На районной планерке с обширным докладом выступила председатель комитета обрязования администрации Талдомского муниципального района Ирина Николаевна СТАРОДУБОВА. Публикуем этот доклад с сокращением. Полностью он размещён в Интернете на сайте администрации
B настоящее время становится все более престижно работать в бюджетной сфере, т.к. зарплата в здравоохранении и образовании в среднем составляет 11-12 тысяч рублей в месяц. Из консолидированного бюджета района 2007 года на образование и молодежную политику было выделено 305,1 млн.рублей, что составляет 48.6%. В муниципальную систему образования входят: 16 дошкольных образовательных учреждений; 15 средних общеобразовательных школ, 1 основная общеобразовательная школа; 3 начальные общеобразовательные школы; 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; 1 специальная (коррекционная) школа-интернат; 2 учреждения дополнительного образования.
ДОШКОЛЬНЫЕ 0БРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Дошкольные образовательные учреждения Талдомского муниципального района рассчитаны на 1970 детей, а посещают их 1424 воспитанника. Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1.5 до 6 лет - 74%. Обеспеченность местами в настоящее время соответствует нормативам, но по территории распределение мест неравномерное. При резерве мест в сельской местности существует очередь в детские сады в городе и поселках. В Талдомском муниципальном районе 4 дошкольных образовательных учреждения имеют статус «Центр развития ребенка», 5 - «Детский сад комбинированного вида», 3 - «Детский сад общеобразовательного вида». В детском саду комбинированного вида «Аленка» г. Талдома и в детсаду «Мишутка» п.Запрудня функционируют 4 группы для детей с ограниченными возможностями (2 группы - для детей с нарушениям опорно-двигательного аппарата и 2 - для детей со сложными дефектами). Основной комплексной программой воспитания и обучения в детском саду является Программа под редакцией М. Васильевой. Используются вариативные образовательные программы « Радуга» , «Детство», «Развитие», «Истоки». «Кроха», а также программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Князевой, «Из детства - в отрочество» Т. Дороновой по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Наш дом - природа» Н.Рыжковой, «Юный эколог» С. Николаевой и др. Затраты на содержание одного ребенка в детском саду за 2007 год - 416 рублей в день. Родительская плата - 1000 рублей в месяц. В дошкольных учреждениях района реализуются различные направления дополнительного образования: физкультурно-спортивное, эколого-биологическое, социально-педагогическое, естественнонаучное. Практически во всех детских садах имеются музыкальный и спортивный залы, кабинеты релаксации, кабинеты психолога и логопеда. Дошкольные учреждения располагают богатым потенциалом квалифицированных педагогов-психологов, учителей-логопедов. Детский сад комбинированного вида №17 «Огонек» д. Ермолино является экспериментальной федеральной площадкой по внедрению социоигровых технологий РАО Института социально-педагогических проблем сельской школы.
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Структура общего образования состоит из трех ступеней, определяемых программами соответствующего уровня: начальное общее, основное общее, среднее общее. Система общего образования включает в себя 20 общеобразовательных учреждений различных видов, около 4000 учащихся. На начало 2006-2007 учебного года количество обучающихся в 1-9 классах составляло 3246 человек, в 10-11 классах - 634 человека, a проектная наполняемость общеобразовательных учреждений района 9360 чел. За 2006 год ни одно образовательное учреждение не было закрыто. Все дети учатся в одну смену. Наполняемость классов в среднем - 15,3 чел. В школах работают группы продленного дня, которые посещают 44,2% учащихся. В школу полного дня на базе МОУ «Запрудненская средняя школа №2» ходят 368 учеников начальных классов. На протяжении нескольких лет в школах формируются классы компенсирующего обучения, в которых в настоящее время обучается 231 человек (6,2%), по специальным коррекционным программам - 61 ученик (1,6%). В вечерней (сменной) общеобразовательной школе очно и заочно учатся 143 человека.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Сфера дополнительного образования на муниципальном уровне составляет более 1700 детей. Школьный компонент дополнительного образования представлен вариативной частью школьных предметов по выбору, факультативами, а также клубно-кружковой работой вне обязательного учебного процесса. В сфере образования района работают два учреждения дополнительного образования: Дом детского творчества и Детско-юношеская спортивная школа в п. Северный, основными направлениями деятельности которых являются спортивное воспитание подростков, детское и юношеское творчество, организация отдыха детей. В учреждениях дополнительного образования детей трудятся (включая совместителей) 66 педагогов, 30% из них имеют высшую квалификационную категорию. Высокий профессионализм и преданность любимому делу отличает тренеров-преподавателей по боксу ДЮСШ. Звания «Почетный работник общего образования РФ» имеют X. Замдыханов и С. Говорков. Они подготовили чемпионов России и победителей международных турниров по боксу. Тренеры-преподаватели С.Гришин («Отличник просвещения РФ», лауреат ежегодной премии губернатора Московской области) и С. Морозов подготовили призеров и лауреатов Всероссийских соревнований по лыжам в 2007 году. Команда гандболистов под руководством тренера-преподавателя И. Хохлова, лауреата именной премии губернатора, стала победителем областной спартакиады. Благодаря опытным педагогам дополнительного образования Сергею и Татьяне Петровым на базе Дома детского творчества существует музыкальная студия «Карусель». В 2006-2007 учебном году солистки студии стали дипломантами областного и российского конкурсов эстрадной песни.
