"России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований, — говорится в Послании Президента В.Путина федеральному Собранию РФ. Первоочередная задача приоритетного национального проекта "Образование"— дать системе образования стимул к продвижению вперед. В проекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений: выявление и приоритетная поддержка лидеров — "точек роста" нового качественного образования и внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов, создание в учебных заведениях попечительских и управленческих советов, привлечение общественных организаций. При этом новая система оплаты труда преподавателей сориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы. «Наша школа, — считает директор Талдомской третьей средней школы №3 Людмила Алексеевна Чернышева. — это открытое пространство для развития потенциальных возможностей и самореализации учащихся и учителей. Предназначение школы — дать основное и общее (полное) среднее образование каждому ученику в соответствии с индивидуальными его возможностями, содействовать адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворению образовательных потребностей учащихся. Для этого мы разработали собственную Программу "Школа для всех, школа — для каждого", которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения. Приоритеты: "Ученики, учителя, родители" и "Гуманизм как основа образовательного процесса, определяющая место человека в обществе". Нашу школу мы видим такой: кроме образовательных классов в ней есть классы углублённого изучения предметов, специализированные и профильные классы; есть комфортный моральный, психологический климат».
"У ШКОЛЫ — ВЫСОКИЙ ПОТЕНЦИАЛ" Как охарактеризовала школу председатель районного Комитета народного образования Ирина Николаевна Стародубова, ТСШ№3 имеет высокий потенциал. — То, что школа стала одной из победительниц муниципального и регионального конкурсного отбора образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование", — отметила она, — и главные победы в областной конкурсной борьбе одержали в уходящем году преподаватель этой школы Н. Диких и учащийся Н. Скворцов, а также то, что выпускники школы поступают из года в год в престижные вузы, говорит о том, что учителя и учащиеся работают здесь с большой самоотдачей. Немаловажную роль в успехах и достижениях школы играет её руководитель... ...Директор школы Людмила Алексеевна Чернышева имеет высшую квалификационную категорию как учитель (математик) и как руководитель. В этой школе она работает с 1989 года. Три года была завучем, а в 1992 году сменила на директорском посту Ирину Николаевну Стародубову, ставшую председателем КНО. Будучи директором, Л. Чернышева получила звание "Заслуженный работник образования МО", медаль "В память 850-летия Москвы", губернаторский знак "За труды и усердие". 14 лет она трудится в качестве руководителя в сильном коллективе, совершенствуя его, способствуя единству педагогов, детей и родителей в школьных делах и начинаниях. Вот что рассказала она об истории школы и её современной жизни.
ИЗ ИСТОРИИ ШКОЛЫ Старейшая в городе школа имеет богатейшие традиции, пользуется авторитетом среди жителей района, является базовой для проведения районных и региональных семинаров и других мероприятий, ресурсным центром по дополнительному образованию. Девятилетняя школа была образована в 1918 году, в 1920-м она была переименована в среднюю, в 1946-м называлась "средней школой №2", в 1963-м — "восьмилетней школой №3", в 1990 — "Талдомской средней школой №3", в 1997-м стала называться "МОУ средняя школа №3 г. Талдома", в 1999-м году получила статус "МОУ СОШ №3 г.Талдома". Здание школы было введено в эксплуатацию в 1962-м году.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ Последняя аттестация школы была проведена в марте 2005 года, лицензия на право ведения образовательной деятельности была выдана 23.12.2003 года, аккредитация её — 17.04.2005 года, государственная регистрация юридического лица 29.01.1999 г. Помимо хорошо оборудованных кабинетов, в школе есть хорошие спортзал, столовая, библиотека, музей. Школа включает три ступени обучения: начальную (1-4 классы), основную школу(5-9 классы), старшую школу (10-11 классы). На первой ступени работает эстетический класс, в котором проводятся занятия с психологом "Ступеньки успеха", занятия по английскому языку, ритмике, хоровому пению; в 9-х классах