Огромная Москва... Толпы народа, улицы, все незнакомое и чужое. Среди общей беготни маленькая двенадцатилетняя девочка. Она робко подходит к зданию музыкальной школы и открывает тяжелую дверь. «Я хочу учиться играть на пианино!». Директор смотрит доброжелательно, но разочаровывает: «Опоздала немножко, надо было пораньше. А слух есть и голос тоже. Окончишь семилетку, приезжай, поступай в училище на дирижерско-хоровое отделение». Переполненная счастьем, Галя летит по улицам Москвы, почему-то вдруг переставшей быть чужой, и говорит себе, что всю жизнь посвятит музыке. Так получилось, что в Московское училище после окончания семи классов Галя поступить не смогла, а поступила в Ярославле, в такое же училище, на дирижерско-хоровое отделение. Здесь она научилась играть на баяне, получила знания дирижера и преподавателя. После окончания училища Галина Васильевна Кляхина работала преподавателем по классу баяна в музыкальной школе. Музыка была вокруг нее, музыке она учила детей. Кажется, что еще нужно? Галина Васильевна организует вокальный квартет из преподавателей: «Не могу без самодеятельности, без пения». В 1975 году Галина Васильевна Кляхина приехала в Юркино, стала работать художественным руководителем клуба. «С этого все и началось, вот с ее приезда. Если подумать, ну что у нас было до нее? Ничего. А она приехала и как-то всех зажгла, объединила своей любовью к песне», — волнуясь, говорит Валентина Васильевна Бычкова, одна из старейших участниц женского ансамбля из Юркина. Как это было? Галина Васильевна ходила из дома в дом, рассказывала, пела, искала голоса. Найдя, уговаривала идти в ансамбль. Поют в ансамбле сейчас люди разных профессий: доярки, воспитательница детского сада, кассир, аптекарь. Огромного труда стоило Галине Васильевне собрать их вместе при разном режиме работы. Иной раз по двое, по трое собирались и пели. Работала с каждым индивидуально. Приедут в три часа доярки с фермы — соберет их, репетируют. Закончится рабочий день в детском саду — Кляхина идет туда. Весь ансамбль собрать трудно, только в пять часов вечера, и то не каждый раз. О репетициях тоже надо сказать особо. Как получаются песни? «Каждая песня несет в себе какой-то образ, — объясняет Галина Васильевна, — я стараюсь, чтобы образ этот был понят, чтобы они его почувствовали, и тогда песня получится». Больше всего ансамбль работает над культурой звука. Даже с плохим музыкальным слухом при хорошей культуре звука можно добиться многого. Песни выбирают все вместе. Здесь — полная демократия. Если песня не нравится ансамблю, ее исключают из репертуара. Галина Васильевна считается с мнением каждого. Она и знает каждую участницу ансамбля. Какие у кого способности, как живет, чем надо помочь. «Она нас понимает, подход имеет ко всем. Поэтому мы и тянемся к ней. Случится что, нужен совет — надо идти к Васильевне (так любовно зовут ее в ансамбле). Она всегда поможет», — говорит бригадир Юркинской фермы Л. Веселова. К примеру, приближалось десятилетие ансамбля. Галина Васильевна поехала в Москву покупать подарки. Долго ходила по магазинам, пока не нашла каждой подарок по душе и по характеру. Она знает всех. Поэтому, наверно, любая участница ансамбля — солистка. Редко такое встретишь даже в профессиональных коллективах» Людмила Веселова, кроме того, что отлично поет, еще и мастер художественного слова и исполнительница веселых интермедий. Вместе с Валентиной Бычковой они частушечницы. Во время последних поездок на полевые станы их дуэт имел огромный успех. Признанная солистка ансамбля — кассир Галина Бандурова. Есть в составе ансамбля вокальное трио и квартет. «А как Валя Бычкова держит партию! Если уж выучит, никто ее не собьет», — с гордостью говорит Галина Васильевна. «Вся работа, вся забота — ее!» — говорит Валентина Бычкова. И действительно Кляхина и договаривается об автобусе, и «пробивает» костюмы, которые, кстати сказать, появились впервые в районе в их коллективе. Концертов они дают огромное количество, особенно в разгар полевых работ или на выборах. «Порой по шесть выступлений в день давали, — говорит Людмила Веселова. — Тяжело, устаем, а она все такая же — неугомонная, энергичная, подбадривает и помогает. И, знаете, отдых какой-то после выступления чувствуешь. Споешь — и гора с плеч, легко, хорошо с песней становится». Однажды к клубу подошла группа подвыпивших молодых ребят. Захотелось им повеселиться, поорать. Галина Васильевна вышла, спокойно, не повышая голоса, поговорила с ними, и пьяные сникли. «Галина Васильевна никогда не кричит, не скандалит, просто скажет несколько слов так, что хочется все для нее сделать. На работе устаешь, все бегом, надо и детей накормить, и в огород успеть, и дома прибраться. Везде успеваешь, только бы на репетицию прийти. Крутишься быстрей. Мы лучше ночью все сделаем, но в клуб придем», — так говорят участницы ансамбля. А еще говорят о Галине Васильевне: скромная, отзывчивая, упорная. Захотела создать ансамбль — и создала. Никакие трудности не помешали. Захотела костюмы заказать — и добилась, деньги нашла, с руководством договорилась. Такая она: «Вся работа, вся забота — ее!». А еще она баян свой любит. Он ее верный друг и первый советчик. Растянет мехи, польется русская песня сразу все сомнения и тяжести прочь. Хочется снова работать и петь. Недавно заведующей Юркинским клубом Галине Васильевне Кляхиной было присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР. И звание это она действительно заслужила. О. АЛЕКСЕЕВА, студентка факультета журналистики МГУ.
"Мне везло на хороших людей" |