Наш земляк великий сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин в «Пошехонской старине» писал: «Башмачное мастерство передавалось из поколения в поколение. Из Пошехонья во все концы России слали сапоги, туфли, валенки». Мало осталось, ныне ремесленников. Очень мало. Настоящих мастеров по пальцам можно пересчитать. Заглянем в мастерскую по индпошиву и ремонту обуви. Ветеранами сапожного дела здесь по праву считают Виктора Ивановича Баранова, Сергея Ивановича Морозова и Алексея Федоровича Бушуева. — У нас в семье отец сапожник был, — начал разговор Виктор Иванович Баранов. — В то время все ремесленничали. Куда ни зайди, через дом точно башмачники и сапожники. Еще маленьким мальчиком меня отдали в учение. Мой учитель, Виктор Васильевич Кораблев, был известен всей округе. Учеников у него было всегда много, — продолжает Виктор Иванович. — Во время работы часто пели песни. Руки работают, а душа пищи духовной требует. Разные песни пели, в основном русские народные. Хорошо получалось, особенно хором, а у нашего мастера лучше всех. Как запоет, бывало, мы даже стучать прекращали, так хорошо пел. Заслушаемся и сидим с раскрытыми ртами и молоточками в руках... — После учебы работал в ателье капитального ремонта, — продолжает Виктор Иванович. — Всю войну там сапожничал. В основном, выполняли заказы для фронта. Валенки подшивали, шили сапоги летчикам и офицерам. Сейчас мало настоящих сапожников осталось, перевелись, время репрессий никого не щадило. Сажали всех, кто под руку попадется. Запрещали заниматься кустарным промыслом. Проверяли в поездах, ловили на базаре. Всюду шныряли доносчики. Разговор в то время был короткий. — Где взял товар? Сам шил? А кожа откуда? Украл?.. Арест, тюрьма. И ничего не докажешь. Народ бедствовал. Одним словом, боялся народ. Все ремесленники притихли: что делать, если власть не дает работать. Запрет лежал много лет. Со временем ремесло стало отходить. Родители посылали своих детей учиться куда угодно, только не по исконному ремеслу. Так, постепенно и перевелись мастера в нашем крае. Одна Хохлома осталась на Руси. В старину ремесло считалось самым основным в жизни. Помню случай, продолжает Виктор Иванович. В одной семье мать, умирая, с гордостью говорила, что у нее шестеро детей и все стали мастерами, ни одного пастуха. Вот как ценили раньше ремесло. А сейчас, по нашей жизни, лучше пастухом устроиться, больше заработаешь. Да, бежит времечко. Раньше не так шили, как сейчас — ранты вшивали и к ним пришивали подошву. Этот процесс был более трудоемкий, и времени больше уходило, зато сапоги получались отменные. Клеем раньше не пользовались. Обувь, если по-научному выразиться, экологически чище была. Воздух проходил, нога «дышала». Подошву и урез обрабатывали под воск. А на кожаной подошве сейчас разве что детские тапочки шьют. Да и условия труда изменились. Начнем с ножей. Они у нас самодельные, из прочной толстой пилы. Сами заказываем, за свои деньги. Рашпилей не хватает, их тоже заказываем. Добротных сапожных инструментов в обрез. Судите сами, как можно работать, если щучки затяжные (это что-то вроде плоскогубцев, но носик напоминает щуку) в недостаточном количестве. Пойдем дальше. Колодок не хватает. Раньше деревянные колодки у нас, в Талдоме на фабрике делали, теперь перестали. А пластмассовые нам не подходят. Обувная фабрика еще может на, них работать, а мы — нет. У нас ведь индпошив. На каждого заказчика идет подбор колодки. Деревянные колодки тем и хороши, что их можно подогнать под ногу клиента. Работают у нас и молодые ребята Александр Лапаев, Геннадий Морозов, Евгений Грибков, Начинали в цехе по ремонту обуви, теперь — на индпошиве, наравне с нами, ветеранами. Молодежь обзавелась семьями, всем жилье нужно... — В народе говорят: «Пьет как сапожник»... — Мы бы не прочь, пожалуй... да вышить нынче — тоже проблема... Мне, старику, нравится моя работа. Считаю мастерство наше хорошим делом. Четвертый год на пенсии, но продолжаю работать. А чего дома сидеть? Живу на четвертом этаже, балкона нет. Как кукушка из окошка выглядывать? Пока здоровье позволяет, поремесленничаю еще, обещает В. Баранов. А придете к нам, ребята, и вас научу. А. КОМЛЕВА. |