Привлекательность перспективы.
Любопытная строка есть в Уставе Талдомского колледжа декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: «Учреждение создано на неограниченный срок». Ну и что ж, что нет в этом мире ничего вечного, кроме самой Вечности! «Неограниченный срок» для вышеуказанного учебного заведения, по человеческим меркам, — отличный аванс, выданный созиданию людей и вещей, которые делают нашу жизнь радостнее и краше. Когда-то в наших краях не было двух одинаковых домов. Теперь раритетов всё меньше даже в старой части районного центра — строений, сохраняющих красоту, достоинство и индивидуальность и в своей ветхости. Больше повезло предметам исконно русского обихода: мы вовремя спохватились, пожелав сберечь замечательные традиции народного художественного творчества. Хорошим подтверждением тому — Подмосковье, где сегодня в различных учебных заведениях такого рода совершается чудо приобщения сотен молодых людей к секретам чуть было не утраченных профессий, масштабного возрождения уникальных искусств. Наш Талдомский колледж — естественное продолжение лицея «Школа искусств». Создание нового учебного заведения было предусмотрено Планом развития культуры Московской области на 1995-2005 годы. Там было сказано: «со временем...» Понятно, что без должной инициативы и настойчивости администрации района, её комитета по культуре и спорту дело это могло бы и не осуществиться. Но 26 июня 2004 года глава района А. Белов принял соответствующее постановление; развернулись работы по ускоренному вводу в строй необходимых учебных корпусов в микрорайоне «Юбилейном», и в сентябре того же года здесь уже начались занятия. Код специализации — 0515: «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», получаемая профессия — «художник-мастер». Срок обучения — три года и десять месяцев, территориальный охват — Северное Подмосковье. Согласно утверждённому Министерством образования учебному плану, художник-мастер должен знать изобразительную графику, законы композиции, основные этапы развития изобразительного и прикладного искусства, историю возникновения и развития народных промыслов, основы перспективы, основы экономики, основные принципы охраны труда. Таков более чем сжатый перечень того, что предстоит изучить студентам колледжа. Развёрнутый (в буквальном смысле, потому что представляет собой сложенный вчетверо здоровенный ватман) общий учебный план колледжа столь плотен и многообразен, что просто диву даёшься: а когда же гулять? Впрочем, на то они и студенты, чтобы находить время для всего на свете и чувствовать себя счастливыми, несмотря на стипендию в 160 рублей (это для тех, кто успевает на «четыре» и «пять»). Таких, слава Богу, большинство, потому что приходят сюда, как правило, по призванию и часто — с уже довольно прочными навыками, необходимыми будущему художнику-профессионалу. Значительную часть учащихся колледжа в настоящее время составляют выпускники местного лицея «Школа искусств»; есть здесь бывшие воспитанники Дмитровской художественной школы, художественного отделения Вербилковской детской школы искусств, юные представители посёлка Северного. Обучается в колледже и группа насельниц Александро-Невского женского монастыря. Вернёмся, однако, к учебным планам колледжа. Заместитель директора по учебно-производственной работе Марина Вячеславовна Галушкина пояснила, что таких планов два: один — для тех, кто пришёл в колледж по окончании «одиннадцатилетки», и другой, несколько скорректированный, — для окончивших «девятилетку». Десятки предметов, в числе которых рядом со специальными дисциплинами стоят общеобразовательные: иностранный язык и обществознание, география, физика, химия, биология, экология, основы философии, этика и эстетика, основы права, социальная психология, основы социологии и политологии, культурология, история религии и атеизма... Среди так называемых общепрофесиональных дисциплин, помимо наиважнейших, таких, как рисунок, живопись, скульптура, перспектива, цветоведение, композиция, исполнительское мастерство, технология и материаловедение, декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы, народный орнамент, декорирование керамики, есть история искусств, пластическая анатомия, правовое обеспечение и информационные технологии в профессиональной деятельности. Производственная (профессиональная) практика включает в себя работу на открытом воздухе (пленер), изучение памятников искусства и архитектуры в