осуществляется предпрофильное обучение, проводятся различные курсы по выбору самих учащихся. На третьей ступени введён и изучается предмет "История Талдомского района", а также проводятся факультативы по другим предметам. Всего в школе обучаются 576 учеников (196 — на первой ступени, 274 — на второй, 106 — на третьей). В школе работают 38 педагогов, из которых 16 имеют высшую квалификационную категорию: 10 — первую категорию. Два педагога учатся в аспирантуре, 32 педагога имеют высшее образование, 6 педагогов — среднее специальное. В школе работают социальный педагог, логопед, педагог-психолог. За большой вклад в обучение и воспитание учащихся некоторые педагоги школы награждены государственными наградами, за успехи в учебно-воспитательном процессе многие из учителей имеют областные и районные награды, 5 учителей награждены грамотами Министерства образования МО, 14 — грамотами главы администрации Талдомского района, 10 — грамотами Комитета народного образования. Педагоги школы принимают активное участие в ежегодных конкурсах "Педагог года": И.Аникина была победительницей самого первого такого конкурса, который состоялся в 1994 году, Н.Никитина стала победительницей конкурса 2001-го года, Т.Романова — финалист конкурса "Самый классный классный" 2006 года. Результаты учебной работы за последние три года таковы: уровень обученности школьников — оптимальный. Качество знаний стабильно и в 2005-м учебном году составило 43 процента, что выше среднерайонного показателя. Многие из выпускников поступают в высшие учебные заведения. Учатся в ведущих вузах страны: в МГУ имени Ломоносова, в РХТУ имени Д.Менделеева, МГТУ имени Н. Баумана и других. Среди выпускников есть и кандидаты наук. В 2003-2004 учебном году выпускники школы получили 3 золотые и 2 серебряные медали: в 2004-2005 году — 1 золотую и 4 серебряные медали. В 2005-2006 году — 2 золотые и 3 серебряные. По три выпускника 2006-2007 учебного года претендуют на золотые и серебряные медали. Школа сотрудничает с высшими учебными заведениями, шестой год работают подготовительные курсы по подготовке учащихся в технические вузы. Сотрудники Областного педагогического университета ведут занятия в школе "Юный филолог", несколько лет в школе проводятся вступительные экзамены в РХТУ имени Д.Менделеева, второй год на базе ТСШ №3 работает школа "Юного химика", в которой проводятся занятия по химии и математике для учащихся района. В рамках программы с одарёнными детьми ученики школы ежегодно принимают участие в районных предметных олимпиадах. Имеют достижения ученики школы и в областных, и во всероссийских олимпиадах: в 2005-2006 учебном году три ученика приняли участие в областных олимпиадах, а выпускник прошлого учебного года Н.Скворцов принимал участие в двух олимпиадах (по русскому и английскому языкам), занял третье место в олимпиаде по русскому языку и был награждён стипендией губернатора Московской области "За особые успехи в научной деятельности". В 2006-2007 учебном году учащиеся школы заняли 19 призовых мест на районных олимпиадах, из которых 14 — первых. Девять учащихся школы будут защищать честь района на областных олимпиадах по праву, биологии, экологии, литературе, английскому языку. 28 апреля 2006 года проходил школьный образовательный форум "Перспективный проект" ( одна из форм проведения дней науки и творчества в школе). Его задача — показать научно-исследовательскую деятельность коллектива учителей и учащихся. Работа проходила по секциям: было представлено и защищено 17 проектов учащихся школы. Лучшие проекты были отмечены грамотами. Каждый школьник может реализовать свои способности, таланты, занимаясь в свободное от учёбы время в различных кружках. В школьных учебных кружках занимается почти половина учащихся. В школе большое внимание уделяется физическому развитию учащихся: ныне у более чем половины учеников — развитие среднего уровня, у 6 процентов — выше среднего, у стольких же — ниже среднего. В прошлом учебном году учащиеся школы заняли 2 место в районной спартакиаде городских и поселковых школ. Спортивные достижения учащихся школы — результат плодотворной работы с ребятами учителя физкультуры В.