По преданию, известному потомкам Салтыковых, сначала на месте, где располагается ныне село Спас- Угол, обнаружили святые источники, потом вокруг построили церкви и часовни, а уже после этого появилось рядом и село Спасское, которое в документах XVII века значится как «старое поместье». Наименование «Спасское» село получило, видимо, от храма Спас-Преображения, названного так во имя Преображения Господня, происшедшего, как известно, на горе Фавор: лицо Спасителя просияло, как солнце, и одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. Своим Преображением Спаситель показал нам, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится ~ тогда весь наш земной мир. Из святых источников доныне сохранился родник Иорданка, который, надеемся, этим летом будет благоустроен и станет доступным для. всех желающих как дар Святого Духа, когда-то снисшедшего на эти благословенные места. Видимо, свое название родник Иорданка получил от названия реки Иордан, в которой был крещен Спаситель. По дошедшим до нас из месяцесловов и других источников сведениям, многие поколения Салтыковых занимались деятельностью церковно-религиозного характера: благотворительностью, строительством храмов как в самом Спасском, так и в его окрестностях. Священник Федор Ушаков в книге «Село Спасское» пишет: «С неизвестных времен здесь, в селе Спасском, существовал деревянный храм, построенный во имя Преображения Господня». По его обветшанию в 1645 г. Тимофею Тимофеевичу Салтыкову была Дана храмозданная грамота: в Дмитровском уезде в Космодамиановском стане в селе Спасском «воздвигнути новый храм во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да в приделе великого чудотворца Николы на старом престольном месте». Но к строительству этого храма приступил лишь его внук, Дмитрий Салтыков. Однако, как пишет Надежда Ивановна Салтыкова в «Месяцеслове» на 1794 г., «в 1787 году июля 20 дня... сгорела Преображения Господня церковь... Строил ея Дмитрий Степанович Салтыков, положен тут же под престолом». Затем «1792 года мая 16 дня заложена каменная церковь Преображения Господня на месте сгоревшей — по грамоте преосвященного Тихона, епископа Тверского и Кашинского, строителем Клобукова монастыря Авраамием», Подлинник храмозданной грамоты от 8 октября 1789 года был у щедриноведа Н. В. Яковлева в Санкт-Петербурге. Хотя в грамоте говорится, что когда «храм будет устроен, тогда грамота сия в нем да хранится...»; «1797 года июля 14 дня по милости всемогущего Бога, по благословению преосвященнейшего Иринея, архиепископа Тверского и Кашинского, освящена каменная церковь тем же Клобукова монастыря строителем иеромонахом Авраамием, с ним было 15 священников и шесть дьяконов». Кроме церкви Преображения в Спасском была и еще одна церковь — в некотором отдалении от западных ворот первой. То была церковь во имя Корсунской Божией Матери, построенная Василием Богдановичем Салтыковым, дедом писателя, и освященная 23 марта 1779 года. В календаре на 1817 г. читаем: «1818 года января 16 Дня сгорела в селе Спасском деревянная теплая церковь Корсунския Божией Матери». Поэтому было решено разобрать трапезу Преображенской каменной церкви, расширить ее, сделать в ней два придела во имя... (Корсунской Божией Матери) и во имя Николая Угодника. 19 сентября, 1820 г. оба придела церкви были освящены. На месте же Корсунской деревянной церкви была построена новая часовня.
Т. ХЛЕБЯНКИНА. |