— так говорят об учительнице Лидии Сергеевне Жуковой в Талдомской средней школе №3. Да, это чувствуется наряду с интеллигентностью в облике и манерах. Стройная, с красивой стрижкой, одетая с благородной сдержанностью, она сразу располагает к себе. Есть в ней что-то бесконечно правдивое, надёжное и чувство собственного достоинства — черты неординарной личности. Вот уже 48 лет Лидия Сергеевна работает в школе. Ей удивительно легко удаётся найти общий язык с учениками. Даже если она ставит двойки, ребята не обижаются и не винят ее за чрезмерную строгость. Сейчас она преподаёт в старших классах физику и астрономию. Ах, физика, физика! Как тяжело она нам давалась, а несколько тем многие из нашего класса так и не смогли постичь и перед экзаменами молили мысленно всех богов, чтобы вопросы по ним не попались в билете. А у нас был хороший учитель... Лидия Сергеевна отработала свою методику преподавания предмета. Много лет она была руководителем районного методического совета. В своей школе — постоянный наставник молодёжи. С большим уважением говорит о ней её коллега Наталья Викторовна Филимонова: — С первых моих шагов в школе Лидия Сергеевна была моей наставницей. Она учила меня методике, постановке опытов. Меня поразило, что Лидия Сергеевна, имея большой стаж, иногда по два часа повторяет в лаборатории опыты, чтобы на уроке они обязательно получились. Она щедро делится со мной всем набором средств для пробуждения интереса к предмету. Вы попросите её показать лабораторию. Не поверите, она сохранила один прибор с 1948 года, на этой динамо-машине даже есть штамп с датой. Все, что относится к школе, для Лидии Сергеевны свято. Это — светлый человек, я хочу, чтобы она всегда работала рядом со мной... И вот мы с Лидией Сергеевной в лаборатории. Два стеллажа комнаты уставлены самыми различными приборами. — Школы уже лет пятнадцать, —удивляюсь я, — не могут закупать ничего из-за отсутствия финансирования, а у Вас — такое богатство! — Всё это копилось годами, — говорит учительница. — Вот посмотрите, что я нашла в металлоломе, который принесли ученики... С волнением беру в руки небольшой колокол, по нижнему краю которого выведено славянской вязью: «1803 год. Валдай. Мастер Никита Смирнов». Слушаю чистый звон, восхищаюсь учителем, дающим ученикам почувствовать связь времён. Рядом с приборами, стоящими на полках по темам «Механика», «Оптика», «Гидроэлектростатика», вдруг вижу старинные вещи. — Это всё из нашего дома с Вокзальной улицы. Я — коренная талдомчанка. Вот под этой керосиновой лампой мой отец шил башмаки и туфли, вот это — угольный утюг, а эта чёрная тарелка — радиорепродуктор военных лет, который сообщал сводки Информбюро в годы Великой Отечественной войны. Все это меня выручает, когда нужно «иллюстрировать» урок «Вещи двадцатого века». А знаете, что помогает поддерживать интерес к решению задач? Возьмите этот кусок стали. — Какой же он тяжёлый, — изумляюсь я, читая надпись, свидетельствующую, что это — часть пионерской плавки 1977 года. — Тогда мы посылали в Электросталь ученика нашей школы, и он привёз каску с надписью «Пионерская плавка» и этот кусок металла. Предлагаю классу решить задачу: «Сколько теплоты выделится при кристаллизации слитка стали?» Приёмы опытного учителя весьма разнообразны. Например, дети у неё пишут сказки о физических явлениях. Один мальчик написал, как пропало трение и все предметы в доме ему пришлось приколачивать гвоздями, потому что они начали скользить и передвигаться по комнате, а родную школу он так и не смог догнать: она снялась с фундамента и отправилась путешествовать. Школьникам нравится урок, посвященный Дню космонавтики. В этот день их наставница приносит в класс пластинки с записью голосов Циолковского и Гагарина, показывает им газеты, хранимые с 1961 года. Рассказ учительницы они слушают с замиранием сердца, с