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Последние 15 лет система образования переживала трудные времена. Администрация района по мере возможности решает назревшие проблемы: отремонтированы крыши 11 школ, ведутся косметические и поддерживающие ремонты, но необходимы немалые средства для кардинального изменения сложившейся ситуации. 15 общеобразовательных учреждений требуют капитального ремонта (75% от их общего количества). Вербилковская начальная школа находится в аварийном состоянии и закрыта на реконструкцию и перепрофилирование. В 2007 году капитально отремонтированы здания Вербилковской средней школы, детских садов «Солнышко» и «Теремок» в п. Вербилки и «Журавушка» в селе Новоникольском, продолжается ремонт в Запрудненской средней школе №1, начат капитальный ремонт в детском саду «Аист» п.Запрудня. На ремонт этих образовательных учреждений губернатором Московской области Б. Громовым было выделено более 104 млн. руб. Всего в системе образования района работает 1455 человек, 828 из них - педагогические работники. В образовательных учреждениях трудятся опытные педагоги, имеющие большой стаж работы. Идет процесс так называемого «старения» педагогических кадров, средний их возраст в городе 46 лет, в селе - 40 лет. Удельный вес педагогов пенсионного возраста - 24%. С другой стороны, ярко выражена тенденция в уменьшению притока молодых специалистов, как и в целом по области. Среди педагогов дошкольных учреждений 24% имеют высшее образование, 64% - среднее профессиональное. Курсы повышения квалификации в 2007 году прошли 52 человека, что составляет 19% от числа педагогов детских садов района. Учителя, работающие в школах нашего района, принимают активное участие в конкурсе «Лучшие учителя России», проводимом в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В 2007 г. в данном конкурсе на муниципальном уровне участвовали 10 учителей, 4 из них стали его победителями: И.Н.Аникина (учительница русского языка и литературы Талдомской школы № 3, победитель районного конкурса «Учитель года», «Отличник просвещения РФ»); М.А.Исаченкова (учительница географии Запрудненской школы №1, победитель районного конкурса, лауреат oбластного конкурса «Учитель года»,. «Почетный работник общего образования РФ»); Г.А.Русакова (учительница русского языка и литературы Талдомской школы № 2, лауреат районного конкурса «Педагог года», лауреат именной премии губернатора Московской области); В.А. Крючкова (учительница начальных классов лицея «Школа искусств» г. Талдома, победитель районного, лауреат областного конкурсов «Учитель года»). Победителем конкурса «Лучшие учителя России» на федеральном уровне стала М.А.Исаченкова. За последние 3 года 35% учителей в городе и 65% сельских учителей прошли курсы повышения квалификации. Курсы повышения компьютерной грамотности прошли 19% педагогов городских и 22% педагогов сельских школ. В условиях сокращения количества детей в школах района учебная нагрузка у учителей сравнительно небольшая; только 9% учителей города и 6% учителей села имеют учебную нагрузку более 27 часов (т.е. более полутора ставок). В ближайшие годы эта ситуация будет сохраняться, количество часов учебной нагрузки будет уменьшаться. Руководство образованием и школами района осуществляют 94 человека. Высшее образование имеют 86% pуководителей, среднее профессиональное - 14% (директора начальных школ). Средний возраст руководителей в городе 56 лет, в селе-38 лет. В 2007 голу школы района принимали участие в конкурсе «Лучшие школы России» среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках реализации национального проекта «Образование». На муниципальном уровне победителями были признаны Запрудненская школа №2 (директор Е. Грибанова) и сельская Ново-Никольская школа (директор К. Тихомирова). Маленькая сельская школа стала победителем на федеральном уровне. К. Тихомирова за большой личный вклад в развитие образования района в 2006 году награждена нагрудным знаком «За заслуги перед Талдомским районом». Запрудненская школа № 2 является лауреатом областного конкурса «Лучшая школа Подмосковья - 2007». Л. Минеевой, заместителю директора Запрудненской школы № 2, присуждена именная премия губернатора Московской области. В Талдомском муниципальном районе функционируют два учреждения с круглосуточным пребыванием детей: детский дом г. Талдома и Запрудненская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат восьмого и первого видов. В детском доме г.