других городах. «Сквозной», серьёзнейший курс обучения русскому языку и литературе - русской и зарубежной. Ведёт его М. Галушкина, по праву считающая свой предмет одним из первостепенных. Не спорю. — Не новая, но очень правильная мысль, — говорит она, — талантливый человек талантлив во всём или, по крайней мере, во многом. Вот, взгляните, — подаёт она мне реферат второкурсницы Оксаны Пироговой «Анализ литературного произведения И. В. Гёте «Фауст». Листаю страницы, исписанные аккуратным девичьим почерком, и намётанный глаз по обилию небольших помарок и вставочек определяет степень самостоятельного погружения студентки в сложнейшие материи — вплоть до сравнения переводов, сделанных Н. Холодковским и Б. Пастернаком. — Поздравляю, — не могу удержаться от реплики по поводу явного успеха воспитанницы колледжа. — Спасибо. Но ведь она у нас не одна такая... Взгляните на зачётки, — собеседница снимает со стопки, нежащей на столе, новенькую зелёненькую книжицу. Сахарова Евгения Михайловна... Рисунок — «пять», живопись — «пять», композиция — «пять», исполнительское мастерство — «пять» — словом, все экзамены зимней сессии сданы на «отлично». — Сильный первый курс подобрался нынче, — говорит Марина Вячеславовна, — взяли, как говорится, с места в карьер, очень успешно прошли первую же промежуточную аттестацию, особенно хорошо проявив себя в освоении спецпредметов. А девушка, зачетку которой Вы держите в руках, представила на выставку в «Крокус-Экспо», недавно проходившую в Москве, подлинное произведение искусства — русскую матрёшку, которой любовались все, кто посетил наш уголок престижного областного вернисажа «Культурная реальность Подмосковья». Одновременно здесь были выставлены и работы других учащихся колледжа. Преподаватель спецдисциплин Виталий Александрович Карачин давал на выставке мастер-класс «Роспись по фарфору». Кстати, под руководством этого педагога студентки Катя Савельева, Люба Федоричева и Маша Кормихина создали акварели, признанные достойными Международного конкурса «Журавль — птица мира». — А это чьи матрёшки? — показываю на целый хоровод, расположившийся на полке. — Наши. То есть наших учащихся... Нравятся? Ещё бы: вот «зимняя» матрешка, укутанная в цветастый платок, вот весенняя — с букетиком подснежников и пасхальным яичком, вот летняя — с ромашкой, а вот осенняя — с грибами и ягодками... И, обратите внимание, — ни одного клона: те матрёшки, которые внутри своей «старшей сестры», имеют свой характер, свою «изюминку»... И тут, конечно, большая заслуга педагога Татьяны Александровны Ерёминой, которая сумела передать своим ученицам любовь к этому виду народного творчества. — Но начинается всё с рисунка... — Несомненно. Этот прочный фундамент закладывает опытнейший педагог Лариса Константиновна Цветкова. А ещё она ведёт такой увлекательный предмет, как история искусств. — Слыхал я, колледж собирается «освоить» новую специальность — компьютерную графику... — Верно. Традиционное искусство не помеха для нового... Обнадёживающим представляется будущее учебного заведения, когда видишь реальные результаты усилий преподавательского коллектива и студентов. Вместе с тем, наряду с вполне нормальными трудностями становления, всё более настоятельной становится проблема радикального улучшения материально-технической базы учреждения, привлечения новых квалифицированных кадров. Как сообщил директор колледжа Алексей Алексеевич Цветков, сейчас идёт передача учебного заведения в государственную собственность Московской области, что соответствует федеральным законам №№122 и 131 и постановлению губернатора Б. Громова, принятому в конце прошлого года. — Теперь нашим учредителем является Министерство культуры области, — сказал А. Цветков. — Это вполне отвечает интересам дальнейшего развития колледжа, требующего значительных материальных, кадровых ресурсов. Понимая это, органы местного самоуправления района активно поддерживают соответствующие шаги, готовы оказывать процессу всемерное содействие. Мы очень надеемся, что колледж займёт достойное место среди учебных заведений, реализующих основные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня по специальностям группы «Культура и искусство», позволит полнее раскрыть большой творческий, художественный потенциал не только Талдомского района, но и всего Северного Подмосковья.
Е. Гуров. (Наш корр.) |
Категория: Школа искусств | Добавил: alaz (08.01.2014)
|
Просмотров: 744
| Рейтинг: 0.0/0 |
|