гордостью за свою страну. В старших классах она должна объяснить детям, что такое полупроводники, лазер, физика ядра и молекулярная физика, как понимать теорию относительности, созданную гениальным Эйнштейном. — Когда проходим эти темы, я стараюсь больше времени отвести на объяснение. Ну и подготовка, конечно, занимает много времени. Вот у меня целый шкаф методической литературы, вот научные журналы. Они рассчитаны на знания учёного, но я в каждом выпуске стараюсь найти то, что можно в доступной форме рассказать школьникам. — Обычно многим ученикам с трудом даются решения задач по физике. —У нас есть комплекты дидактического материала, тестов, задачников, которые мы можем положить на каждый стол. Это во многих школах — дефицит. Почти каждый ученик имеет калькулятор, так что считают быстро. Сложные формулы мы с коллегой написали на планшетках и вывешиваем на доске, чтобы ученикам легче было их запомнить. Так что все на уроке работают. А нас, учителей, приглашают на педагогические чтения в Дубну, в столицу, в физико-технический институт в Долгопрудном. Из каждой поездки привозим что-то новое. Использую отрывки из художественной литературы, рассказывающие о физических явлениях, документалистику. По теме о полупроводниках рассказываю о лауреате Нобелевской премии Жоресе Алфёрове, а по ядерной привожу свидетельства авторов книг о Чернобыле Григория Медведева и Юрия Щербака. — Лидия Сергеевна, правда, что Вы ставите безжалостно двойки ученикам, а они не обижаются? — Да, ставлю. А особых обид нет, потому что понимают: вынудили. Обычно я много раз беседую с неподготовившими урок после занятий, а то и пристыжу при всем классе. Я хочу дать знания всем — это моя обязанность. При этом стараюсь не обращаться к родителям, они сейчас все занятые. Так что надежда только на себя. — В то же время Вы часто защищаете трудных учеников. Мне учителя рассказывали, что только благодаря Вашему заступничеству один из них сумел окончить школу. — Трудные приходят каждый год. Трудные, но не бездарные. Не каждый учитель может найти подход ко всем. И если мне это удалось, почему же не помочь? — Лидия Сергеевна, у Вас большой опыт работы, а почему Вы допоздна задерживаетесь в школе? — Наука не стоит на месте. Я готовлюсь к каждому уроку, не надеясь на прошлые знания. Видите, сколько здесь научной литературы? Все это я должна не просто прочитать, но и суметь потом понятно объяснить. ...Да недаром же Лидии Сергеевне присвоена высшая квалификация, а в 1997 году она получила грант в тысячу долларов от американского финансиста Сороса. (К сожалению, значительную часть гранта «съел» дефолт.). Спрашиваю ее, сколько же у неё учеников. Ответила: — Сейчас шесть классов, в каждом — почти по 30 человек. Поэтому сначала надо запомнить 180 имён. Если говорить о коллегах, го только в нашей школе работают 15 моих бывших учениц. Дочка тоже выбрала мою специальность, сейчас работает учительницей младших классов в Лыткарине, где и живёт с мужем и моими любимыми внуками. Езжу к ним почти каждый выходной, а на лето — они ко мне. — А не жалеете, что всю жизнь проработали за маленькую зарплату? — Денег всегда не хватает. Но представьте, не жалею. Работа для меня значит гораздо больше, чем просто заработок. — Лидия Сергеевна, говоря языком детектива, Вы были замечены в тёмное время суток на стадионе вместе с молодёжью. Как это понимать? — Очень просто: кроме физики я преподаю ещё и астрономию. Нередко выхожу с учениками и показываю им звезды. Сейчас, например, можно наблюдать Марс. Он очень близко подошёл к нашей планете. А какое учебное пособие может быть лучше, чем звёздное небо? — Так вот почему Ваши ученики опубликовали в нашей газете такое необычное поздравление: они Вам пожелали «оставаться звездой первой величины в нашей галактике». И мы от всей души желаем Вам того же.
Л. СОБОЛЕВА (Наш корр.) |