Талдома дети живут в разновозрастных группах, что позволяет лучше воспитывать каждого из них, где старшие заботятся о младших. Укомплектованность кадрами - полная. Директор детского дома Е. Баурина в 2007 г. награждена именной премией губернатора Московской области. Запрудненская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат способствует образованию и развитию слабослышащих и глухих детей, имеющих определенные проблемы при обучении. Помочь таким детям научиться писать, читать, считать, чувствовать себя полноценными гражданами - задача этого образовательного учреждения. Основные направления развития муниципальной системы образования осуществляются в рамках «Программы развития муниципальной системы образования Талдомского района» на основании концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года. Цель: динамичное развитие муниципальной системы образования в условиях модернизации. В районе действует система методических совещаний заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, которая позволяет школам обмениваться опытом работы. В 2006-2007 годах были проведены семинары «Стратегическое развитие школы в условиях изменяющейся действительности»; «Проектная деятельность школы»; «Школьные инновации: ожидаемые препятствия и пути их преодоления»; «Социально-бытовая адаптация детей с недостатками умственного и физического развития» и др. В районе ведется большая работа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди школьников. Был проведен ряд мероприятий: «Открытый урок против наркотиков»; «Я выбираю жизнь»; (научно-практическая конференция учащихся, родителей и педагогов); «Внимание: подросток!» (общегородское родительское собрание); «Класс, свободный от курения» (районный конкурс) и др. В 2007 году образовательные учреждения района включились в реализацию регионального комплексного проекта модернизации системы управления образованием, который включает в себя; - введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей; - развитие системы оценки качества образования; - развитие сети общеобразовательных учреждений района: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства; - расширение общественного участия в управлении образованием; - управление проектом, мониторинг. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» школы района получили 2 школьных автобуса. 5 интерактивных досок, новые кабинеты физики, химии, биологии, ОБЖ, русского языка и литературы, мастерскую для уроков технического труда. Кроме того, в школы поступило 479 тыс. руб. для обеспечения проезда школьных команд на спортивные соревнования, 800 тыс. - на закупку оборудования для оснащения учебных кабинетов и лабораторий, 446.5 тыс. (2006 г.) и 959 тыс. рублей (в 2007 г.) - на закупку компьютерного оборудования и программного обеспечения.
ПРОБЛЕМЫ Основные сохраняющиеся проблемы муниципальной системы образования района: противоречие между емкостью образовательной сети и реальным контингентом учащихся; наличие малокомплектных школ на селе и педагогических работников в них, ведущих предметы не по своей специальности; недостаточное количество педагогических кадров по следующим предметам: история, иностранный язык, физическая культура; устойчивая тенденция старения педагогических кадров; наличие миграционных потоков из стран СНГ и увеличение доли учащихся с неродным русским языком, социальная неустроенность семей, в которых эти дети проживают: недостаток квалифицированных кадров в области дополнительного образования, недостаточный уровень материальной обеспеченности и технической оснащенности школ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ТАЛДОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВE В районе разработана целевая муниципальная программа «Развитие образования в Талдомском муниципальном районе на период 2008-2010 г.» Основные цели программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей населения и рынка труда в качественном образовании; реализации системы мер по решению приоритетных задач развития образования; устранение диспропорций в обеспечении населения Талдомского муниципального района учреждениями дошкольного и общего образования. Основные задачи программы: повышение уровня обеспеченности населения городских поселений дошкольными учреждениями до 90%; обновление содержания образования, повышения его качества, доступности и воспитывающего потенциала; внедрение новых образовательных, информационных и коммуникационных технологий; обеспечение условий для профессионального и личностного роста кадров образования; совершенствование системы управления образованием, механизмов финансирования образования, использования средств в привлечении дополнительных ресурсов; организация отдыха и оздоровления детей и подростков; организация системы безопасности в образовательных учреждениях; применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; строительство учреждения дошкольного образования в г. Талдоме на 240 мест; реконструкция здания начальной школы п. Вербилки, перепрофилирование здания Нушпольской начальной школы, капитальный ремонт учреждений образования; coздание ресурсного центра на базе средней общеобразовательной школы №1 г.Талдома для организации курсов повышения квалификации педагогов.