В шестом классе всего пять человек. Вы скажете — вот где красота-то! Каждого на уроке можно по десять раз спросить. Да, так-то оно так, если они готовы к уроку, а если и спросить-то не знаешь кого!? К счастью, класс попался хороший. Повторяли правописание числительных и готовились к контрольному диктанту. Тема сложная, хотя кажется, на первый взгляд, простой. Поэтому удивляешься подбору приемов и методов, которыми пользуется Валентина Аркадьевна для выявления знаний учащихся. Она сумела найти именно те виды работ, которые очень удачны в данном классе. Это и словарный диктант, и корректирование, различные виды разбора слов и предложений, сложнейшие задания по лексике, карточки со словами-ребусами и т. д. Все ребята работали хорошо, дружно и особенно Степанова Саша и Люба Заливалова. Они были заинтересованы не только в оценке, но и в применении своих знаний. И сама учительница, как умелый дирижер, где надо — помогает, задает наводящий вопрос, иногда подскажет. Ну что ж такого — ведь они всего-навсего наши ученики. Мы не заметили, как закончился урок, рядовой, обучающий урок в школе. Здесь нет никакой показухи, все применено умно и, кстати, ничего лишнего. Цель урока достигнута. Это было сказано при его разборе, но как передать своеобразный микроклимат урока, его острые, психологические нюансы, которые и улавливаются лишь в интонации, а то и во взгляде — глаза — в глаза. Как передать талант учителя? Это все надо увидеть и почувствовать сердцем. Немного погодя мы побывали и на классном часе у Валентины Аркадьевны — она классный руководитель в двух классах: пятом и шестом. Он был посвящен памятным дням прорыва Ленинградской блокады. Урок памяти... Здесь было все: и стихи О. Берггольц, и Седьмая симфония Шостаковича, и дневник Тани Савичевой и блокадная пайка хлеба! Ничего не забыла учительница. Сумела пригласить защитника Ленинграда, перенесшего блокаду, ветерана войны А. Лебедева. Я наблюдала за детьми, каждый из которых принял участие в разговоре. Лица их не были равнодушными. Может быть, впервые они задумались о великом народном подвиге, о перенесенных страданиях, невыносимой боли и невосполнимых утратах. Но дети есть дети. Им много всего нельзя сразу, впечатлений тоже, чтобы не притупилось восприятие, и Валентина Аркадьевна потихоньку возвратила их домой, в свой родной класс, к сегодняшнему дню. Ребята показали гостям небольшой концерт, угостили чаем с пирогами и сладостями. Они поделились со мной тем, что каждый раз не хочется уходить из школы, нравится общаться с Валентиной Аркадьевной, ходить с ней в походы, ездить в театр, заниматься краеведческой работой, готовить вечера, оформлять кабинет. Она всегда энергична, весела, очень много знает, хорошо умеет рассказывать, с ней всегда уютно и тепло. Двадцать лет отдала Валентина Аркадьевна детям. Только на три года покинула она свою Великодворскую, уехала в Ливию учить наших ребятишек в советском постпредстве в Триполи. Вспоминает об этом с грустью: многое пережила, очень скучала по родным местам, по тенистым лесам, по тихому Воргашу, по близким. Много раз ловлю себя на мысли: где этот человек черпает оптимизм, силы и душевное тепло для жизни? Ведь столько лет ждет квартиру (живет с престарелыми родителями в бараке), столько лет ей обещают начальники всех рангов. И все впустую. Обидно за Учителя, за Человека. Прав был классик: сытые глухи к добру. Учитель — он вынесет все: и низкую, зарплату, и очередную аттестацию, и жизненные невзгоды — а завтра придет в класс и будет снова учить разумному, доброму, вечному. Наверное, поэтому и жива наша Россия, не пошла совсем вразнос. Спасибо Вам, Валентина Аркадьевна, что Вы есть! Вы очень нужны людям. Общество перед Вами в долгу. Придет ли когда-нибудь время платить долги? Г. РУСАКОВА. |