Кучумова (ныне покойного). Юноши принимали участие в областных соревнованиях по баскетболу, а девушки — по волейболу. Большая работа проводится в школе по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. В ноябре 2005 года в ТСШ№3 состоялась районная конференция "Сотвори солнце в себе". Ее задачами были расширить знания участников конференции о биологических, психологических и социальных механизмах формирования алкоголизма, наркомании и токсикомании, объединить усилия семьи и школы в профилактической работе с подростками. В работе конференции приняли участие 100 учащихся школ района, родители, представители районной администрации, общественных организаций. Два года в школе проходила акция под девизом: "Нет курению!". В ее проведении принимали участие Московский областной центр медицинской профилактики и Талдомский наркологический реабилитационный центр "Выбор". Весной и осенью прошлого года проводилось тестирование учащихся 7-8 классов на наличие уровня углекислого газа в выдыхаемом воздухе, анонимное анкетирование учащихся, лекции-беседы ведущих специалистов в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами. Конкурс минисочинений, танцевальный марафон, конкурс песен на тему "В здоровом теле — здоровый дух". Итогом этой акции была школьная конференция, в которой приняло участие 130 учащихся школы. В учебном заведении созданы все необходимые условия для воспитательной работы. Развивается самоуправление, работают Совет школы и общешкольный родительский комитет, школьная дума (для учащихся 5-11 классов под руководством Н.Никитиной), детская организация "Радуга" (для учащихся 1-4 классов). Два года подряд проходят интересные встречи старшеклассников с депутатом Московской областной Думы доктором технических наук Анатолием Васильевичем Долголаптевым. Особое место во внеклассной работе отведено военно-патриотическому воспитанию. Каждый год краеведческие группы учеников школы принимают участие в районных краеведческих конференциях и становятся победителями. Вот уже несколько лет подряд учащиеся школы являются победителями районной игры "Зарница". Гордостью школы является воссозданный и открытый в 2005 году школьный музей под руководством старейшего педагога Лидии Сергеевны Жуковой (в нём ученики знакомятся с историей родного края и своей школы). Ежегодно в канун Дня Победы в гости к учащимся приходят ветераны и участники Великой Отечественной войны. 5 -6 декабря 2006 года в школе прошли мероприятия, посвящённые 65-летию битвы под Москвой. 15 лет уже в ТСШ №3 работает школьный театр. В 2003 году этот коллектив стал лауреатом областного конкурса и был награждён дипломом второй степени. Руководитель школьного театра Г.Куликова — лауреат областного конкурса "Сердце отдаю детям". Улучшилось материально-техническое оснащение учебного процесса. Два года подряд на эти цели государство выделяет средства в соответствии с числом учащихся. Это позволило приобрести учебники и учебные пособия на сумму 48635 рублей, три компьютера, два мультимедийных проектора, один ноутбук, два телевизора, 3 DVD-плеера, музыкальный центр, фотоаапарат, принтер, вертикально-сверлильный станок, экран.
ГЛАВНАЯ ПОБЕДА В 2006 ГОДУ В 2006 году школа приняла участие в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений Московской области, активно внедряющих инновационные образовательные программы в рамках национального проекта "Образование", и вошла в число победителей регионального конкурса. 20 сентября г. Коломне школе был вручен сертификат на приобретение оборудования для кабинета физики. На сумму 450 тысяч рублей в школе централизованно будут установлены компьютер, приборы, графопроектор, таблицы, экран. А на сумму 50 тысяч рублей — открыты лимиты на приобретение лабораторных столов для учащихся, а также демонстрационного стола для учителя. Педколлектив выдвинул учителя географии и права, лауреата премии губернатора МО Н.Диких для участия в конкурсном отборе учителей образовательных учреждений МО для денежного поощрения из федерального бюджета — за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование. Наталья Викторовна стала лауреатом этого конкурса и была награждена премией в размере 60 тысяч рублей. А школа получила интерактивный класс на сумму 153 тысячи рублей, в который входят интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.. В рамках национального проекта "Образование" в ноябре 2006 года школа была подключена к Интернету. Так как школа стала победительницей муниципального и регионального конкурсного отбора в рамках национального проекта "Образование", она будет весь этот учебный год делиться опытом своей работы.
"НА КОЛЛЕКТИВ МОГУ ПОЛОЖИТЬСЯ" Как рассказала мне Л.Чернышова, в административную группу учреждения входят В.Зуева, Т.Пчёлина и Н.Никитина. Вместе с директором школы они коллегиально руководят школьным коллективом, воплощая все школьные планы и идеи в жизнь. Валентина Анатольевна Зуева — завуч по воспитательной работе, первый заместитель директора, преподаватель английского языка, "Заслуженный работник образования МО", награждена медалью "В память 850-летия Москвы", занимается вопросами основной и старшей школы. Татьяна Владиславовна Пчёлина — заместитель директора по учебно-воспитательной работе начальной школы, преподаватель истории (прежде преподавала русский язык и литературу), награждена Почетной грамотой Министерства образования Московской области. Как классный руководитель она участвовала в интереснейшем эксперименте — вела класс с 1-го по 11-й. Эксперимент удался, и подобную практику решено продолжить. Наталья Викторовна Никитина — заместитель директора по воспитательной работе, награждена грамотой Министерства образования МО, учитель начальных классов с правом преподавания географии в основном и старшем школьном звене (географ с высшим образованием). В школе трудятся сильные словесники: И.Аникина, Л.Ильина, Е.Румянцева. И.Аникина — отличник народного просвещения, победитель одного из конкурсов "Учитель года", член районной комиссии по проверке медальных работ, член районной экспертной группы по проведению аттестации учителей. Л.Ильина имеет звание "Почетный работник общего образования Российской Федерации", является руководителем школьного методического объединения. Е.Румянцева лишь несколько лет трудится в школе. Работает творчески, с огоньком. У неё есть дар — слагать стихи, и к праздникам она преподносит коллегам стихотворные поздравления. В школе — перспективное начальное звено. Педагог Е. Насекина в прошлом году выпустила класс, почти полностью состоящий из отличников и хорошистов. А как тщательно готовится учитель к своим необычайно интересным урокам! Способным педагогом и разносторонним человеком зарекомендовала себя за пять лет работы в школе Т.Романова. Работая учителем начальных классов, она даёт еще и уроки музыки в основной школе. Участвовала в прошлом году в районном конкурсе "Самый классный классный" и стала его лауреатом, была награждена грамотой Министерства образования. Учится в аспирантуре педвуза в Орехове-Зуеве. Хорошими организаторскими способностями обладает педагог начального звена Ю.Морозова, которая ежегодно возглавляет летний школьный лагерь. С большой самоотдачей работает А. Ковтун. Уже работая в школе, она окончила институт. С начала нового учебного года дала уже два ярких открытых урока, выступила на районном семинаре с интересным докладом. Ответственно относятся к своим профессиональным обязанностям Е.Шалимова и И.Петухова. В Московской аспирантуре учится преподаватель химии и биологии Лариса Александровна Брюханова, которая является и председателем школьного профсоюзного комитета. Школа обязана ей тем, что она сохранила у нас профком. Лариса Александровна тоже принимала участие в конкурсе "Учитель года". Школа славится очень сильными преподавателями английского языка. Это Т.Чуркина, Е.Козьмина, Е.Михайлова. Два первых педагога имеют высшие квалификационные категории. Готовят ребят для поступления в престижные вузы. Выпускница нашей школы Е.Басова работает школьным психологом по программе "Ступеньки успеха", проводит с учениками коррекционно-развивающую работу с целью преодоления отклонений социально-психологического характера и проведения профилактических мер. Проводит она и занятия на заседаниях психологического клуба "Среда" (эти занятия посещают учащиеся старших классов). Басова разработала специальную программу и теперь ведет предмет "Выбор профессии". Отличником народного просвещения является Л.Жукова. Она обладатель медалей "За трудовую доблесть". "Ветеран труда", ей было присуждено звание "Соросовский учитель", она преподает в школе физику. В школе работают и другие ветераны труда. Римма Федоровна Кузнецова (до Ирины Николаевны Стародубовой была директором третьей школы и тоже преподавала математику) ведёт теперь группу продлённого дня. Недавно в школе отметили 50-летие её трудовой деятельности. Много сил и здоровья она отдала воспитанию детей, любимому предмету — математике. Воспитателями группы продлённого дня работают также Т.Резникова и Е.Кадышева. Дети очень любят своих воспитателей. Много сил отдала школе библиотекарь Т.Тихомирова (выручалочка для желающих подобрать необходимый материал). С недавнего времени в библиотеке есть компьютер — отличный помощник Татьяне Николаевне и посетителям школьной читальни. Второй год ведёт информатику в школе Д.Джалилов. Он принимал участие в форуме "Образовательный проект", его доклад был посвящен внедрению Интернета в сферу образования. Возможности подключения школы к Сети работники учебного заведения обсуждали на совещании с представителями партии "Единая Россия" в конце прошлого учебного года. Просьба школы о бесплатном подключении к Интернету была удовлетворена, государство оплачивает соответствующие услуги... Людмила Алексеевна заметила, что в одной, даже большой, газетной публикации не рассказать обо всех школьных делах. — В нынешнем году, — ответила я, — "Заря" выходит уже на 24 страницах, а значит, у нас будет возможность гораздо подробнее освещать жизнь школ района.